Развитие навыков чтения в системе подготовки к ЕГЭ по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблемы развития навыков чтения в системе подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
В связи с поставленной целью работа имеет следующие задачи:
– выявить теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку;
– разобрать понятие и механизмы чтения как вида речевой деятельности;
– рассмотреть основные виды чтения, их роль в процессе обучения иностранному языку и подготовке к экзамену;
– проанализировать раздел «Чтение» ЕГЭ;
– проанализировать пособие Malcolm Mann, Steve Taylore – Knowles «MacMillan Exam Skills for Russia: Reading and Writing».

Содержание работы

Введение.............................................................................................................. 3-4
Глава I. Единый государственный экзамен как современное средство оценивания результатов………………………………………………………….
1.1. Теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку……………………………………………………………...5-7
1.2. Понятие и механизмы чтения как вида речевой деятельности…………7-9
Выводы по I главе..................................................................................................10
Глава II. Технология подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы к успешному выполнению заданий раздела «Чтение» ЕГЭ…………………………………………………………………….
2.1. Анализ раздела «Чтение» ЕГЭ……………………………………….…11-18
2.2. Анализ пособия MacMillan Exam Skills for Russia: Reading and Writing………………………………………………………………………...18-25
Выводы по II главе................................................................................................26
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая Полицеймако.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский Государственный  университет»

 

 

Кафедра теории и методики преподавания иностранных языков

 

 

 

Курсовая работа

 

по теме:

 

«Развитие навыков чтения в системе подготовки

к ЕГЭ по иностранному языку»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

 факультета 

иностранных языков

Полицеймако К.Ю.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Забелина Н.А.

 

 

Курск - 2012

Содержание

 

Введение.............................................................................................................. 3-4

 

Глава I. Единый государственный экзамен как современное средство оценивания результатов………………………………………………………….

1.1. Теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку……………………………………………………………...5-7

1.2. Понятие и механизмы чтения как вида речевой деятельности…………7-9

Выводы по I главе..................................................................................................10

 

Глава II. Технология подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы к успешному выполнению заданий раздела «Чтение» ЕГЭ…………………………………………………………………….

2.1. Анализ раздела «Чтение» ЕГЭ……………………………………….…11-18

2.2. Анализ пособия MacMillan Exam Skills for Russia: Reading and Writing………………………………………………………………………...18-25

Выводы по II главе................................................................................................26

 

Заключение…………………………………………………………………….....27

 

Список использованной литературы…………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня в сфере образования  происходят существенные изменения, меняется, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Он стал в полной мере осознаваться как средство общения, понимания и взаимодействия людей, как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям других народов и культур и одновременно  является  ключом  для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности.

К  настоящему  времени  в  российской  системе  языкового   образования произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и  в содержательном  аспектах.  Существенно  изменился  социокультурный  контекст изучения  иностранных  языков.  Значительно  выросли  их  образовательная  и самообразовательная функции в школе и  ВУЗе,  профессиональная  значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в  изучении языков международного общения. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню  владения английский  языком,  определение новых подходов  к  отбору  содержания материала, использование адекватных форм и видов контроля. В связи с этим вводится Единый государственный экзамен для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений, соответствующий международным стандартам и позволяющий объективно отразить персональный уровень подготовленности каждого выпускника.

Объект исследования – подготовка к Единому государственному экзамену по английскому языку.

Предмет исследования – формирование и развитие навыков чтения в средней школе.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблемы развития навыков чтения в системе подготовки к ЕГЭ по английскому языку.

В связи с поставленной целью работа имеет следующие задачи:

– выявить теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку;

– разобрать понятие и механизмы чтения как вида речевой деятельности;

– рассмотреть основные виды чтения, их роль в процессе обучения иностранному языку и подготовке к экзамену;

– проанализировать раздел «Чтение» ЕГЭ;

– проанализировать пособие Malcolm Mann, Steve Taylore – Knowles «MacMillan Exam Skills for Russia: Reading and Writing».

В работе использовались следующие методы исследования: анализ теоретического и практического материала, описательный метод.

Материалом исследования послужили типовые задания по чтению из материалов ЕГЭ по английскому языку и пособие по подготовке к ЕГЭ «MacMillan Exam Skills for Russia: Reading and Writing».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, обозначаются объект и предмет исследования, описываются методы и материал исследования.

В главе 1 рассматриваются теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку, а так же освещаются основные понятия и механизмы чтения как вида речевой деятельности.

В главе 2 производится анализ раздела «Чтение» ЕГЭ и пособия «MacMillan Exam Skills for Russia: Reading and Writing» с целью определния технологии подготовки учащихся к успешному выполнению заданий раздела «Чтение» на экзамене.

В заключении подводятся итоги исследования.

Список использованной литературы содержит 14 наименований.

