Развитие умений учиться воспринимать текст на слух

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Тема данного исследования, «Развитие умений учиться воспринимать текст на слух (на младшем и среднем этапе)», является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения иностранному языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. И недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. А ведь изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Он противопоставлен термину «слушание». Если «слушание» обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Реализация воспитательной, образовательной и развивающихся целей в процессе аудирования…………………………………………………………….5
Аудирование как вид речевой деятельности. Механизмы аудирования……………………………………………………………………….6
- верные прогнозы на всех уровнях языка……………….12
Трудности аудирования…………………………………………………………13
- лингвистические трудности……………………………16
- трудности языковых материалов………………………17
Требования к тексту……………………………………………………………..18
Преодоления трудностей………………………………………………………..20
Источники. Речь учителя………………………………………………………..28
Практическая часть – трудности восприятия аутентичной речи и способы их приодаления………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ ГОУ  ВПО Красноярский государственный  педагогический университет им. В.П. Астафьева

 

 

 

Кафедра лингводидактики

Колесникова Ольга Владимировна

студентка группы 54 Н

 

 

 

 

"Развитие  умений учиться воспринимать  текст на слух"

(на  младшем и среднем этапах).

 

 

 

 

                                  

 

                                   Научный руководитель:

                    Алисова Г.П.,

  доцент кафедры лингводидактики.

 

 

 

 

 

Красноярск 2011г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Реализация  воспитательной, образовательной и  развивающихся целей в процессе аудирования…………………………………………………………….5

Аудирование как  вид речевой деятельности. Механизмы  аудирования……………………………………………………………………….6

                                - верные прогнозы на всех уровнях языка……………….12

Трудности аудирования…………………………………………………………13

                                  - лингвистические трудности……………………………16

                                  - трудности языковых материалов………………………17

Требования к тексту……………………………………………………………..18

Преодоления трудностей………………………………………………………..20

Источники. Речь учителя………………………………………………………..28

Практическая  часть – трудности восприятия аутентичной речи и способы их приодаления………………………………………………..35

Список  литературы………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема  данного исследования, «Развитие  умений учиться воспринимать текст  на слух (на младшем и среднем  этапе)», является одной из самых  актуальных тем в современной  методике обучения иностранному языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. И недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. А ведь изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Он противопоставлен термину «слушание». Если «слушание» обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование – очень трудный вид речевой деятельности. А то, что современные выпускники школ практически не владеют данным умением совсем ни секрет. Хотя понимание текста на иностранном языке уже включается в задания для поступления в университеты на факультеты иностранных языков. Учащиеся не понимали обращенной к ним речи. Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям. Также аудирование как обратная связь у каждого говорящего во время говорения позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуется в звуковой форме речевые намерения. И конечно же, аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. В такой роли оно выступает, например, при просмотре фильма, телепередачи, прослушивании радиопередачи и т.п. Отсюда очевидна важность и актуальность проблемы обучения аудированию. Предметом исследования является не только сам процесс аудирования на начальном этапе, но и способы обучения этому виду речевой деятельности. Начальный этап является важнейшим, т.к. именно на младшем этапе обучения у учеников должны быть сформированы базовые умения аудирования, которые для успешности обучения, следует совершенствовать на протяжении всего периода овладения аудированием. Целью этой курсовой работы является раскрыть основные аспекты обучения на основе изучения всех доступных источников информации. Задачи исследования:

1) исследовать  процесс аудирования с точки  зрения психологии;

2) изучить  теоретические основы обучения  аудированию; 

3) рассмотреть  новые интенсивные подходы к  обучению аудированию; 

Методом же исследования данного вопроса  является изучение психолого-педагогической и методической литературы. 

 

 

 

 

 

 

"Развитие умений воспринимать  аудио текст на слух" (на  младшем и среднем этапах).

Теоретическая часть - трудности, аудирование как вид, требования к ауд. текста.

Термин «аудирование»  был введен в литературу американским психологом Брауном. Аудирование –  это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой  перцептивную мыслительную мнемическую  деятельность. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудирование дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывание и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающие в то же время и развивающие воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка, и прежде всего слуховой памяти, в столь важной не только для изучение иностранного языка, но и любого другого предмета.

Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были на языке другого народа, в данном случае на немецком - английском языках. Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Например, на начальном этапе, учитель учит детей различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу, слышать долготу и краткость, количественные и качественные характеристики звуков.

Для того, чтобы  целенаправленно обучать аудированию, необходимо знать, в чем его отличительные  особенности как вида РД.

Наиболее полно  они выделены И.А. Зимней(8):

1. По характеру  речевого общения, аудирование относится  к видам РД, реализующим устное непосредственное общение.

2. По своей  роли в процессе общения аудирование  является реактивным видом РД, также как и  чтение (в отличие от индивидуальных видов РД – говорение и письма).

3. По направленности  на прием или выдачу речевого сообщения аудирование, как и чтение, является рецентивным видом РД (в отличие от говорения и чтения)

4. Основная форма  его понимания – внутренняя, невыраженная  в отличие от говорения и  чтения, письма.

Основой внутреннего  механизма аудирования являются такие  психологические процессы, как восприятие на слух, внимание, узнавание и смешение языковых средств, их идентификация, их осмысление, антипатия, группировка, обобщение, утверждение в памяти, умозаключение, т.е. воссоздание чужой мысли и адекватная на нее реакция. Следовательно, предмет аудирования – это чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию.

5. Продукт этого  вида РД – умозаключение, результат  – понимание воспринятого смыслового  содержания и собственное ответное поведение, речевое и неречевое.

Итак, единицей этого  вида РД является смысловое решение, определяющее дальнейшее речевое и  неречевое поведение слушающего. Основная сложность аудирования  с точки зрения обучения в том, что этот вид РД протекает во внутреннем плане, скрыто от наблюдения, и это затрудняет управление ее формированием. Как всякая человеческая деятельность, аудирование  имеет разноуровневую иерархическую структуру. Зимняя выделяет следующие три фазы в структуре РД(8):

Мотивационно-побудительную;

Аналитико-синтетическую;

Исполнительную.

1. Мотивационно-побудительная  фаза должна приводить в действие  КЗ создающей установку на  слушание, ориентирующей в том,  какой должна быть широта и  глубина понимания (полное понимание  всего текста или понимание  основного содержания) КЗ стимулирует интерес.

2. Аналитико-синтетическая  фаза – это узнавание и осознавание  значений известных языковых  и речевых средств и смысла  воспринимаемого, а также догадка  о значении незнакомых средств  и, наконец, умозаключение как  продукт понимания. Следовательно, как бы включает в себя исполнительную, также скрытую от наблюдений часть.

Чтобы сделать  понимание наблюдаемым, надо с помощью  контроля (самоконтроля), т.е. с помощью  вербальной реакции вывести понимание  во внешний план (11). Таким образом, аудирование – это сложный, специфический человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план.

Через аудирование  идет усвоение лексического состава  языка и его грамматической структуры. Проверка понимания происходит тогда, когда ребенок показывает соответствующий предмет или тогда, когда дает краткий ответ. Таким образом осуществляется и обучение пониманию структур разного типа: утвердительных, вопросительных, отрицательных. В тоже самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом.

Таким образом, очевидно, что аудирование как вид речевой  деятельности играет большую роль на начальном этапе в достижении практических, развивающих, образовательных  и воспитательных целей и случат эффективным средством обучения немецкому языку в школе.

Но  в первую очередь для того чтобы  эффективно обучать школьников аудированию, надо четко понимать, что собой  представляет этот вид речевой деятельности с психологической точки зрения.

Итак, смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мнемической  деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др.

Характеризуя  сущность восприятия (слухового и  зрительного) надо строго различать  два понятия: восприятие – процесс  выделения информативных различительных признаков (т.е. формирование образов) и узнавание – опознание сформированного образа в результате сличения его с эталоном.

Гез отмечает, что формирование и опознание  образов носят фазовый характер и хотя у отдельных авторов  имеются расхождения в наименовании и в определении последовательности этих фаз, во всех работах подчеркивается тесная взаимосвязь процессов формирования и опознавания, т.е. восприятия и узнавания(3).

Характеризуя  сущность восприятия (слухового и  зрительного), надо строго различить  два понятия: восприятие — процесс  выделения и усвоения информативных  различительных признаков (т. с. формирование образа) и узнавание — опознание сформированного образа в результате сличения его с эталоном.

Отмечается, что формирование и опознание  образа носят фазовый характер и  хотя у отдельных авторов имеются  расхождения в наименовании в определении последовательности этих фаз, во всех работах подчеркивается тесная взаимосвязь процессов формирования и опознавания, т. е. восприятия и узнавания.

Анализируя  особенности опознавания психологи  указывают на то, что в большинстве  случаев оно не имеет характер развернутого сознательного действия; если такое действие и возможно, то оно наблюдается лишь на стадии формирования образа. По мере ознакомления с материалом процесс опознавания меняется, оно осуществляется мгновенно (симультанно) с помощью самых необходимых информативных признаков. Если этих признаков недостаточно и опознавание не состоялось или оказалось ошибочным, то восприятие снова принимает более развернутые формы и превращается в сознательное перцептивное действие или в ряд последовательных (сукцессионных) действий.(2)

В процессе языкового общения преобладает  симультанное узнавание, хотя элементы сукцессивности не исключаются. Наличие  и развернутость логических операций, перечисленных выше, зависит, таким  образом, от типа понимания: опосредованного (дискурсивного) или непосредственного. Для последнего характерно, в частности, свернутость и сокращенность мыслительных операций, осуществляемых во внутренней речи.

Воспринимая речь, слушающий преобразует с  помощью моторного (речедвигательного) анализатора звуковые образы в артикуляционные. Между слуховым и речедвигательными анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. Что касается зрительного анализатора, то известно, что оптические сигналы превосходят все остальные в получении информации о внешнем мире. При аудировании зрительный анализатор значительно облегчает восприятие и понимание речи на слух. Такие зрительные опоры, как органы речи, жесты, мимика, кинемы и другие подкрепляют слуховые ощущения, облегчают внутреннее проговаривание и уяснение смысла речи.(2)

Значение  внутренней речи для понимания очень  велико. Даже в затрудненных условиях (имеются в виду эксперименты с  применением внутренних помех) она  дает возможность воспринимать речевые  сообщения, прогнозировать и обобщать.

На  начальной ступени обучения внутренняя речь протекает особенно интенсивно, и ее можно рассматривать как  основной и необходимый компонент  слухового восприятия. На продвинутой  ступени наблюдается свертывание  моторной деятельности, ее редукция, что объясняется прочным объединением речедвигательного слухового и зрительного анализаторов в единую систему. Это, в свою очередь, влияет на восприятие и понимание речи.

Однако  и на продвинутой ступени обучения (экспериментальным путем) легко  фиксируется скрытое проговаривание при возникновении затруднений в понимании речи на слух и в случае необходимости точного запоминания содержания.

Коррелирующий характер взаимоотношений между  анализаторами и законы внутренней речи свидетельствуют о тесной взаимосвязи аудирования с другими видами речевой деятельности.

Обратимся к краткому анализу механизмов слухового  восприятия.

При аудировании фраза как одна из единиц восприятия понимается не путем  анализа и последующего синтеза  составляющих ее слов, а в результате распознавания информативных признаков. Наиболее информативным признаком принято считать интонацию, так как она обладает «воспринимаемыми качествами», благодаря которым аудитор может сегментировать речь на синтаксические блоки, понять связь частей фразы, а, следовательно, и раскрыть содержание. За интонацией, как полагает В. А. Артемов(1), закреплены такие речевые функции, как коммуникативная, синтаксическая, логическая, модальная. При восприятии речевых сообщений прежде всего распознается коммуникативный план высказывания, причем интонация является одним из основных структурных признаков, по которым различаются коммуникативные типы предложений: повествование, вопрос, восклицание, побуждение.

Информация о работе Развитие умений учиться воспринимать текст на слух