Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Безопасность жизнедеятельности".

Файлы: 1 файл

шпоры по БЖД.3doc.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

1. Содержание, цель и задачи дисциплины – безопасность жизнедеятельности.

БЖД — комплексная  научная дисциплина, изучающая опасности и защиту человека от них. Основные положения ее базируются на том, что деят-ть чел-ка потенциально опасна; опасности, реализуясь в пространстве и во времени, причиняют вред чел-ку, проявляющийся в нервных потрясениях, болезнях, травмах, инвалидных и летальных исходах и др.; защита от опасности — актуальнейшая гуманная и социально-эконом. проблема гос. значимости.

БЖД решает задачи распознавания опасностей (вид, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.); профилактики (на основе сопоставления затрат и выгод); действия в условиях ЧС. По происхождению все изучаемые опасности делятся на природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические, социальные. Научно-методическое раскрытие изложенного составляет программную основу БЖД со следующими блоками: теоретические основы; человек — элемент в системах безопасности; природные (метеосферные, гидросферные, атмосферные, космические) опасности; техногенные (механические, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, электробезопасность, взрывы, пожары и т. п.) опасности; химические опасности; экологические опасности; социальные опасности; экстремальные и чрезвычайные ситуации; управление БЖД.

Цель дисциплины —  теоретическая и практическая подготовка к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, снижению и ликвидации производственного травматизма и проф заболеваний трудящихся. Задача дисциплины — научить применять перечисленные мероприятия, а также достижения современной науки и передовой практики для профилактики травматизма. Изучивший дисциплину должен уметь управлять БЖД, т.е. организованно воздействовать на систему человек—среда. Управлять БЖД — значит осознанно переводить объект из опасного состояния в менее опасное или безопасное при соблюдений-условий экономической и технической целесообразности на основе сравнения затрат и полученных выгод.


2. Социально-экономические аспекты безопасности жизнедеятельности, её состояние и перспективы.

В условиях становления рыночной экономики проблемы безопасности жизнедеятельности становятся одними из самых острых социальных проблем. Связано но с травматизмом и профессиональными заболеваниями, приводящими в ряде случаев к летальным исходам, притом что более половины предприятий промышленности и сельского хозяйства относится к классу максимального профессионального риска.

Рост профессиональных заболеваний и производственного травматизма, числа техногенных катастроф и аварий, неразвитость профессиональной, социальной и медицинской реабилитации пострадавших на производстве отрицательно сказываются на жизнедеятельности людей труда, их здоровье, приводят к дальнейшему ухудшению демографической ситуации в стране.

Подтверждением этого  служат следующие факторы: высокий уисльный вес (от трети до половины занятых в сфере материального производства) работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности; быстрый рост уровня профессиональной заболеваемости и производственного травматизма (темпы их увеличения при пересчете на единицу выпускаемой продукции или на фактически отработанное время составляют за последние 5 лет 15—20 % в год); увеличение тяжести производственного травматизма (за последние 10 лет в среднем около 3 % в год) и его уровни с летальным исходом (в 3—9 раз за последнее 10-летие по сравнению с экономически развитыми странами).

Реальную угрозу возникновения аварий с человеческими жертвами, увеличения числа профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, вредных выбросов и сбросов в окружающую среду представляет высокая степень износа основных фондов, составляющая около 43%, а машин и оборудования

Особенно тяжелое положение  сложилось в АПК, где объем

капитальных вложений уменьшился на 70 % по сравнению с другими отраслями  народного хозяйства, амортизационный износ оборудования в перерабатывающих отраслях достиг 85%, а в отдельных — 100 % и перешел в разряд критического состояния. Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасность условий труда, хотя здоровье и жизнь человека обладают наивысшим приоритетом среди общечеловеческих ценностей.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Принципы:

1)методологические(опр-ют  направление поиска реш-ий для  обеспечения безопасности)

2)медико-гигиенич.(контроль за состоянием работников, профилактика, лечение, восстановление)

3)организацион.(контроль  за выполнением требований по безопасности)

4)технич.(техн. мероприятия, обеспечив-ие безоп-ть чел-ка:изоляция, экранирование)

Методы  обеспечения БЖД:

  1. А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);
  2. Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);
  3. В-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);
  4. Г-методы – комбинирование А,Б,В методов.

 

Средства  обеспечения БЖД:

  1. средства коллективной защиты (СКЗ);
  2. средства индивидуальной защиты (СИЗ).

    СКЗ классифицируются  в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

    СИЗ – в  зависимости от защищаемых органов  человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

 


4. Человек как элемент системы «Человек-среда обитания». Формирование характеристики человека.

Система "человек - среда  обитания" является сложной системой, в нее входит большое количество переменных, между которыми существует большое количество связей.  
Хотя основным объектом изучения безопасности жизнедеятельности есть связи в системе "человек - среда обитания", в центре внимания находится человек как самоцель развития общества. 
В зависимости от того, что мы понимаем под термином "человек" в системе "человек - среда обитания", определяется уровень этой системы, что будет детально проанализирована далее.  
Жизненная среда - второй элемент системы "человек - среда обитания", ее объект. Жизненная среда является частью Вселенной, где находится или может находиться в настоящее время человек и функционируют системы его жизнеобеспечения. 
В этом смысле оно не имеет постоянных во времени и пространстве границ, его границы определяются, прежде всего, уровнем системы, то есть тем, что в данном случае понимается под термином "человек". 
Жизненная среда человека состоит из трех компонентов - природного, социального, или социально-политического, и техногенного сред. 
* природная среда (земной почву, воздух, водоемы, растения, животные, солнце, луна, планеты и т.д.) 
* социальное, социально-политическая среда (формы градусов совместной деятельности людей, единство образа жизни) 
* техногенная среда (жилье, транспорт, орудия труда, промышленные и энергетические объекты, оружие, домашние и сельскохозяйственные животные, сельскохозяйственные растения и т.п.)

