Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности".

Файлы: 1 файл

BZhD_bilety.docx

— 223.46 Кб (Скачать файл)

Билет №1

1 вопрос: «Общие сведения о ЧС. Авария, стихийное бедствие, катастрофа.»

Чрезвычайная  ситуация (ЧС) – состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте определённой территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространённую инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или  может возникнуть ЧС.

По  происхождению ЧС можно разделить  на ситуации:

1. Техногенного;

2. Антропогенного;

3. Природного характера.

Границы зон распространения поражающих факторов ЧС:

1. Локальные – в которых пострадало не больше 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не больше 100 человек, либо материальный ущерб составляет не больше 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда, на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории производного или социального объекта.

2. Местные – в результате которых пострадало свыше 10 человек, но не более 50, либо нарушены условия жизнедеятельности больше 100 человек, но не более 300, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тысячи, но не более 5 тысяч, минимальных размеров оплаты труда и зона не выходит за пределы населённого пункта, города, района.

3. Территориальные – пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составляет от 5 тысяч до 0,5 миллиона минимальных размеров оплаты труда и зона не выходит за пределы одного субъекта РФ.

4. Региональные – пострадавших от 50 до 500 человек, нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, материальный ущерб от 0,5 до 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда, зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ.

5. Федеративные - пострадавших больше 500 человек, нарушены условия жизнедеятельности больше 1000 человек, материальный ущерб более 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда, зона выходит за пределы двух субъектов РФ.

6. Трансграничные – ЧС, поражающие факторы которых выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

В настоящее время существуют два  основных направления минимизации  вероятности возникновения и  последствий ЧС на промышленных объектах:

1. Разработка организационных  и технических мероприятий, уменьшающих  вероятность реализации опасного  поражающего потенциала современных  технических систем (снабжение защитными  устройствами – взрыво– и  пожаро- защиты оборудования, электро-, молниезащиты, локализации и тушения  пожаров и т.п.).

2. Подготовка объекта,  обслуживающего персонала, служб  ГО и населения к действиям  в условиях ЧС. Для этого необходимо  располагать экспериментальными  и статистическими данными о  физических, химических явлениях  составляющих возможную аварию; прогнозировать размеры и степень  поражения объекта при воздействии  на него поражающих факторов  различных видов.

Авария

В современном производстве со сложными технологическими процессами периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций, сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.

Наиболее опасные последствия  аварий — пожары, взрывы, обрушения  и аварии на энергоносителях —  энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми  последствиями аварий являются пожары и взрывы.

На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей  и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет  количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв  увеличилось в 6 раз, а экономический  ущерб в 11 раз. Такие предприятия  наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Причиной аварий могут стать  стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.

Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной  причине. Все аварии — это результат  действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый  частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют  с ошибками, допущенными при монтаже  и усугубляются неправильной эксплуатацией.

Стихийное бедствие

Стихийное бедствие — природное  явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

Стихийные бедствия могут  возникать как независимо друг от друга, так и связанно: одно из них  может повлечь за собой другое. Некоторые из них часто возникают  в результате деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары, производственные взрывы в горной местности, при строительстве плотин, закладке  карьеров, что зачастую приводит к  оползням, снежным лавинам, обвалам  ледников и т. п.).

Независимо от источника  возникновения, стихийные бедствия характеризуются значительными  масштабами и различной продолжительностью — от нескольких секунд и минут  до нескольких часов, дней и месяцев.

Катастрофа

Катастрофа— происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлекшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта.

2 вопрос: «Оружие массового поражения. Ядерное оружие»

Оружие массового  поражения — оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений на относительно больших пространствах (площадях).

Такими возможностями  обладают, и, следовательно, могут считаться  оружием массового поражения (ОМП) в частности следующие виды оружия:

  • химическое оружие,
  • биологическое оружие,
  • ядерное оружие.

Многие виды ОМП имеют  экологически опасные побочные эффекты. (Например, радиоактивное загрязнение  местности продуктами ядерного взрыва.)

Последствия, сравнимые с  последствиями применения экологически опасных видов ОМП, могут наступить  также в случае применения обычного оружия или совершения террористических актов на экологически опасных объектах, (например: АЭС или химических заводах, плотинах и гидроузлах, и т. д.).

Также воздействие ОМП  деморализует как войска, так и  гражданское население.

На вооружении современных  государств стоят в частности  следующие виды ОМП:

  • химическое оружие;
  • биологическое оружие;
  • ядерное оружие.

