Тушение пожаров в дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема тяжелого последствия пожара также актуальна для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются дети с отклонениями в развитии: глухие, слепые, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Дети данных категорий в силу своего психофизического недоразвития не могут самостоятельно сориентироваться в чрезвычайной ситуации и покинуть помещение.

Содержание работы

Введение 2
1. Требования пожарной безопасности 4
1.1 Основные понятия пожарной безопасности 4
1.2 Тушение пожаров 7
1.3 Средства извещения и сигнализации о пожаре 9
2. Тушение пожаров в детских садах 12
2.1 Ведение оперативно-тактических действий при пожаре 12
2.2 Обучение детей пожарной безопасности 16
2.3 Простые советы родителям 20
Приложение 24
Заключение 29
Использованная литература: 31

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Световые излучатели реагируют на излучение открытого пламени, т.е. на инфракрасные и ультрафиолетовые лучи.

Комбинированные излучатели выполняют функции теплового  и дымового извещателей. Они изготовлены  на основе дымового извещателя с включением элементов электрической схемы, применяемой для работы теплового излучателя. Контролируемая площадь примерно 100 м2.

Ультразвуковые  датчики служат для обнаружения  в закрытых помещениях движущихся объектов (колеблющееся пламя, идущий человек  и т.п.).

Системами пожарной сигнализации оборудуют технологические установки повышенной пожарной опасности, производственные здания, склады.

Пожарная связь  подразделяется на извещение служб  пожаротушения, диспетчерскую связь  и связь на пожаре. Уникальные объекты  экономики имеют собственные  силы пожаротушения и, в любом случае, имеют прямую связь с центрами связи других сил пожаротушения.

Пожарная безопасность на предприятии

В соответствии с законодательством руководители предприятий имеют определённые права и обязанности в области  пожарной безопасности. Работодатели имеют право:

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счёт собственных средств;

- вносить в органы государственной власти предложения по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить работы по установлению причин пожаров, происшедших на предприятии;

- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности.

Законодательство  возлагает ответственность за пожарную безопасность предприятия на работодателя. Соответственно работодатель обязан назначить должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных подразделений (объектов).

Работодатель  обязан:

- назначить ответственного за пожарную безопасность организации;

- организовать пожарную охрану объекта;

-организовать обучение рабочих и служащих правилам пожарной безопасности;

- разработать перспективные планы повышения пожаробезопасности на предприятии;

- разработать инструкции о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами, а также инструкций о соблюдении противопожарного режима и др.

Ответственные лица, на которых работодателем возложена  ответственность за пожарную безопасность, обязаны:

- доводить до работников правила пожарной безопасности;

- принимать участие в разработке инструкций по пожарной безопасности;

- следить за исправным состоянием приборов отопления, вентиляции, электрооборудования и др.

 

2. Тушение пожаров  в детских садах

2.1 Ведение оперативно-тактических  действий при пожаре

 

Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия дл воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Детские сады, ясли и кабинеты строят одно- и двухэтажными I и II степеней огнестойкости.

Они могут размещаться  в нескольких зданиях, соединенных закрытыми переходами. Планировку этажей детских учреждений осуществляют так, чтобы помещения детских групп (игровые комнаты и спальни) были изолированы друг от друга для каждой группы детей.

На первых этажах детских  учреждений располагают преимущественно комнаты для детей ясельного и младшего возраста, кухни, стиральные помещения, изоляторы, кладовые, кабинеты администрации и др.

Пожарная нагрузка в школах и детских учреждениях  в основном находится в пределах 30 – 50 кг/м2. В некоторых помещениях (библиотеки, кладовые и т.п.) она может быть значительно больше.

В игровых помещениях детских  садов и яслей находится много  игрушек из дерева, пластмассы, бумаги и картона, а также синтетических, поролоновых и хлопчатобумажных материалов, ковровых покрытий.

Скорость распространения  пламени в одноэтажных зданиях  IV-V степени огнестойкости составляет 2/3 м/мин., а в школах и детских учреждениях I и II степени огнестойкости 0,6/1,0 м/мин.

Администрация школ и детских  учреждений заранее разрабатывает  планы эвакуации детей на случай пожара, изучает его с обслуживающим персоналом и периодически отрабатывает действия согласно планам.

В пожарных частях, в районах  выезда которых расположены школы  и детские учреждения, на них разрабатывают  оперативные карточки.