Основной формой деятельности мозга при отражении различных воздействий на человеческий организм является рефлекс. Этим термином обозначают реакцию организма на раздражение со стороны внешней или внутренней среды, которая происходит при обязательном участии центральной нервной системы.

Поддержание жизни, жизнедеятельность  являются для организма довольно сложной и тяжелой задачей. Внешняя окружающая и внутренняя среды порождают большое количество различных раздражений, действующих на организм человека. Эта информация подвергается многоступенчатой переработке на различных уровнях периферической и центральной нервной системы. Информация, поступающая в организм человека, например, во время трудовой деятельности, чрезвычайно разнообразна. Однако в самом организме на нейрофизиологическом уровне она представлена одним и тем же физиологическим процессом - возбуждением. Этот процесс имеет общее значение для всех организмов, которые обладают специфическим свойством - возбудимостью, т.е. способностью приходить в состояние возбуждения под действием раздражителя.

Компенсация изменений факторов среды  обитания оказывается возможной  благодаря активации систем, ответственных за адаптацию (приспособление). Вмешательство внешних факторов в состояние гомеостаза приводит к адаптивной перестройке организма, в результате которой одна или несколько функциональных систем компенсируют возможные нарушения и восстанавливают равновесие. В безвыходных ситуациях, когда раздражитель чрезмерно силен, эффективная адаптация не формируется и сохраняется нарушение гомеостаза. Вызываемый этими нарушениями стресс достигает чрезмерной интенсивности и длительности, в такой ситуации возможно развитие заболевания.


 

 

5. Негативные факторы среды обитания. Классификация опасностей.

Результат взаимодействия человека со средой обитания может изменяться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонент среды обитания. Определяют негативный результат взаимодействия опасности – негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – среда обитания».

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное  причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

Вредный фактор – негативное воздействие  на человека, которое приводит к  ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий фактор – негативное воздействие на человека, которое  приводит к травме или летальному исходу.

Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем: транспортные магистрали; зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны и т.п. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Вероятно проявление опасности и при использовании человеком технических устройств на производстве и в быту; электрические сети и приборы, станки, ручной инструмент, газовые баллоны и сети, оружие и т.п. Возникновение таких опасностей связано как с наличием неисправностей в технических устройствах, так и с неправильными действиями человека при их использовании.

В настоящее время перечень реально  действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха, недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др.

Даже в быту нас сопровождает большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук; вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, медицинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени, зависит от текущего состояния системы «человек – среда обитания».

 


6. Основные законодательные документы безопасности жизнедеятельности в производстве.

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

Основные положения  изложены в Конституции (дек. 1994г) в законе по охране труда и охране природы (1992-93) в КЗоТ.

В качестве подзаконных  актов выступают ГОСТы, Нормы  и Правила. 
Взаимодействие госнадзора, ведомственного и общественного контроля.

Высший надзор по соблюдению законности осуществляет генеральный прокурор.

Госнадзор в соответствии со ст. 107 КЗоТ за соблюдением норм и правил по охране труда осуществляется:

1. специальными уполномоченными инспекциями, независящими в своей деятельности от деятельности предприятия (Роскомгидромет, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и т.д.);

2. профсоюзами в лице  правовой и технической инспекцией  труда.

Ведомственный контроль, осуществляющийся министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.

Общественный контроль — ФНП в лице профсоюзных комитетов, находящихся на каждом предприятии.

 


7. Понятие о травме и профессиональных заболеваниях. Их классификация.

Производственные условия на предприятиях ИО в ряде случаев характеризуются опасными и вредными факторами. Воздействие на работающего опасного производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей называют несчастным случаем. Результат несчастного случая - производственная травма. Характерным для несчастного случая является мгновенность воздействия опасного фактора. Несчастные случаи именно этим отличаются от профессиональных заболеваний, которые возникают под длительным воздействием вредных производственных факторов и сопровождаются функциональным расстройством органов. 
Совокупность производственных травм за определенный период времени называют производственным травматизмом, а совокупность профессиональных заболеваний профессиональной заболеваемостью. 
По характеру повреждения травмы бывают механические (ушибы, переломы), термические (ожоги, обморожения), химические (отравления, ожоги), электрические (остановка дыхания, сердца, судороги в руках и т.п.), психические (испуг, шок и др.). 
В зависимости от тяжести исхода несчастные случаи различают: 
• без потери трудоспособности; 
• с временной потерей трудоспособности; 
• групповые, когда одновременно пострадали два человека и более; 
• с тяжелым исходом; 
• со смертельным исходом. 
Несчастный случай признается связанным с производством, если он произошел: 
• при выполнении обычных трудовых обязанностей работника (в том числе во время командировки); 
• при совершении каких-либо действий в интересах организации, хотя бы и без поручения администрации; 
• на территории организации или в ином месте работы в течение рабочего времени, включая установленные перерывы; в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п.; перед началом или по окончании работы; 
• во время пути на работу или с работы на транспорте предприятия, сторонней организации, предоставившей его согласно договору; 
• во время пути на работу и с работы домой; 
• при авариях на производственных объектах, неисправном оборудовании и др.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"