Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Безопасность жизнедеятельности".

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_po_BZhD.docx

— 362.46 Кб (Скачать файл)

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов - это напряжение основных психических функций, и как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты).

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мы-шечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмо-ционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих авто-маты) --11,3...12,5 МДж; дня рппотииков, выполняющих работу сред-ней тяжести (станочников, шихтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), --12,5...15,5 МДж; для работни-ков, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, метал-лургов, лесорубов, грузчиков), --16,3...18 МДж.

Затраты энергии меняются и зависимости  от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5--10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя--на 10...25 %, при вынужденной неудобной позе -- на 40...50 %. При интенсивной ин-теллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией -- на 94 %, у операторов вычис-лительных машин--на 60...100%.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напря-женности выполняемой работы, имеющим важное значение для опти-мизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитыва-ется объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда  характеризуются степенью функ-ционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы,-- при физическом труде, и эмоцио-нальным -- при умственном труде, когда имеет место информацион-ная перегрузка.

Физическая тяжесть  труда -- это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести про-изводится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией  орудий и предметов труда в  неподвижном состоянии, а также  с приданием человеку рабочей  позы. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10...25 % рабочего времени, характеризуется как работа средней тяже-сти (энергозатраты 172...293 Дж/с); 50 % и более -- тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).

Динамическая работа -- процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5...10 кг для женщин и 15...30 кг для мужчин -- средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин--тяжелая.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические пока-затели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75...175--средней тяжести; свыше 176-- тяжелая работа. I В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013 -- 94) условия труда подразделяются на четыре класса: 1--оптимальные; 2--допустимые; 3--вредные; 4--опасные (экстремальные).

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно приме-няют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населе-ния (в пределах фона).

Допустимые условия  труда характеризуются такими уровнями фак-торов среды и трудового процесса, которые не превышают установлен-ных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отда-ленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Оптималь-ный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных произ-водственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающе-го и (или) его потомство.

Вредные условия труда (3-й класс) подразделяют на четыре степени вредности. Первая степень (3.1) характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормати-вов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обус-ловливают риск развития заболевания. Вторая степень (3.2) определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональ-ные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, повышению частоты обшей заболеваемости, появлению на-чальных признаков профессиональной патологии.

При третьей степени (3.3) воздействие  уровней вредных факторов привадит, как правило, к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту  хронической общесоматической патологии, в том числе к повышению  уровня заболеваемости с временной  утратой трудоспособности. В условиях труда четвертой степени (3.4) могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний; отмечается значитель-ный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Степень вредности 3-го классы по гигиенической  классификации устанавливают в  баллах. Число баллов по каждому  фактору хфi проставляют в карте условий труда с учетом продолжительности его действия в течение смены: хфi = Дстi,Ti, где xстi --степень вредности фактора или тяжести работ по гигиенической классификации труда; T= тфi/ Тpc -- отношение времени действия факторов тк продолжительности рабочей смены тpc, если тфi? тpc , то T= 1,0.

Для определения конкретных размеров доплат условия труда оце-нивают по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда

Xфак = x ф1 + x ф2 + ... +xфn фi .

Экстремальные условия  труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возник-новения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

 

Вопрос 18

Постоянные  нервно-психические перегрузки, обусловленные  производственной деятельностью, существенно  влияют на функциональное состояние  организма работника и его  работоспособность. Психологические факторы напрямую связаны с организацией работы: степенью широты и свободы, принимаемых работником решений, уровнем его влияния и управления собственной рабочей ситуацией, возможностью выбора путей и сроков выполнения задания и контроля над ним.  
 
Организационная структура и складывающиеся на работе межличностные взаимоотношения являются наиболее сильными факторами, способными вызвать производственный психологический стресс.  
 
При формировании системы мероприятий, направленных на профилактику профессионального стресса, необходимо учитывать следующее. Для повышения нравственного здоровья коллектива необходимо в соответствии с его особенностями выбрать средства смягчения напряженности и правильно определить факторы сплоченности коллектива, а также создать условия для правильной ориентированности деятельности коллектива в целях подчиненности индивидуальных целей общегрупповой цели и повышения прочности внутриколлективных нравственно-психологических связей.  
 
Повышение общего комфорта социальной трудовой среды будет способствовать профилактике стрессовых состояний работников, большей сплоченности коллектива и улучшению эмоционального фона во взаимоотношениях членов группы.  
 
Для сохранения нормального психического здоровья работников, а также профилактики нервно-психических расстройств, следует использовать методы саморегуляции психического и физического состояния, чаще называемые самовнушением. Овладев приемами самовнушения, работник приобретает способность эффективно управлять своим психическим состоянием в соответствии с особенностями и требованиями складывающейся производственной обстановки. Таким образом, работник может успешно противостоять дистрессовым обстоятельствам, что позволяет резко снизить их травмирующее воздействие на организм.  
 
Укрепляя нервно-психическую сферу, самовнушение способствует сохранению общего здоровья, а также позволяет работнику настроиться на предстоящую деятельность, выполнять ее успешно и без ошибок.  
 