В оперативных карточках указывают планировку и конструктивные особенности зданий, места расположения и количество детей в дневное и ночное время, основные и резервные пути эвакуации и другие данные, необходимые РТП для организации тушения пожаров.

Следуя на пожар, командир первого пожарного подразделения ПО, оперативной карточке  вкладышу о наличии детей в данный момент уточняет возможную обстановку, а по прибытии на пожар немедленно устанавливает связь с обслуживающим персоналом и выясняет, какие приняты меры по эвакуации детей и тушению пожаров, а также предусматривает предотвращение паники.

Решающим направлением является эвакуация и спасение детей. В  ходе разведки пожара РТП определяет:

- количество и возраст  детей;

- кратчайшие и наиболее  безопасные пути эвакуации и угрозу от огня и дыма;

- началась ли эвакуация  детей и как она проходит;

- сколько человек из  обслуживающего персонала можно  использовать для эвакуации;

- наиболее целесообразные  способы и приемы спасения.

В процессе разведки пожара РТП определяет состояние путей эвакуации и при необходимости вводит стволы от автоцистерны и внутренних пожарных кранов на их защиту. При этом внимание уделяют удалению дыма из помещений, коридоров и лестничных клеток путем вскрытия окон. Двери из задымленных лестничных клеток и коридоров, ведущие в классы, групповые и другие помещения, где находятся люди, необходимо плотно закрывать.

При возникновении пожаров  в школах учащихся эвакуируют по классам  под руководством классных руководителей  или педагогов, проводящих занятия в классе, а в детских учреждениях – по группам под руководством воспитателей и нянь. Поэтому, по прибытии на пожар, РТП  должен немедленно оказать помощь педагогам и воспитателям в планомерной и быстрой эвакуации детей, в первую очередь детей младшего возраста. Основными путями эвакуации детей являются лестничные клетки и стационарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания последующим их выводом из здания. Из горящих и отрезанных дымом помещений учащихся и детей пожарные спасают через окна и балконы по пожарным лестницам, спасательным рукавам и с помощью веревок. При спасении детей по пожарным лестницам, необходимо помнить, что детей дошкольного возраста и учащихся младших классов пожарные должны выносить на руках или, закрепившись на пожарной лестнице передавать их из рук в руки.

После эвакуации всех детей  распределяют по группам или классам, проверяют по спискам и размещают, особенно в зимний период, в ближайших теплых помещениях, которые предусматривают заранее и указывают в оперативных карточках и планах эвакуации.

При пожарах  в школах и детских учреждениях  РТП обязан тщательно проверить, не остались ли дети в классах, игровых  и спальных комнатах и других задымленных помещениях. При этом следует проверять, нет дли детей в шкафах, за шкафами и под кроватями, за занавесками и различной мебелью.

По возможности, одновременно с организацией эвакуации  детей и защитой путей эвакуации  обеспечивают ввод стволов на основных путях распространения огня и в очаг пожара. Рукавные линии от пожарных автомобилей по возможности прикладывать через запасные выходы, оконные проемы, чтобы они не мешали спасанию. Для тушения пожара в школах и детских учреждениях применяют воду, водные растворы смачивателей и воздушно-механическую пену средней кратности. 
Интенсивность подачи воды на тушение зданий I  и II степени огнестойкости 0,08/0,1 л/м2*С, а для зданий IV-V  степени огнестойкости – 0,15 л/м2*С. Для подачи воды при тушении пожаров, как правило, используют стволы РС-50 и РСК-50, а при развившихся пожарах в клубах, мастерских, спортивных и актовых залах подают стволы РС-70.  
Тушение пожаров в химических и физических кабинетах, лабораториях, музеях школ, подсобных помещениях и кладовых детских учреждений целесообразно осуществлять воздушно-механической пеной средней кратности с интенсивностью подачи раствора 0,05 л/м2*С. Особенно сложная обстановка создается тогда, когда пожары возникают в школах и детских учреждениях в момент проведения новогодних праздников, торжественных собраний учащихся, вечеров художественной самодеятельности, спектаклей и других массовых мероприятий.  
По прибытии на пожар РТП в этих случаях принимает срочные меры по эвакуации детей и введению стволов от автоцистерны и внутренних пожарных кранов для защиты путей эвакуации и проникновения в помещения, где остались дети. В случае горения синтетических материалов и пластмасс выделяются токсичные газы, поэтому дети должны эвакуироваться через задымленную зону в противогазах или дыхательных аппаратах.