 

 

 

Глава І. Единый государственный экзамен как  современное средство оценивания результатов

1.1. Теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку

Как известно, начиная  с 2001 года, в Российской Федерации вводится единый государственный экзамен для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений (принятая аббревиатура – ЕГЭ). Единый государственный экзамен – это экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (КИМов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением иностранных языков). Содержательные рамки ЕГЭ определяет кодификатор, показывающий, какие знания, умения, и навыки учащихся могут стать объектами контроля в ЕГЭ, и составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования по иностранным языкам.

Основная цель тестового  балла – объективно отразить персональный уровень подготовленности каждого выпускника по соответствующему предмету школьной программы в рамках действующих учебных стандартов. Объективность обеспечивается высоким качеством контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, составленных опытными педагогами-предметниками; научно обоснованной методикой шкалирования, т.е. методикой выставления окончательного тестового балла по результатам выполнения абитуриентом соответствующего теста; максимально компьютеризованной технологией всего комплекса обработки контрольно-измерительных материалов, предусматривающего надежную защиту от несанкционированного вмешательства.

Основными целями введения единого государственного экзамена являются обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышения эффективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

Введение единого государственного экзамена для выпускников общеобразовательных  учреждений и поступающих в высшие учебные заведения должно решить комплекс взаимосвязанных задач  модернизации отечественной системы образования:

–        повышение доступности высшего и среднего профессионального образования;

–     формирование системы более объективной оценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений;

–         обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

–             создание условий для повышения эквивалентности государственных     документов о получении среднего (полного) общего образования;

–              расширение возможностей для выбора профессионального учебного заведения, в том числе за счет участия в конкурсе в несколько учебных заведений одновременно;

–      снижение психологической нагрузки на выпускников за счет упразднения приемных экзаменов в вузы;

–  стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов обучения в общеобразовательных учреждениях;

–       обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников [Звонников 2007].

В современном мире экзамен  по иностранному языку должен проверять  уровень активного владения им в  различных жизненных ситуациях. Единый государственный экзамен  основан на тестовых заданиях и разработан в традициях современных европейских экзаменационных технологий. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний предмета, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).

 

1.2. Понятие  и механизмы чтения как вида речевой деятельности

Чтение является одним  из самых важных видов коммуникативно-познавательной  деятельности   учащихся,   которая   направлена   на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение, как вид речевой деятельности, является рецептивным, заключающимся в восприятии и переработке читающим определенного текста. Благодаря чтению, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в различных областях культуры, социальной и трудовой деятельности. Процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения и прогнозирование, выполняет значительную воспитательную и образовательную роль, развивает наш интеллект и обогащает чувства.

Чтение как самостоятельный  вид речевой деятельности предполагает извлечение из текста информации в  таком объеме, который необходим читающему для решения определенной речевой задачи. Однако, чтение может выступать и как средство формирования и контроля речевых и языковых навыков, так как, например, многие упражнения строятся таким образом, что учащемуся нужно опираться на текст и письменные установки, данные к заданиям.

Сфера практического  применения чтения на иностранном языке поистине безгранична. Именно чтение дает наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка для развития психики в целом – мышления, памяти, чувств и эмоций, и для развития мировоззрения.

Для подготовки учащихся к выполнению раздела «Чтение» ЕГЭ необходимо ознакомить их с различными видами чтения, так как разные виды чтения обладают целью получить разные результаты. «Обращение к книге может преследовать разные цели: иногда требуется лишь определить, о чем она, в других случаях важно уловить все оттенки мысли автора и т.д., т.е. ожидаемый результат не одинаков в разных ситуациях чтения» [Методика обучения иностранным языкам 1982: 127].

Именно поэтому в отечественной  методике существуют следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и другие. Некоторые методисты считают достаточным разделять лишь изучающее и поисковое виды чтения, а многие считают поисково-просмотровое одним самостоятельным видом чтения [Соловова 2002]. Что касается зарубежной методики, там для обозначения различных видов чтения приняты термины skimming (reading for gist), scanning, reading for detailed comprehension [Клековкина 2007]. Различие в понимании видов чтения в отечественной и зарубежной методике носят лишь терминологический характер, а основной смысл заключается в необходимости разделять чтение на такие общие виды, как «чтение с пониманием основного содержания; чтение с извлечением необходимой информации (или чтение с выборочным извлечением информации); чтение с полным и точным пониманием текста. Эта классификация в наиболее полном виде отражает те виды чтения, которыми мы пользуемся в реальной жизни» [Клековкина 2007].

Охарактеризуем подробнее несколько  основных видов чтения.

Аналитическое чтение – это чтение, существенным признаком которого является детализирующее восприятие текста. Оно служит средством понимания более сложных текстов, включающих отдельные трудности, которые могут быть преодолены только с помощью чтения и перевода. Данный вид чтения считается неэффективным при обучении иностранному языку, т.к. в этом случае учащиеся не учатся читать без словаря, переводят весь текст подряд, даже простые предложения, не умеют пользоваться языковой догадкой. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача состоит в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.    

Информация о работе Развитие навыков чтения в системе подготовки к ЕГЭ по иностранному языку