Одним из перспективных видом  ОМП считается электромагнитное оружие.

Ядерное оружие — совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления; относится к оружию массового поражения наряду с биологическим и химическим оружием. Ядерный боеприпас — оружие взрывного действия, основанное на использовании ядерной энергии, высвобождающейся при цепной ядерной реакции деления тяжёлых ядер и/или термоядерной реакции синтеза лёгких ядер.

Люди, непосредственно подвергшиеся воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, кроме физических повреждений, испытывают мощное психологическое  воздействие от ужасающего вида картины  взрыва и разрушений. Электромагнитный импульс непосредственного влияния  на живые организмы не оказывает, но может нарушить работу электронной  аппаратуры.

3 вопрос: «Порядок проведения  эвакуации»

Для успешного проведения эвакуации населения главы администраций, эвакокомиссии руководители органов, осуществляющих управление ГО, после  получения указания на проведение эвакуации  организуют и осуществляют комплекс следующих мероприятий:

  • доведение распоряжения о начале эвакуации до подчиненных эвакоорганов и населения;
  • уточнение порядка проведения запланированных эвакуационных мероприятий с учетом сложившейся обстановки;
  • уточнение порядка взаимодействия между административно-территориальными подразделениями в осуществлении эвакуационных мероприятий;
  • организацию учета и отправки эвакуируемого населения и контроль за движением эвакопотоков;
  • контроль за своевременностью подачи транспорта к пунктам посадки и организация его работы по выполнению эвакоперевозок;
  • контроль за размещением эваконаселения в безопасных районах.

В решении КЧСПБ  об организации эвакомероприятий должны быть отображены:

  • краткие выводы из оценки обстановки;
  • задачи эвакуационной комиссии по организации эвакуации населения (места сбора и размещения эваконаселения, маршруты вывоза, очередность и сроки проведения эвакуации, порядок реэвакуации и др.);
  • задачи территориальному органу по информированию населения о порядке проведения эвакуации, обеспечению населения СИЗ;
  • задачи органам внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности движения в период проведения эвакуации населения
  • задачи службе медицины катастроф по медицинскому обеспечению эвакуации населения;
  • задачи транспортным органам в период проведения эвакуации;
  • задачи руководящим органам и организациям города, привлекаемым к мероприятиям по защите населения, в том числе по жизнеобеспечению эваконаселения в районах размещения;
  • в зависимости от времени подхода облака зараженного воздуха к жилым массивам и объектам;
  • организацию управления при проведении эвакомероприятий и другие вопросы.

Билет №2

1 вопрос: «Техногенные чрезвычайные  ситуации, причины их возникновения»

Техногенная чрезвычайная ситуация — обстановка, при которой в  результате возникновения источника  техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или  акватории нарушаются нормальные условия  жизнедеятельности людей, возникает  угроза их жизни и здоровью, наносится  ущерб имуществу населения, народному  хозяйству и окружающей природной  среде.

Основными причинами крупных  техногенных аварий являются:

- отказы технических систем  из-за дефектов изготовления и  нарушений режимов эксплуатации.

-ошибочные действия операторов технических систем. Статистические данные показывают, что более 60% аварий происходит в результате ошибок обслуживающего персонала;

- концентрация различных  производств в промышленных зонах  без должного изучения их взаимовлияния;

- высокий энергетический  уровень технических систем;

- внешние негативные воздействия  на объекты энергетики, транспорта  и др.

Конкретными причинами аварий и катастроф являются такие явления, как статическое электричество, приводящее к взрывам и пожарам; разгерметизация баллонов и емкостей при перевозке сжатых и сжиженных  газов; старение систем и отдельных  механизмов (снижение механической прочности); нарушение технологического режима и др. Ежегодно в мире происходит более 500 млн техногенных происшествий. В результате миллионы людей погибают или становятся инвалидами.

2 вопрос: «Основные принципы  и мероприятия по защите населения»

 Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС включает в себя:

оповещение населения  об опасности, его информирование о  порядке действий в сложившихся  чрезвычайных условиях;

  • эвакуацию и рассредоточение;
  • инженерную защиту населения и территорий;
  • радиационную и химическую защиту;
  • медицинскую защиту;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • подготовку населения в области ГО и защиты от ЧС и другие.

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных  бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

Объемы, содержание и сроки  проведения мероприятий по защите населения  определяются на основании прогнозов  природной и техногенной опасности  на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с  учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации.

Меры по защите населения  от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, на территории которых  возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Информация о работе Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"