Тушение пожаров в дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема тяжелого последствия пожара также актуальна для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются дети с отклонениями в развитии: глухие, слепые, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Дети данных категорий в силу своего психофизического недоразвития не могут самостоятельно сориентироваться в чрезвычайной ситуации и покинуть помещение.

Содержание работы

Введение 2
1. Требования пожарной безопасности 4
1.1 Основные понятия пожарной безопасности 4
1.2 Тушение пожаров 7
1.3 Средства извещения и сигнализации о пожаре 9
2. Тушение пожаров в детских садах 12
2.1 Ведение оперативно-тактических действий при пожаре 12
2.2 Обучение детей пожарной безопасности 16
2.3 Простые советы родителям 20
Приложение 24
Заключение 29
Использованная литература: 31

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Microsoft

 
 
 
 

 

 



 

якутский  филиал Ноу спо ЮКМПА 

Курсовая работа

на тему «Тушение пожаров в дошкольных учреждениях»

 
 
 

    

Якутск, 2013 год




 

 

Работа студента 2 к. ПБ

Гоголева А. Г.

 

Оглавление

 

 

Введение

 

В Российской Федерации  функционирует широкая сеть образовательных  учреждений различного уровня, в которых  сегодня обучается и воспитывается около 30 млн. человек и работает около 7 млн. педагогов и сотрудников.    
 Родители доверяют школе и детским садам самое дорогое – своих детей и они должны быть уверены, что их жизни и здоровью ничто не угрожает.  
          Одним из важнейших мероприятий по реализации государственной политики, направленной на предупреждение пожаров и аварийных ситуаций в образовательных учреждениях явилась программа Минобразования России на 2004-2007 гг. «Безопасность образовательного учреждения». Её выполнение способствовало улучшению оснащения образовательных учреждений охранно-пожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, сокращению количества пожаров и уменьшению материального ущерба от них. 
          Однако следует отметить, что дорогостоящие мероприятия по выполнению требований противопожарной безопасности важны и необходимы, но по заключению специалистов пожары и возгорания в образовательных учреждениях происходят всего в 20 % случаев по причине неисправности электропроводки и электрооборудования, 70 % вызваны халатностью, а иногда и преступной бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности. 
          Это подтверждают и проверки противопожарного состояния образовательных учреждений при их подготовке к новому учебному году, проведенные представителями территориальных управлений Государственной противопожарной службы МЧС России, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, заинтересованными надзорными органами, выявлены характерные нарушения Правил пожарной безопасности на объектах образовательных учреждений: 
- отсутствие или неукомплектованность первичными средствами пожаротушения; 
- наличие металлических решеток на окнах и дверях запасных выходов; 
- захламленность запасных эвакуационных выходов; 
- необеспеченность нормативно-правовыми актами по организации пожарной безопасности; 
- недостаточная подготовка руководителей и сотрудников по соблюдению мер пожарной безопасности, особенно в чрезвычайных ситуациях. 
           Значительное количество зданий образовательных учреждений были введены в эксплуатацию в 50-е годы прошлого века, их износ в среднем составляет 60 %, что решающим образом сказывается на обеспечении пожарной безопасности. 
           Проблема тяжелого последствия пожара также актуальна для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются дети с отклонениями в развитии: глухие, слепые, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Дети данных категорий в силу своего психофизического недоразвития не могут самостоятельно сориентироваться в чрезвычайной ситуации и покинуть помещение. 
           Зачастую педагогические работники не имеют практических навыков по эвакуации обучающихся и использованию первичных средств пожаротушения. Необходимые практические занятия по действиям учащихся в чрезвычайных ситуациях, как правило, не проводятся. Приемка образовательных учреждений к новому учебному году, в основном, проводится формально. Отслеживаются только контрольные нормативы и показатели, необходимые для ведения образовательной деятельности.

 

  1. Требования пожарной безопасности

1.1 Основные понятия пожарной безопасности

 

Горение – сложное химическое превращение веществ, сопровождаемое интенсивным выделением большого количества тепла.

Чаще  всего горение представляет собой  экзотермическое окислительное  взаимодействие горючего вещества с  окислителем (обычно – кислородом). К горению также относят процессы разложения взрывчатых веществ, соединение некоторых веществ с хлором или фтором и др.

Химическая  реакция горения достаточно сложная, так как состоит из многих процессов  химических превращений. Кроме химических превращений при горении сопровождается физическими процессами: перемещение  тепла, массы вещества, изменение давления и др.

Согласно  тепловой теории горения условием возникновения  процесса горения является превышение скорости выделения теплоты химической реакции горения над скоростью  отвода теплоты в окружающую среду. При соблюдении этого условия происходит саморазогрев горючего вещества, и скорость реакции возрастает. И напротив, превышение скорости отвода теплоты над скоростью её выделения может привести к затуханию химического процесса горения.

Характеристикой горения является время. Время горения складывается из времени, необходимого для возникновения контакта между горючим веществом и кислородом (Тк) и времени самого процесса химического окисления (Тхо). Таким образом, время горения определяется:

Тг = Тк + Тхо. (11)

При тушении  пожара необходимо учитывать особенности процесса горения:

- диффузное  горение, при условии, что время  (Тк) больше, чем время (Тхо);

- кинетическое  горение определяется условием, что горит однородная горючая  смесь, и время горения определяется, в основном, временем химического окисления (Тхо).

Обычно  большинство пожаров представляют собой диффузионное горение с  большим расходом воздуха:

- для  горения 1 кг древесины требуется  примерно 4 м3 воздуха;

- для  горения 1 кг торфа требуется  примерно 6 м3 воздуха;

- для горения 1 кг пропана требуется примерно 24 м3 воздуха.

Основные понятия  и определения в области пожарной безопасности представлены в законодательных  и иных нормативных правовых актах:

- федеральный  закон “О пожарной безопасности” (№ 69-ФЗ от 21декабря 1994 года);

- ППБ 01-03. Правила  пожарной безопасности в Российской  Федерации (утверждены приказом  МЧС России от 18 июня 2003 года №  313);

- Инструкция  по организации и осуществления  государственного пожарного надзора  в Российской Федерации (утверждена  приказом МЧС России от 17 марта 2003 года № 132);

- НПБ 104-03. Системы  оповещения и управления эвакуацией  людей при пожарах в зданиях  и сооружениях;

- НПБ 110-99. Перечень  зданий, сооружений, помещений и  оборудования, подлежащих защите  автоматическими установками тушения и обнаружения пожара.

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная  безопасность – это состояние защищённости  личности, имущества, общества и государства от пожаров.      Пожарная охрана – это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения.

Источником зажигания обычно являются:

- искры от  неисправного электрооборудования;

- тепло от  трения деталей;

- перегрев электроконтактов; статическое электричество;

- химические  реакции и др.

Например, искра  от удара металлических тел может  достигать температуры более 1 900оС, пламя спички порядка 800оС, температура электрического разряда достигает 10 000оС.

 

Температура воспламенения – наименьшая температура, при которой вещество загорается (или начинает тлеть) и продолжает гореть (тлеть) после удаления источника воспламенения.

Температура самовоспламенения – наименьшая температура, до которой необходимо нагреть вещество, чтобы оно воспламенилось.

Различают следующие  виды горения:

1. Взрыв –  быстрое химическое превращение,  сопровождающееся выделением энергии  и образованием сжатых газов, способных совершить работу (например, двигатель внутреннего сгорания).

2. Вспышка –  быстрое сгорание горючей смеси  без образования сжатых газов.

3. Возгорание  – возникновение горения под  действием источника зажигания.

4. Самовозгорание  – возникновение горения в отсутствии источника зажигания (часто вследствие увеличения скорости экзотермической реакции):

- тепловое самовозгорание  – возникновение горения при  внешнем нагреве вещества до  температуры, превышающей его  самовозгорание.

- микробиологическое самовозгорание – возникновение горения вследствие самонагревания вещества под действием жизнедеятельности микроорганизмов (например, “горение” сена, опилок и др.).

- химическое  самовозгорание – возникновение  горения вследствие химического  взаимодействия веществ (например, природное горение угля).

1.2 Тушение пожаров

 

Для прекращения  горения применяют следующие  способы:

- изоляция очага  горения от кислорода воздуха  (для большинства горючих веществ  при концентрации кислорода менее  14% процесс горения прекращается);

- охлаждение  зоны горения до температуры  ниже температуры самовоспламенения;

- охлаждение  горящего материала ниже температуры  воспламенения;

- разбавление  горящих материалов негорючими  веществами;

- торможение (ингибирование)  скорости горения;

- механическое  сбивание пламени в очаге горения;

- изоляция горючих  веществ от зоны горения и  др.

Вода является наиболее дешёвым и распространённым средством тушения пожаров. Вода обладает высокой теплоёмкостью  и значительным увеличением объёма при парообразовании (1 литр воды образует 1700 литров пара).

Воду применяют  для тушения горения твёрдых  горючих веществ, создания водяных  завес и охлаждения объектов (станков, сооружений и т.п.), расположенных  вблизи очага горения.

Воду нельзя применять  для тушения оборудования, находящегося под напряжением электрического тока. Низкий эффект отмечается при тушении водой нефтепродуктов.

Распылённая струя воды более  эффективно при тушении пожаров, особенно при тушении горючих  жидкостей. При добавлении в воду поверхностно-активных веществ (смачивателей) расход воды уменьшается до 2,5 раз.

Тушение пеной более эффективно, так как пенный покров экранирует горючее вещество от тепла зоны горения. Пену, как химическую, так и воздушно-механическую применяют для тушения твёрдых веществ и легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ).

Химическая пена образуется в результате реакции между щёлочью  и кислотой в присутствии пенообразователя.

Воздушно-механическая пена представляет собой коллоидное вещество, состоящее из пузырьков газа, окружённых плёнками жидкости. Её получают при смешивании воды и пенообразователя с воздухом. Воздушно-механическая пена характеризуется кратностью, т.е. отношением объема пены к объёму её жидкой фазы. Для тушения горючих жидкостей (ГЖ) и ЛВЖ возможно применения воздушно-механической пены средней кратности (от 40 до 120).

Тушение порошковыми составами  очень эффективно, так как они  обладают высокой огнетушащей способностью. Они применяются тогда, когда  тушение пожара не поддаётся водой  и пенами (металлы и др.). Допустимо тушение пожара порошковыми составами при минусовых температурах.

Основную роль при тушении  пожара порошками играет их способность  ингибировать пламя.

В качестве огнетушащих составов для объёмного тушения используют инертные разбавители – водяной пар, диоксид углерода, азот, дымовые газы и др. Тушение при разбавлении среды инертными разбавителями связано с потерями тепла на нагревание этих разбавителей, что приводит к снижению скорости процесса горения.

Водяной пар применяют  для тушения пожаров в небольших помещениях. Диоксид углерода применяют для тушения пожаров на складах ЛВЖ и др.

1.3 Средства извещения и сигнализации о пожаре

 

Пожарная сигнализация и  связь предназначены для быстрого извещения о пожаре, что значительно  повышает успех тушения пожара. В зависимости от назначения здания или помещения могут устраиваться следующие системы и средства пожарной автоматики:

- пожарная сигнализация;

- охранно-пожарная сигнализация.

Нормативными документами  являются:

- НПБ 104-95. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях;

- НПБ 110-99. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара.

Пожарная сигнализация может  быть электрическая и автоматическая. При использовании электрической пожарной сигнализации извещение о пожаре осуществляется в течение нескольких секунд. В этом случае система сигнализации состоит из приёмной станции и соединённых с ней извещателей. Сигнал о пожаре подаётся нажатием кнопки извещателя, которые устанавливаются на видных местах производственных помещений.

В автоматической пожарной сигнализации извещатели подразделяются в зависимости от способа обнаружения  начальной стадии пожара: тепловые, дымовые, световые и комбинированные.

Тепловые извещатели срабатывают при повышении температуры  окружающей среды. Их чувствительными  элементами являются различные металлические  пластинки или спирали со спаянными  легкоплавким припоем концами. В  случае повышения температуры пластинки  выгибаются и соединяют электрические контакты, приводящие в действие звуковую и световую сигнализацию. Извещатели работают на заданных температурах 60, 80 и 100оС, время срабатывания примерно 50 с, контролируемая площадь 15-30 м2.

В извещателях, реагирующих на дым, чувствительным элементом могут быть фотоэлементы или ионизационные камеры. В последнем случае вследствие действия продуктов горения изменяется ионизационный ток, что через электронное реле приводит в действие систему сигнализации.

Информация о работе Тушение пожаров в дошкольных учреждениях