Сущность, функции и типы партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Политическая партия - одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: её целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность понятия «политическая партия» 6
2. Характеристики присущие политическим партиям и их этапы формирования 8
3. Функции партий и их роль в политической системе. 10
4. Типология политических партий 11
5. Особенности классификации политических партий в России 15
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

Политические партии необходимо отличать от других организаций в  политической системе: политических движений, заинтересованных и вооруженных  групп.

Политические движения представляют собой форму общественного движения, имеющего цель изменить или закрепить существующие условия. Политическое движение в отличие от партии более аморфно в организационном отношении, не всегда ориентировано на завоевание власти. По достижении своих целей движение часто прекращает свое существование. Политическое движение может стать базой для возникновения партий.

Заинтересованные группы - это группы лиц, стремящихся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным вопросам, не претендуя на высшую политическую власть в обществе. Заинтересованные группы пытаются влиять на политическую элиту, а не управлять непосредственно. В этом их главное отличие от политических партий, которые стремятся завоевать власть или участвовать в ее осуществлении.

Вооруженные группы - это группы лиц или организации, использующие для достижения политических целей средства физического насилия. Обычно выделяются регулярные вооруженные силы, военизированные группы, партизанские движения и террористические группы. Как правило, они ведут нелегальную борьбу.

В современной политологии  вслед за М.Вебером, выделяют три этапа формирования партий: 1) аристократическая группировка; 2) политический клуб; 3) массовая партия. Полностью все три этапа в своем развитии прошли только английские партии. Первоначально они сформировались в качестве аристократических группировок "тори" и "вигов". Политические клубы появились в 30-50-е годы XIX в. и отличались от аристократических группировок более широкой социальной базой, крепостью идеологических связей, более совершенной организационной структурой.

После изменения избирательного законодательства в Англии в первой половине XIX в. на базе клубов и комитетов  по поддержке кандидатов стали формироваться  массовые партии. В других странах  Европы образование массовых партий происходит преимущественно во второй половине XIX в., что также было обусловлено  расширением избирательного права. Массовые партии с момента возникновения  были ориентированы на увеличение своей численности, расширение политической деятельности История политических и правовых учений \ под ред. В.С. Нерсесянса М.; 1988. С. 118..

В настоящее время процесс  возникновения новых партий продолжается. М. Дюверже выделил два основных пути создания современных партий.

Электорально-парламентский. Первоначальным этапом новой партии является возникновение парламентской группы, объединяющей депутатов одного политического направления. Затем формируются комитеты поддержки разных уровней. Объединение этих элементов и приводит к возникновению партии.

Внешнее происхождение. В этом случае новые партии возникают независимо от парламентских выборов, на основе различных групп интересов и общественных организаций - профсоюзов, философских обществ, религиозных групп, промышленных и финансовых группировок, нелегальных организаций. Лейбористская партия Великобритании (1899 г.) сформировалась на основе профсоюзов, философского Фабианского общества, Социал-демократической ассоциации. Крестьянские объединения в Скандинавских странах стали базой формирования крестьянских партий.

Позже Кеннет выделил еще  один путь создания партий - унитарный (слияние или раскол партий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции партий и их роль в политической системе.

