Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:13, доклад

Описание работы

В 21 веке становится очевидным, что главная ценность личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а «современные достижения» науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.

Файлы: 1 файл

Межпредметная интеграция цели, задачи, принципы.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы. 

 

Межпредметная интеграция – необходимое условие 

современного  образования.                  

 В 21 веке становится  очевидным, что главная ценность  личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он  в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а «современные достижения» науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.   

 Излишняя категоричность  учебников порою гасит познавательный  интерес ребёнка, создавая впечатление, что открытия уже невозможны. Бурное развитие принципов и методов обучения, модернизация программ и учебников, появление новых типов образовательных учреждений не избавило современную школу от преобладания информативности над развитием. Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки. Без развития воображения всякие разговоры о творчестве несостоятельны. Принципы развивающего обучения приводят к вопросу об их реализации в ежедневной школьной практике. Практика уже ответила на этот вопрос, обратившись к интегрированию.    

 Другая сторона  вопроса заключается в том,  что принятие Базисного плана  жёстко ограничило максимально  допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья, тем временем объём требуемых знаний, умений и навыков растёт. Углубляется несоответствие объёмов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Оптимально решить данную проблему позволяет использование межпредметной интеграции.    

 Таким образом,  межпредметная интеграция сегодня  – важнейший фактор развития  образования, многообразна практика  её применения, все реально существующие  варианты трудно охватить. 

 

Психологические и философские основы межпредметной

интеграции.     

             Научные основы данной педагогической технологии берут начало в трудах И.П.Павлова и И.М.Сеченова. Далее учёные-психологи, проанализировав особенности мышления и памяти, пришли к выводу, что обучение должно быть построено так, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.    

 Важнейшими характеристиками  запоминания являются приёмы  смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Следовательно, овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность, повышает эффективность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.    

 Объективной основой  интеграции научного знания является  единство картины мира. Кроме  того, наблюдается общность методов  исследования, применяемых в сфере  получения знаний. Философской основой  межпредметной интеграции является  принцип системности. Традиция системно-целостного рассмотрения процесса обучения разработана в 60-70-е годы Ю.К.Бабанским, А.М.Даниловым и др., и понимание личности как продукта целостного педагогического процесса вошло в педагогику.  

 

Интеграция  как цель и средство обучения.                    

 Интегрирование ( от  лат. ) – восстановление; состояние  связанности отдельных дифференцированных  частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому. Исследователи трактуют интеграцию обучения  по-разному. Ю.М.Колягин, например, считает, что применительно к  системе обучения понятие «интеграция» принимает два значения: как цель и как средство обучения.   

 Интеграция как  цель обучения должна дать  ученику те знания, которые отражают  связанность частей мира как  системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.   

 Сложность проблемы  заключается в том, как динамически  развиватьинтеграцию от начала  к концу обучения. Если в начале целесообразно усвоить «немного обо всём», затем – синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать «всё о немногом», то есть это узкая специализация, но на новом интегративном уровне.                                

 Анализируя литературу по  данной проблеме, можно сформулировать  следующее определение интеграции: интеграция – это естественная  взаимосвязь наук, учебных дисциплин,  разделов и тем учебных предметов  на основе ведущей идеи и  ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной. 

 

Уровни  интеграции.                     

 Само понятие интегрированного  урока остаётся спорным. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи и представляющий собою новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателями уровня интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, которые можно выполнить только благодаря интеграции. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.                     

 На 1-ом уровне интеграции  учебный материал интегрируется  внутри одного конкретного предмета. Не заучивание, а исследование  учебного материала даёт возможность  перехода от предметного образования  к комплексному, когда из разных  частей учебного материала создаётся единое целое.                     

 На 2-ом уровне происходит  объединение понятийно-информационной  сферы разных предметов с целью  наилучшего запоминания сведений, сопутствующего повторения, введения  в тему дополнительного материала.                      

3-й уровень связан с задачами  сравнительно-обобщающего изучения и выражается в выработке у школьников умения сопоставлять   и противопоставлять явления и объекты.         

               На 4-ом уровне интеграции школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения, устанавливать связи и закономерности, применяют выработанные учебные умения. Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научит детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём. 

 

Нестандартные формы интегрированных уроков. 

 

 

                       Интегрирование  – это не только особая комбинация учебного материала, но и способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера. Интегрирование позволяет направить урок в русло сотрудничества, где мнения могут быть противоречивы, но любое мнение уважаемо всеми, даже если с ним не согласны. Это помогает развить одно из ценнейших достоинств: умение слушать другого, вникать в его доказательства, сравнивать чужую точку зрения со своей. «Чувство приобщённости к тем, кто размышляет о предмете, исследуемом на занятии, - одна из главных составляющих мотивационной сферы урока. Это чувство способно развить самую человеческую из всех страстей – страсть к познанию» (В.А.Сухомлинский )   

 Комплексность подачи  учебного материала раздвигает  рамки урока, превращает интегрирование  в процесс, соединяющий воедино  обучение, воспитание и развитие. Урок любой формы и любого  типа может быть построен как интегрированный, где интеграция понимается как способ решения учебной задачи, способ действий на уроке с целью создания устойчивого интереса к предмету.    

 С учётом того  или иного распределения обязанностей  между учителем и учениками  интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:   

- Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.   

- Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и  парах, требуется большая подготовка  учащихся. При всех видах деятельности  ощущается острая необходимость  в объективных и точных критериях  оценки, чтобы, проверяя знания  одноклассников, каждый школьник имел удобную и всем известную шкалу (систему) показателей для оценки.   

- Урок творческого  поиска: дети самостоятельно ищут  решение поставленной проблемы.   

- Урок-издание газеты  или альманаха. Группам учащихся  и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.   

-Уроки, основанные  на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Патентное бюро», «Учёный совет» и др.   

-Уроки, основанные  на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ  первоисточников, комментарий, мозговая  атака, интервью, репортаж, рецензия.    

- Уроки, напоминающие  публичные формы общения – «Пресс-конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг», «Панорама», «Телемост», «Рапорт», «Живая газета», «Устный журнал» и др.   

- Уроки с использованием  традиционных форм внеклассной  работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб  знатоков»» и др.   

- Уроки , трансформирующие традиционные  способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.   

- Уроки, опирающиеся  на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз  и др.   

 Для начальной школы наиболее характерны уроки-праздники, путешествия, сказки, КВН, уроки с элементами ролевых игр, экскурсии. 

 

Решение задач современной школы с  помощью метода

межпредметной интеграции.                      

 Основными задачами  современной школы являются подготовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребёнка, органично соединить логические и

эмоциональные начала, построить  систему научного и эстетического  просвещения на широком привлечении  воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса – ученика. Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.   

 Фактически в процессе  интегрирования стираются границы  между обучением и воспитанием,  развиваются способности каждого  ребёнка, учитель практически  и целенаправленно реализует  следующие педагогические идеи:   

1. демократизация и  гуманизация образовательного процесса, его направленность не только  на усвоение суммы знаний, но  и на развитие творческих способностей  личности, на формирование высоких  духовно-нравственных ценностей  и активной личностной позиции;    

2. обеспечение непрерывности и  преемственности образовательно-воспитательного  процесса на всех ступенях  развития;    

3. создание равных условий для  раскрытия и совершенствования  природного интеллектуального и  художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка;    

 Наряду с интеллектуальными  задачами урока при использовании  межпредметной интеграции можно  решать более сложные задачи:    

1. формировать представление о  гармоническом единстве мира  и месте человека в нём;    

2. формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;    

Информация о работе Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы