Проблема гендера в лингвистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:22, дипломная работа

Описание работы

Данная выпускная квалификационная работа представляет собой исследование по проблемам гендерной лингвистики – специальному разделу языкознания, который рассматривает влияние гендерного фактора на речь.
Некоторое время назад наука гендерология, занимающаяся изучением влиянием фактора гендера человека (его социокультурного пола) на различные аспекты его жизни, обратила свое внимание и на лингвистику. Вопросы гендерных различий, до сих пор в основном интересовавшие психологов и социологов, оказались в поле деятельности ученых-филологов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Гендерные различия в речи: их природа и сущность………………7
История гендерных исследований в лингвистике…………………………8
Влияние гендерного фактора на лексико-грамматические особенности речи.11
1.2.1. Употребление прилагательных и наречий……………………………...15
1.2.2. Употребление модальных ограничителей……………………………...18
1.2.3. Употребление метафор………………………………………………....23
1.2.4. Употребление цветообозначений………………………………………25
1.2.5. Употребление риторических вопросов и прямой речи ………………....27
Выводы ……………………………………………………………………………….34
Глава II. Особенности женского речевого функционирования в связных высказываниях (монологе и диалоге)…………………………………………...36
2.1. Текст как тематико-смысловое единство и объект
гендерного анализа ……………………………………………………….36
2.2. Женская речь в монологическом и диалогическом тексте……...38
2.2.1. Монологический текст…………………………………………....38
2.2.2. Диалогический текст………………………………………………49
Выводы ………………………………………………………………………………60
Глава III. Организация обучения речевому этикету в учебном процессе……………………………………………..…………………………………61
3.1. Факультатив как одна из форм внеклассной работы…………………...61
3.2. Методические рекомендации по обучению школьников
речевому этикету…………………………………………………………...69
3.3. Разработка введения лексических единиц речевого этикета
с последующим их употреблением в учебном процессе…………………...72
Выводы………………………………………………………………………………..82
Заключение……………………………………………………………………...84
Список используемой литературы…………………………………………..90

Файлы: 1 файл

Диплом Якуба.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

Основное отличие факультативных занятий от других форм внеклассных занятий по иностранным языкам заключается в следующем: наличие у учащихся серьезного интереса к языку. Это необходимое условие успешного проведения факультативных занятий. Для остальных внеклассных занятий интерес может быть меньше, чем для факультативных занятий. Проблема

 

развития интереса к иностранным языкам - проблема дофакультативной подготовки, которая становится центральной для различных видов внеклассной работы учащихся.

Факультативные  занятия рассчитаны не только на способных  и развитых школьников, они должны быть рассчитаны на всех учеников, пожелавших добровольно изучить данный курс. Принуждение школьников к обязательному выбору факультативных курсов недопустимо. Никаких отборочных испытаний при комплектовании учебных групп для факультативных занятий-не проводиться. Выбрав факультативный курс, учащиеся обязаны посещать в течение года. Занятия на факультативе сказываются на уровне интеллектуального развития учащегося, а следовательно, и на его успехах в изучении школьного курса. Однако уровень требований, предъявляемых учащимся при прохождении основного курса английского языка, не должен зависеть от того, посещает или не посещает данный школьник факультатив.

Существуют различные  подходы к оценке знаний учащихся, посещающих факультативные занятия: 1) учащиеся получают текущие оценки знаний по двубальной системе 4 и 5; неудовлетворительные оценки не фиксируются; 2) оценка знаний учащихся только по итогам четверти и года. Предлагаемая нами система оценки знаний учащихся рассчитана на то, что на факультативных занятиях будут фиксироваться "успехи" учащихся, каждый вид работ будет оценен в определенное количество "успехов"; по окончанию четверти учащимся на основании этих "успехов" будут выставляться оценки в баллах 4,5. Таким образом, предложенная нами система оценки учащихся есть интерпретация рейтинговой системы. Особенно поощряется самостоятельная деятельность учащихся: доклады, рефераты, работа с дополнительной литературой, решение дополнительных заданий, проведение различных ролевых игр и т.п.

Содержание  и методика любого факультативного занятия должны быть направлены на то, чтобы привлечь учащихся. Статистика показывает, что факультативы играют большую роль в ориентации школьников на профес-

 

сии, связанные с изученным  ими по выбору учебным предметом. От 30% до

90% учащихся классов с углубленным изучением учебных предметов выбирают после окончания школы дальнейшее обучение и работу по соответствующей специальности. Также отметим, что большое значение факультативные занятия имеют для разработки проектов школ будущего: они позволяют проверить новое содержание, новую методику обучения, новое оборудование, способствуют выдвижению комплекса вопросов, связанных с дальнейшим усовершенствованием школьного образования. Все это позволяет учителю в полной мере проявить творческий подход к работе.

