Развитие навыков чтения в системе подготовки к ЕГЭ по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблемы развития навыков чтения в системе подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
В связи с поставленной целью работа имеет следующие задачи:
– выявить теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку;
– разобрать понятие и механизмы чтения как вида речевой деятельности;
– рассмотреть основные виды чтения, их роль в процессе обучения иностранному языку и подготовке к экзамену;
– проанализировать раздел «Чтение» ЕГЭ;
– проанализировать пособие Malcolm Mann, Steve Taylore – Knowles «MacMillan Exam Skills for Russia: Reading and Writing».

Содержание работы

Введение.............................................................................................................. 3-4
Глава I. Единый государственный экзамен как современное средство оценивания результатов………………………………………………………….
1.1. Теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку……………………………………………………………...5-7
1.2. Понятие и механизмы чтения как вида речевой деятельности…………7-9
Выводы по I главе..................................................................................................10
Глава II. Технология подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы к успешному выполнению заданий раздела «Чтение» ЕГЭ…………………………………………………………………….
2.1. Анализ раздела «Чтение» ЕГЭ……………………………………….…11-18
2.2. Анализ пособия MacMillan Exam Skills for Russia: Reading and Writing………………………………………………………………………...18-25
Выводы по II главе................................................................................................26
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая Полицеймако.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста.  Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Это беглое и выборочное чтение, целью которого является понимание главной идеи текста, получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в нем.  Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности и его целью является быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации, и читающему заранее известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Такое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме.

          Таким образом, сформированность умений в разных видах чтения является очень важной целью обучения иностранному языку и, как результат, становится в ряд объектов контроля на ЕГЭ по английскому языку.

                               

                 

Выводы по главе 1

1. В последние годы Российская школа претерпевает некоторые системные преобразования, основным элементом которых является введение Единого государственного экзамена.

2. Основное назначение Единого государственного экзамена по иностранным языкам состоит в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранным языкам с целью их итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения. ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов.

3. Задачей ЕГЭ по английскому языку в разделе «Чтение» является проверка уровня сформированности у учащихся трех основных умений в работе с текстом:

  • понимание основного содержания текста; 
  • понимание структурно-смысловых связей текста;
  • полное понимание текста. 

4. Обучение чтению является одним из главных направлений работы учителя, так как на экзамене у учеников могут возникнуть некоторые трудности при выполнении заданий этого раздела в связи с незнанием особенностей этого вида речевой деятельности. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности предполагает извлечение из текста такого объема информации, который необходим читающему для решения определенной речевой задачи.

5. Для эффективной подготовки учащихся к выполнению раздела "Чтение" ЕГЭ учителю необходимо ознакомить их с основными видами чтения, а именно с поисково-просмотровым, изучающим, ознакомительным, знание которых поможет им успешно выполнить задания данного раздела.

 

Глава II. Технология подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы к успешному выполнению заданий раздела «Чтение» ЕГЭ

2.1. Анализ раздела  «Чтение» в ЕГЭ

Первое задание раздела «Чтение» ЕГЭ (B2) проверяет понимание основного содержания текстов (т.е. поисково-просмотровое чтение) и заключается в  установлении соответствий между краткими текстами информационного и научно-популярного характера и их названиями. При обучении данному виду чтения следует обратить внимание на то, что языковая форма не является здесь объектом произвольного внимания. Этот вид чтения в большей степени, чем другие, требует умения определить тему, выделить основную мысль, выбрать важные, значимые факты, опуская второстепенные и выделять в тексте смысловые опоры.

Приведем пример задания B2 из демонстрационного варианта единого государственного экзамена по английскому языку за 2012 год [www.fipi.ru]:

B2. Установите соответствие между заголовками 1–8 и текстами A–G. Занесите свои ответы в таблицу. Используйте каждую цифру только один раз. В задании один заголовок лишний.

1. Travel memories

5. Popular hobby

2. Animal lover magazine

6. Family magazine

3. Travel to stars

7. People and nature

4. Star dreams

8. Animals in danger

 

A. Most people who spend a holiday travelling take a camera with them and photograph anything that interests them – sights of a city, views of mountains, lakes, waterfalls, men and women, children, ruins of ancient buildings, and even birds and animals. Later looking through their albums they will remember the happy time they have had, the islands, countries and cities they have seen.

B. Of course, different people dream of different things. Someone wishes a calm and quiet life; others imagine their life as a never-ending adventure. The majority dream of something concrete: a villa in some warm place, an account in a Swiss bank, a splendid car… It’s interesting to know what the dreams of people who already have all this are. Celebrities, as we know, never hide their unusual hobbies, and often shock us with their extravagant behaviour.