Политические партии выполняют  определенные функции в политической системе, отражающиеся в основных направлениях их деятельности. Содержание и характер выполнения конкретных функций меняется с развитием общества и изменением 
политических систем. К числу наиболее важных функций относят: 
           1. Функция представительства интересов — политические партии выявляют и формулируют интересы граждан. Характер представительства интересов меняется с развитием общества. В середине XIX века во время зарождения массовых партий эта 
функция была одной из наиболее значимых. Относительно слабая социальная дифференциация общества сочетавшаяся с высокой социальной поляризацией позволяла партии, представляя интересы некоторой многочисленной группы, получить количество 
голосов, достаточное для формирования правительства и оказания значительного влияния на процесс принятия политических решений. Однако в современном обществе рост социальной атомизации затрудняет получение достаточного уровня поддержки. Каждый гражданин является носителем интересов нескольких групп. Этот феномен можно определить как «феномен эрозии партийной поддержки». Появляется новый тип партий, т.н. catch all parties — партии стремятся так формулировать свои программы, чтобы получить поддержку значительного количества избирателей, независимо от их социальных характеристик.  
           2. Посредническая функция — функция объединения граждан. Политические партии выражают интересы граждан, доносят их требования до государства. Политические партии, с одной стороны, объединяют частные интересы, перенося их из сферы гражданского общества в сферу политических решений. С Другой стороны, они конкурируют за право оказывать решающее влияние на процесс принятия политических решений, наделять некоторые интересы статусом общественно-значимых.  
          3. Функция проектирования и прогнозирования, формулирования общественных программ. Каждая партия формирует свой взгляд на развитие общества, систему общественно-значимых задач и способы их реализации. При осуществлении этой функции партии могут руководствоваться двумя мотивами. Либо использовать некоторую идеологию, следуя ее принципам при разработке программ вариантов решения общественных проблем 
— этот стиль формирования программ называется идеологическим. Либо стремиться наиболее эффективно решить конкретную проблему вне контекста идеологии, с учетом сложившихся обстоятельств — это прагматический стиль формирования программ. 
          4. Функция политической социализации граждан. Заинтересованная в расширении круга сторонников, партия формирует некоторую картину политического мира, содержащую  
представления о политических Проблемах, их относительной значимости, путях решения, роли человека в политике. Тем самым, она сообщает людям политические знания, ценности» модели политического поведения.  
        5. Функция осуществления власти. Партии стремятся к завоеванию власти в конкурентной борьбе на выборах. Это одна из наиболее значимых функций политической партии, отличающих ее от других общностей граждан.7

 

 

  1. Типология политических партий

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий8.

Таблица №1 Типология (классификация) партий

Типология (классификация) партий

По социальной

направленности

программы

и деятельности

  • Социал-демократические;
  • либерально-демократические;
  • коммунистические;
  • классовые;
  • националистические;
  • расовые;
  • фашистские;
  • религиозные;
  • государственно-патриотические;
  • народные

По идейным основаниям

деятельности

  • Доктринальные (защита своей идеологии);
  • прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий);
  • харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера)

По методам выполнения

программы

  • Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);
  • реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений)

По характеру

политических действий

  • Реакционные;
  • консервативные;
  • умеренные;
  • радикальные;
  • экстремистские

По представительству

в высших органах

государственной власти и отношению

к официальной политике

  • Правящие;
  • оппозиционные (легальные,

полулегальные и нелегальные)

По месту

в политическом спектре

  • Левые;
  • центристские;
  • правые

По стилю общения

между партийными

лидерами и рядовыми членами

  • Демократические;
  • антидемократические

По организационной структуре

  • Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты);
  • лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов);
  • авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов)

По характеру членства

  • Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью);
  • массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру)

По виду партийного

руководства

  • Коллективного руководства;
  • руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;
  • личностного руководства;
  • консенсусного руководства

Социальная действительность конца XX в., характеризующаяся вступлением  западных обществ в стадию постиндустриального развития, возрастающими объемом и качеством профессионально-технических знаний в управлении общественными процессами, переходом власти к техноструктурам, группам хорошо образованных профессионалов-управленцев, ставит серьезные проблемы перед политическими партиями, которые должны адаптироваться к новым условиям. Отмеченные выше особенности создают трудности на пути выполнения партиями своей роли.

На исход выборов зачастую влияют не электоральный опыт и искусство руководства партий, а расчетливые технологии, использующие «эффект больших денег» (в итоге представительные органы государственной власти сегодня избираются с меньшим участием политических партий, чем это было 40–50 лет назад).

Отмечается тенденция  изоляции партий от деятельности исполнительных органов государственной власти. Во многих странах произошла замена так называемой «системы добычи», предполагавшей, что партия, выигравшая избирательную кампанию, возлагает на себя всю ответственность за государственную политику, берет все государственные дела в свои руки, на «систему заслуг», основанную на первичных технократических должностях. Государственные должности в исполнительных органах занимают на постоянной основе чиновники-профессионалы, не обязанные своей карьерой какой-либо партии. Независимо от результатов выборов и смены политического курса они остаются на своих местах, пока профессионально им соответствуют.

В современных западных обществах теряет свое былое значение идеология, составлявшая мощное оружие политических партий. В условиях технократизации и информатизации появляется суперидеология рационализма, науки и знания.

Современные партии Запада столкнулись с новыми условиями, требующими политического риска. В  ситуации ослабления идеологии, влияния  на итоги выборов современных  избирательных технологий, активных действий средств массовой информации политические партии теряют свой стабильный электорат.