По своей  природе факультативное занятие  по иностранному языку, с одной стороны, базируется на нормативной программе, а с другой стороны, представляет собой звено в цепочке занятий, преследующей отличающиеся от нормативной программы цели. Поэтому программа факультативного курса должна строиться так, чтобы школьники, посещающие его, не испытывали скуки на обычных уроках, но и факультативные занятия не должны восприниматься       ими    как   некое повторение того, что изучалось в классе.

Соответственно, в основу факультативного курса по иностранному языку в неспециализированной школе желательно положить развитие максимального количества речевых умений на минимум с лексического и грамматического материала. В подобной ситуации факультативный курс должен быть ориентирован не столько на расширение словарного и структурного запаса, сколько на овладение способами речевого поведения в разнообразных жизненных ситуациях и при решении разнообразных проблем. При соблюдении вышеупомянутого принципа школьники не посещающие факультативных занятий, не чувствуют себя безнадежно отставшими от тех, кто их посещает, но зато последние могут служить примером для первых, ибо способны показать насколько полнее, разнообразнее и логичнее могут быть высказывания в пределах, практически не превышающих программный материал. Следовательно, работа над лексическими и грамматическими навыками на факультативных занятиях должна ориентироваться на развитие гибкости навы-

 

ка и его  готовности к включению.

При подборе материала положительную роль играет тематический принцип, поскольку он способствует систематизации лексики. Но этот принцип мы понимаем широко: как основу для установления межтематических связей. Например, тема "Проведение каникул" связана с темами "Туризм", "Занятия спортом", "Осмотр достопримечательностей" и т.п. Иными словами, наш подход определяется не столько тематикой, сколько проблематикой. Иногда специфика формируемого умения заставляет и вовсе отказаться от тематической объединенности. Например, умение давать дефиниции бытовым понятиям, напротив, предполагает припоминание лексики из самых различных областей деятельности и знаний: от кухонной утвари до экзотических животных. Кроме того, могут появляться проблемы, которые трудно причислить к какой-либо традиционно выделяемой школьной теме: например, каких людей вы уважаете; какие недостатки вы легко прощаете, а какие нет; какого отношения к себе вы ждете со стороны окружающих; как лучше общаться с друзьями - в письмах или по телефону и т.п.

Любое занятие в рамках факультативных занятий данного  типа должно быть направлено на формирование умений устного общения. Соответственно, занятия могут классифицироваться в зависимости от цели примерно следующим образом:

  • моноцелевые занятия, посвященные развитию умений монологического высказывания или диалогического общения;
  • полицелевые занятия, совмещающие развитие умений монологического высказывания или диалогического общения либо с развитием умений чтения (аудирования), либо с совершенствованием лексических или грамматических навыков оформления высказывания, либо с обучением правильно и красиво высказываться, то есть речевому  этикету.

Таким образом, направленность на совершенствование навыков означает, что занятия могут строиться на материале с преобладанием либо лексического, либо грамматического, либо культурологического аспекта. При этом обучение речевому этикету, в частности – формулам речевого этикета, строится так, чтобы обеспечить на занятии определенную совокупность


разнообразных коммуникативных намерений. Если одновременно отрабатывается несколько конструкций, то подбираются такие коммуникативные намерения, где все эти речевые конструкции одинаково были бы необходимей мы для достижения речевой цели в той или иной ситуации, а если идет работа над одним блоком речевых формул, то в речевых заданиях следует показать вариативность их применения для реализации нескольких коммуникативных намерений.

Основные принципы, на которых базируется построение факультативных занятий, как на школьном уроке, так и на занятии в вузе: осознание цели и способов ее достижения и результатов, взаимосвязь видов речевой деятельности, максимальная коммуникативность тренировки и плавный переход к речевой практике, предупреждение ошибок за счет правильной последовательности заданий и т.д.

В отношении этапов занятия  следует отметить, что, поскольку  мы не вводим внепрограммных принципиально новых лексических тем, этап ознакомления с языковым материалом, как правило, не бывает подробным, развернутым и не занимает значительной части занятия. И все же иногда этот этап может занимать важное место в структуре занятия. В какой-то мере необходимость ознакомления вызвана недостатками действовавшего на протяжении многих лет учебника по английскому языку для неспециализированных школ. Однако при любом основном учебнике необходимо обобщать изученный материал на ином качественном уровне, с точки зрения как говорящего, так и воспринимающего информацию (например, обобщение способов побуждения к действию, выражения долженствования, сообщения о совершившемся действии. Такие обобщения не должны перегружать факультативный курс. Что же касается речевых умений, то ознакомление с ними как раз чаще бывает на факультативных занятиях, нежели на обычном уроке, ориентированном в большей степени на перенос относительно простых речевых действий из родного языка, чем на развитие сложных интеллектуальных умений, таких, как дефиниция, определение логичности  или объективности высказывания и т.д.