Движения являются одним из важнейших средств, посредством мышечного сокращения способствующих уравновешиванию процессов во внутренней среде организма, сдвиги в которой постоянно возникают под воздействием различных внутренних и внешних раздражителей. Мышечная деятельность является источником мощных стимулирующих влияний на различные функциональные системы организма, обмен веществ, уровень саморегуляции организма человека, способствует поддержанию его нормальной жизнедеятельности.  
 
Глубокие и разносторонние морфологические и функциональные изменения у лиц, активно и регулярно занимающихся оздоровительной физической культурой, обеспечивают экономичность основных физиологических процессов и готовность организма выполнять напряженную физическую и умственную деятельность в течение длительного времени. Все это способствует сохранению и усилению работоспособности в ходе рабочей смены, повышению производительности труда, поддержанию общей трудоспособности и трудовой активности, укреплению здоровья.  
 
Оптимизация производственных процессов с целью повышения эффективности труда и снижения травматизма:  
 
1. Совершенствование процедуры инструктирования работников по безопасности и охране труда.  
2. Профилактика перенапряжения структур нервно-мышечного аппарата.  
3. Мониторинг функционального состояния организма человека.  
4. Создание центров восстановления работоспособности, физкультурно-оздоровительных центров и комплексов для комплексной профилактики профессиональной патологии и укрепления здоровья работников.  
 
Эффективное предупреждение несчастных случаев возможно лишь при физической и психологической готовности работников выполнять свои функции, когда они располагают достаточным уровнем личной компетентности, подготовленности и осознанного стремления к безопасному труду. 

Вопрос 19

Одной из самых  загадочных и одновременно спорных  тем являются психологические возможности человека, которые до настоящего времени конца так и не изучены.

Ученые всего  мира бьются над решением этого вопроса, спорят, доказывают различные теории, но единого однозначно верного мнения все же на этот счет нет.

Загадками функционирования, устройства души интересовались еще древнейшие ученые, но их мнение было основано лишь на гипотезах (предположениях, догадках).

Практическое  же изучение человеческой психологии стало возможно лишь в 19 столетии.

Внутренние психологические возможности человека многообразны, исключительно широки и, несмотря на научные усилия, полностью не изучены.

Большинство психологов сходятся во мнении, что  в повседневной деятельности нами задействуется (причем у разных людей в разной степени) лишь меньшая доля ресурсов головного мозга. Остальная часть  остается в резерве и автоматически не реализуется.

Понять предпосылки, условия, требуемые для реализации психофизиологических возможностей человека, научиться практическому использованию их – актуальнейшая научная задача. В решении ее уже получены некоторые результаты.

Достигнутый еще советской психологией уровень  теоретических познаний о природе, сущности психических процессов позволял уже тогда говорить о практической возможности целенаправленного, сознательного формирования у человека определенных психических функций, способностей.

Эта неоднократно было подтверждено научными экспериментами. Так, например, известны опыты по искусственному формированию новых ощущений у человека, которыми он не обладает в обычных  условиях, – кожной светочувствительности – способности ощущения воздействия на кожу ладоней световых лучей.

Доказаны  экспериментально колоссальные возможности человеческой памяти. Даже люди с  ограниченными возможностями (психическими отклонениями, врожденными пороками мозга) могут обладать такими свойствами памяти.

Яркий пример – «человек дождя» Ким Пик, обладавший феноменальной памятью (он запоминал 98 % прочитываемой информации).

Известны  случаи, когда шахматисты обучались игре вслепую  и могли одновременно играть таким образом на 52 досках и при этом выигрывать большую часть партий.

Но  особенно интересна  в практическом плане  жизнь профессора Любищева А.А., который  создал для себя программу максимальной мобилизации и энергии и рационального использования личного времени.

Каждую  минуту он не расходовал впустую и все  тщательно записывал. Так, например, даже стоя в очереди, находясь в общественном транспорте, он изучал иностранные языки, читал книги.

Этот  человек на личном примере доказал силу человеческих возможностей. Он показал, что мобилизовав свои волевые качества, можно жить каждый час, каждую минуту с постоянной напряженной отдачей.

Неисчерпаемы психологические возможности человека не только в сфере памяти, но и в воображении, мышлении, чувствительности различных анализаторских систем.

Люди  с феноменальными математическими  способностями Б. Гаджански, Л. Дагбер, вычисляющие в уме сложные примеры, решающие задачи с многозначными числами, дают наглядное представление о скрытых возможностях нашего разума.

Если  же когда-нибудь мы научимся максимально эффективно использовать психологические возможности человека, то наши поиски успешного пути развития, наконец, закончатся.

Потому  что именно такие способности определяют нашу личностную эволюцию. Тогда человек сможет рационально применять себя в любой сфере деятельности при минимуме усилий.

 

Вопрос 20

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10...12 МДж, работников механизированного труда и сферы обслуживания – 12,5...13 МДж, работников тяжелого физического труда – 17...25 МДж.

Специалистами по гигиене условия  труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды (Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»).

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени тяжести трудового  процесса подразделяется на следующие  классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда  к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы, выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания  груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену  и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"