В этой связи в Западной Европе, по мнению ряда политологов, утверждается новый тип партий – электорально-профессиональные. Отличительные черты партии этого типа следующие: небольшие по численности объединения лиц, обладающих специальной подготовкой, умеющих профессионально работать с избирателями и выходящих в своей деятельности непосредственно на электорат; финансирование осуществляется через группы интересов и создаваемые особые фонды; имеет место персонализированное лидерство, когда каждый лидер знает, с кем и для кого он работает, с какой группой интересов он связан.

Большая часть исследователей отмечает, что в условиях глобальной виртуализации политики наметился  серьезный кризис в партийно-политическом представительстве большинства  западных стран. Это связано прежде всего с тем, что на смену программам в качестве основы коммуникации партий и избирателей приходят имиджи партийных лидеров как наиболее эффективный инструмент информации и коммуникации. Другая причина – кризис сложившейся в индустриальном обществе модели массовой идеологической партии. На смену традиционным партиям приходят так называемые постмодернистские партии (картельные, электорально-профессиональные, медиапартии, харизматические, партии-предприятия и т.д.). Отличительной чертой партий нового поколения считается изменение соотношения различных партийных функций. Как известно, традиционно партии выполняли такие функции, как социальное представительство, политическая социализация, коммуникация, мобилизация, рекрутирование политической элиты и, конечно, борьба за политическую власть. Сегодня часть этих функций взяли на себя другие институты (средства массовой информации, государство, бюрократический аппарат и т.п.)9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности классификации политических партий в России

Российский партогенез отражает мировые тенденции, но имеет и некоторые особенности. Во-первых, период утверждения отечественных политических партий в качестве активных участников парламентского представительства пришелся на время, когда на смену традиционным партиям пришли партии нового поколения. Во-вторых, произошло снижение значения идеологической идентификации. Это повлияло на то, что среди добившихся успеха политиков и партий стали преобладать виртуальные, а не реальные достоинства.

Актуальной проблемой  в эволюции системы партийно-политического  представительства в современной  России является то, что многообразие партийного спектра явно тяготеет к  моноцентричной модели партийной организации. Парламентские выборы 2003 г. позволяют говорить о росте партийного влияния «Единой России».

В качестве особенности  следует также отметить влияние  традиционной политической культуры на формирование новых политических институтов. Но партийное строительство в  России опережает трансформацию  ее социальной структуры. Что касается избирателей, то по электоральному поведению  их можно условно разделить на патриархальный, советский, постсоветский и партийный типы, среди которых последний (подразумевающий наличие устойчивых идейно-политических ориентаций) представлен весьма незначительно.

В основе процесса образования  партий в России часто лежит принцип  объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие рассматривают партию как  трамплин для проникновения в  высшие эшелоны государственной  службы со всеми вытекающими последствиями (высокий социальный статус, материальное благополучие и др.).

Влиятельные федеральные  и региональные политико-экономические  сообщества рассматривают политические партии в качестве эффективного инструмента  достижения электорального успеха.

Выделяют следующие политико-организационные  типы российских политических партий (политико-организационный тип –  обобщенная характеристика партии с  точки зрения ее внутренней структуры, территориальных масштабов политической деятельности, численности и политического  представительства, характера внутрипартийных  связей и особенностей межпартийного  взаимодействия):

  • массовые политические партии с развитой региональной структурой, большой численностью членов, высокой степенью участия членов партии в ее мероприятиях, сильными и влиятельными руководящими органами партии, активно воздействующими на свое политическое представительство (КПРФ, отчасти Российская коммунистическая рабочая партия);
  • относительно крупные по численности кадровые партии с развитой региональной инфраструктурой, как правило, внушительным политическим представительством в органах законодательной власти, высокой профессионализацией партийной деятельности, наличием развитого партийного аппарата и «мозгового центра». В своей деятельности партии этого типа ориентированы прежде всего на участие в выборах, результаты которых во многом определяют их политические возможности (Либерально-демократическая партия России, Российская социал-демократическая народная партия);
  • малочисленные политические партии, не получившие организационного развития. Для них характерна фракционная раздробленность, низкий уровень организационной культуры, перебои с финансированием (Народная партия, Российская партия жизни);
  • карликовые партии-аутсайдеры, фактически не состоявшиеся как самостоятельные политические единицы (Европейская либерально-демократическая партия, Консервативная партия). Они не имеют региональной структуры, их численность не превышает нескольких десятков человек.10

Информация о работе Сущность, функции и типы партий