 

C. It is Junior Baseball Magazine’s mission to provide information that enhances the youth baseball experience for the entire family. The player improves his skills and is more successful. The family enjoys the activity more and shares this precious time in their life. Junior Baseball emphasizes good sportsmanship, safety, physical fitness and wholesome family values.

 

D. The seas are in danger. They are filled with poison like industrial, nuclear and chemical waste. The Mediterranean Sea is already nearly dead; the North Sea is following it. The Aral Sea is on the brink of extinction. If nothing is done about it, one day nothing will be able to live in the seas. Every ten minutes one species of animal, plant or insect dies out forever.

 

E. Lots of people all over the world enjoy collecting stamps. Stamps are like little pictures. Very often they show the flowers or the trees which grow in this or that country, or they can show different kinds of transport of the country. Stamps may also have portraits of famous people on them. Some stamps show art work from the history of the country.

 

F. “Friend” is the title of my favourite magazine. It consists of 70 pages, with lots of colourful and bright pictures and provides interesting and useful information for people who love animals. The magazine includes numerous articles devoted to various topics connected with domestic animals, ways to take care of them, pet food, animal health and many other topics crucial for any animal lover.

 

G. People are beginning to realize that environmental problems are not just somebody else’s. Many people join and support various international organizations and green parties. Human life is the most important, and polluted air, poisoned water, wastelands, noise, smoke, gas, exhaust all influence not only nature but people themselves. Everything should be done to improve ecological conditions on our planet.

 

Хорошая стратегия в  данном виде чтения – обращать внимание на начало и конец текста, в которых  зачастую и бывает сосредоточена  главная мысль текста. При выполнении данного типа задания (установление соответствий) можно начать его выполнение с прочтения заголовков или, напротив, с чтения текстов. Например, разберем первый текст. Обращая внимание на его начало, мы понимаем, что речь идет о любителях путешествовать и фотографировать то, что их нравится. Читая конец текста, мы можем подвести итог, что после путешествий люди могут просматривать свои фотографии и наслаждаться воспоминаниями. Прочитав все заголовки, мы понимаем, что первый, «Travel memories», является наиболее подходящим для этого текста.

Второе задание раздела «Чтение» (B3) оценивает понимание структурно-смысловых связей текста и заключается в заполнении пропусков в предложениях в тексте предлагаемыми после текста частями предложений. Объектом контроля в данном задании становится одно из важнейших составляющих умений коммуникативного чтения. Начать выполнение задания следует с прочтения всего текста, чтобы получить общее представление о содержащейся в нём информации и логике развития повествования. При подборе вариантов заполнения текста следует учитывать предшествующий и последующий контекст, смысловое и языковое согласование, т.е. подбирать те предложения, которые подходят не только по смыслу, но и грамматически, первое слово которых согласуется с последним словом предшествующего предложения в числе, времени и так далее. В данном типе задания один из вариантов – лишний.

Пример данного задания  из демонстрационного варианта единого государственного экзамена по английскому языку 2011 года [www.ege.edu.ru]:

B3. Прочитайте текст и заполните пропуски A–F частями предложений, обозначенными цифрами 1–7. Одна из частей в списке 1–7 лишняя.

Before the Hubble Space Telescope was launched, scientists thought they knew the universe. They were wrong. The Hubble Space Telescope has changed many scientists’ view of the universe. The telescope is named after American astronomer Edwin Hubble, A_______________________. He established that many galaxies exist and developed the first system for their classifications. In many ways, Hubble is like any other telescope. It simply gathers light. It is roughly the size of a large school bus. What makes Hubble special is not what it is, B _______________________. Hubble was launched in 1990 from the “Discovery” space shuttle and it is about 350 miles above our planet, C _______________________. It is far from the glare of city lights, it doesn’t have to look through the air, D _______________________. And what a view it is! Hubble is so powerful it could spot a fly on the moon. Yet in an average orbit, it uses the same amount of energy as 28 100-watt light bulbs. Hubble pictures require no film. The telescope takes digital images E _______________________. Hubble has snapped photos of storms on Saturn and exploding stars. Hubble doesn’t just focus on our solar system. It also peers into our galaxy and beyond. Many Hubble photos show the stars that make up the Milky Way galaxy. A galaxy is a city of stars. Hubble cannot take pictures of the sun or other very bright objects, because doing so could “fry” the telescope’s instruments, but it can detect infrared and ultra violet light F _______________________. Some of the sights of our solar system that Hubble has glimpsed may even change the number of planets in it.

 

1. which is above Earth’s atmosphere.

2. which are transmitted to scientists on Earth.

3. which is invisible to the human eye.

4. who calculated the speed at which galaxies move.

5. so it has a clear view of space.

6. because many stars are in clouds of gas.

7. but where it is.