Итак, в связи с достаточно скромным местом этапа ознакомления в структуре факультативного занятия появляется возможность уделять больше внимания коммуникативным задачам, чем на обычном уроке. Если на уроке, где вводится и подробно объясняется новый сложный материал, можно иногда ограничиться условно-коммуникативными заданиями по жестко заданной схеме, то каждое факультативное занятие включает целый ряд подлинно речевых заданий.

При этом предпочтение отдается заданиям не столько в ролевой игре, сколько в выражении собственных мнений. Дело в том, что тренировочные ролевые игры недостаточно стимулируют внутреннюю мотивацию, а собственно речевая, творческая ролевая игра требует огромной подготовки, на которую нет времени при одном-двух часах факультативных занятий в неделю. Зато выражению своего мнения можно учить на каждом занятии, причем не только на этапе речевой практики, но и на этапе тренировки.

Одна из основных задач  факультативных занятий - развитие личности учащихся. В процессе изучения иностранного языка совершенствуется структура  интеллекта: различные виды памяти и мышления, разнообразные интеллектуальные операции, и в первую очередь, такие, как сопоставление, обобщение, классификация, принятие смыслового решения. Отсюда и вытекает задача формирования принципиально новых умений, а не только перенос умений, имеющихся на родном языке, т.е. практическая цель на факультативных занятиях неотделима от развивающей цели.

Поскольку школьники, как  правило, посещают факультативные занятия не чаще одного-двух раз в неделю (в лучшем случае это сдвоенное занятие) и зачастую не имеют домашних заданий, то очень важно применение самых разнообразных опор, которые одновременно исключали бы возможность языковых ошибок, подсказывали бы языковой материал и давали бы макси-мум возможностей для самовыражения, для проявления себя как личности.

Трудности организации  самостоятельной работы над иностранным  языком дома связаны с отсутствием специального учебного пособия. Поэтому очень важно, чтобы у учащихся оставался так называемый "конспект" занятия, в котором сформулирована цель занятия, последовательность инструкций и указан языковой материал, с которым надлежит работать, а также даны образцы выполнения новых видов заданий. Это помогает им еще раз воссоздать, уточнить, дополнить, изменить свое высказывание. Кроме того, раздача конспектов помогает упрочить и межтематические связи, т.е. на последующих занятиях по мере надобности возвращать учащихся к языковым единицам и жизненным проблемам, которые предлагались на предыдущих занятиях.

Учитывая различия в  языковой подготовке, психологических особенностях и интересах учащихся внутри каждой группы, для поддержания внутренней мотивации на факультативных занятиях еще большее значение по сравнению с уроками приобретает индивидуализация заданий. В конспекте это может выражаться в разном уровне проблемности. Вернее, задания могут предполагать разную степень самостоятельности в языковом оформлении высказывания при наличии проблемы в каждом варианте задания.

Факультативный курс, обладая относительной автономностью, составляет с нормативным курсом единое целое. Он проводится параллельно с основным курсом, и поэтому преподавателю нет особой нужды очерчивать промежуточные цели, хотя учет дополнительно развиваемых умений должен вестись, так как появляется возможность в большей степени задействовать взаимосвязь разных видов речевой деятельности.

 

3.2. Методические рекомендации по  обучению школьников речевому   этикету на уроках иностранного языка

Правила этикета, в том  числе речевого, предусматривают  гуманную форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения (приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, просьба, комплимент, приглашение, совет и т.д.). Основное назначение общепринятых формул речевого этикета - признание достоинства собеседника, проявление уважения к нему, поэтому обучение речевому этикету можно рассматривать как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков.

Обучение  школьников речевому этикету предполагает формирование у них следующих умений:

  • выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета (для этого школьнику необходимо иметь в активном словаре несколько вариантов общепринятых формул);
  • использовать формулу речевого этикета адресованно и мотивирован-но, т.е., иначе, «развернуть» вежливую фразу;
  • проявить вежливое отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами.

В исследованиях, посвященных  проблемам общения, отмечается, что  основу коммуникативного взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании, в признании их достижений, в одобрении. Средством одобрения (внешности, ума, поступка, работы и др.) является комплимент, т.е. любезные, приятные слова, лестный отзыв.

Многие исследователи  отмечают положительно воздействующую на человека силу одобрения; положительная оценка формирующегося, растущего ребенка вселяет в него веру в себя, сознание своей полноценности, стремление и впредь поступать и говорить хорошо. Безусловно, важно, чтобы школьники слышали комплименты от воспитателей, родителей, преподавателей, сверстников; точно так же важно, чтобы и сами они усвоили комплимент как способ взаимодействия с окружающими. Ситуация комплимента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество при отборе и употреблении принятых в обществе способов выражения одобрения, похвалы.

Информация о работе Проблема гендера в лингвистике