 

 

 

2.2 Обучение детей пожарной безопасности

 

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика  пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Хорошим подспорьем в работе с детьми будут разработки игровых занятий, включающих физкультурные  упражнения на ловкость и реакцию  ребенка. В этой работе помогут следующие материалы:

- литературные произведения на противопожарную тематику;

- праздничные  сценарии на тему: «Берегите лес  от пожара»;

- сценарий спортивного  праздника с противопожарной  атрибутикой;

- папка «01»  - материалы для работы с родителями;

- выставка детского  рисунка «Огонь – друг, огонь – враг»;

- стенд «Юные  друзья пожарных»;

- детские иллюстрации  по ППБ;

- устное народное  творчество о пожаре (пословицы,  поговорки, загадки).

Обучение детей  с использованием литературных произведений требует от преподавателя учитывать следующие принципы изложения:

  1. Повествование должно идти от лица детей, что позволяет говорить с ними простым, доступным языком о сложных вещах.
  2. Необходимо использовать образные выражения, чтобы дети легче представляли то, о чем говорится в произведении.
  3. Содержание литературного произведения должно учитывать возраст детей, их психологические особенности.
  4. Литературную часть предпочтительно использовать многовариативно:

- как художественное  произведение (чтение, заучивание);

- как содержание  занятий;

- как драматизацию;

- как отдельные  правила;

- как материал  для изодеятельности.

Следует отметить, что все подобранные материалы, пособия, разработки помимо преследования  основной цели – формирования целостного представления о пожарной безопасности – решают также задачи других направлений в работе с детьми: воспитание культуры поведения на улице, в доме, на природе, расширение кругозора (знакомство с предметами бытовой техники, химии, работой предприятий), закладывание основ экологического воспитания.

Учитывая, что  объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, можно определить комплекс задач, направленных на достижение поставленной цели – формирование целостного представления о пожарной безопасности.

 

           Комплекс задач и перспективное планирование

Задачи

Подзадачи

Формы решения  задач

  1. Иметь представление о труде пожарных.
  1. Формировать интерес к труду пожарных.
  2. Иметь представление:

- о работе  боевого расчета;

- о пожарной  технике;

- о работе  госпожнадзора.

3. формировать  представление о действиях боевого расчета, тактике тушения пожара.

4. показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер - боевой расчет - госпожнадзор).

5. показать взаимосвязь  оперативных служб: 01, 02, 03, 04

  1. Чтение литературы.
  2. Экскурсии в пожарную часть.
  3. Беседа инспектора.
  4. Оформление выставки.
  5. Проведение музыкальных и спортивных развлечений.
  6. Дидактические игры.
  7. Создание условий для сюжетно-ролевой игры.
  1. Формировать чувство повышенной опасности, исходящей от огня
  1. Знать свойства и качества предметов с точки зрения их пожарной опасности (горимости).
  2. Знать свойства огня.
  3. Уметь правильно обращаться с огнем.
  4. Формировать определенное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной  опасности.
  1. Экспериментирование по выделению свойств и качеств предметов.
  2. Чтение литературы с последующим анализом.
  3. Творческий рассказ типа: «Как бы поступил ты…», «Закончи рассказ», «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец».
  1. Понимать необходимость соблюдения правил пожарной безопасности
  1. Знать причины пожаров.
  2. Знать основные правила пожарной безопасности.
  1. Дидактические игры.
  2. Проведение викторин, развлекательных занятий.
  3. Аппликатирование.
  4. Оформление выставки.
  5. Составление рассказов по плакатам.
  6. Иллюстрирование правил пожарной безопасности
  7. Чтение литературы
  8. Заучивание стихов на противопожарные темы
  9. Сюжетно ролевые игры”дом” и “пожарную часть”
  10. Изготовление предупредительных плакатов для группы, детского учреждения, дома.
  1. Уметь вести себя в случае пожара
  1. Уметь ориентироваться в пространстве помещения (группы, квартиры).
  2. Выделять на плане выход из помещения.
  3. Знать первые действия при пожаре.
  4. Знать порядок действий при пожаре.
  1. Создание специальных ситуаций.
  2. Работа с планами на занятиях и в повседневной жизни.
  3. Сюжетно-ролевая игра «дом».

Информация о работе Тушение пожаров в дошкольных учреждениях