 

Разберем предложение  с первым пропуском. Как мы видим, оно обрывается на имени собственном, Edwin Hubble, что означает, что после запятой речь должна быть продолжена именно о нем. Прочитав все варианты заполнения пропусков, мы видим, что лишь один из них является продолжением текста о человеке, об одушевленном лице. Это четвертый вариант заполнения пропуска (who calculated the speed at which galaxies move). Так же подсказкой здесь может послужить грамматика: лишь в четвертом варианте первое слово грамматически согласуется с предыдущей частью предложения.

Последнее третье задание (А15 – А21) раздела «Чтение» ЕГЭ оценивает умение полностью и детально понять смысл текста, где требуется выбрать один вариант ответа из четырех предложенных. Данный вид чтения требует установки на полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте (изучающее чтение). На основе их осмысления и сопоставления проявляется умение догадаться о том, что подразумевается автором в тексте, сделать выводы на основе прочитанного. В этом виде чтения в наибольшей степени требуется умение догадаться о значении незнакомых слов и словосочетаний в контексте, внимательно отнестись к структурно-логическим связям текста.

Ниже приведем пример такого задания на основе демонстрационного  варианта единого государственного экзамен по английскому языку  за 2006 год [www.a-perspektiva.ru]:

 

Прочитайте текст и  выполните задания А15 – А21, обводя цифру 1, 2, 3 или 4, соответствующую номеру выбранного вами варианта ответа.


 

My friendship with Kathy wasn’t a perfect friendship. I learned very soon in our relationship that Kathy was jealous. We would have great fun going out shopping but if I bought, say, a dress for a party and she thought my dress was better than hers, she would start to say slightly unkind things about it. She would be keen to come out with me to buy the dress. She would give me a lot of helpful advice while I was trying on the various dresses in the shops. Her advice would be good. She would even tell the shop assistant if she thought the price was too high. I can remember one occasion when she said this and, to my surprise, they knocked the price down so that I could afford to buy it. The trouble would come later. When we were actually going to the party and we were both dressed up and she was looking marvellous (for she was very beautiful) she would suddenly say, “I think, Sarah, we were both wrong about that dress. It looks a bit cheap, doesn’t it!”

Once or twice I “dropped” Kathy. I told her I was too busy to see her. Or I told her I had to see another friend. All these lies hurt me because I had no other friend and I was so lonely. But they never hurt her. She just smiled sweetly and said she’d see me next week. And of course, within a week or so, I’d be on the phone asking her to come out. She never minded this. She never sulked at me and pretended that she was too busy.

Students always celebrated the end of the college year with a fancy-dress ball. It was a big event. But as luck would have it, Kathy and I had made another arrangements for the day of the ball. We had booked to go to the theatre. We had talked for ages of going, and at last we had our tickets. For us it was a big event. It was a musical and our favourite singer star was in it, so our hearts were set on the theatre.

Then Kathy came round to see me. Mother was in at the time, and I had to speak to her on the doorstep because Mum had just been having a go at me for seeing too much of Kathy.

“I don’t want that girl coming in this house and nosing around.” So I told Kathy I couldn’t invite her in because my Mum had a bad headache.

Kathy didn’t mind. She smiled and said she was sorry about my mother’s bad head. I was sure she knew what had really happened.

But she carried on smiling, and then she said: “I’m sorry, but I can’t come to the theatre with you after all. My brother’s come home and he wants to take me to the fancy-dress ball at the college. I can’t let him down.” I couldn’t believe that she would let me down. She knew how much I had looked forward to the theatre trip. We had talked about it together for months.

I was almost in tears by the time I had said goodbye to her and closed the door. My Mum was kind and understanding. She made me promise I would never see Kathy again. I agreed, and felt that was the least I could do by way of revenge for my disappointment. I told myself that I would never so much as talk to Kathy if I saw her. Our relationship was at an end. I would never forget what she had done to me.

 

A15




When Sarah says that Kathy was jealous she implies that Kathy didn’t like it  when Sarah

1)

had fun going out.

2)

managed to buy the dress cheaply.

3)

wore expensive clothes.

4)

wore clothes smarter than her own.


 

A16




When Sarah was buying a dress in a shop Kathy would

1)

start to say slightly unkind things about it.

2)

do her best to ensure that Sarah made the best buy.

3)

insist that Sarah should buy a cheap dress.

4)

be keen to buy a marvellous dress for herself.


A17




 

When Sarah tried to “drop” her, Kathy

1)

pretended to be busy.

2)

went to see another friend.

3)

felt hurt and lonely.

4)

always took it easy.


 

“But as luck would have it” in paragraph 3 means Kathy and Sarah

A18


1)

had the luck to get the tickets for the musical.

2)

were happy to have made arrangements for the ball.

3)

were looking forward to hearing their favourite singer.

4)

had by chance two events on the same day.

Информация о работе Развитие навыков чтения в системе подготовки к ЕГЭ по иностранному языку