Автоматизированная система управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Автоматизированная система управления (АСУ) – это человекомашинная система, в которой с помощью технических средств обеспечивается сбор, накопление, обработка информации, формулирование оптимальной стратегии управления определенными компонентами и выдача результатов человеку или группе людей, принимающих решение по управлению. Под оптимальной стратегией понимается стратегия, минимизирующая или максимизирующая некоторые характеристики объекта.

Файлы: 1 файл

Т1997_1 Доработка.docx

— 84.85 Кб (Скачать файл)

Одним из важных вопросов организации рабочих мест является рациональная их планировка.

Под планировкой рабочего места понимается рациональное пространственное размещение всех материальных элементов производства на рабочем месте: оборудования, технологической и организационной оснастки, инвентаря, которые обеспечивают экономное использование производственной площади, высокопроизводительный и безопасный труд рабочего.

Различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочих мест. Внешняя панировка представляет собой целесообразное размещение на рабочем месте основного и вспомогательного оборудования, инвентаря и организационной оснастки. Проектируется специально с учетом рабочего и вспомогательного пространства (зоны). Рабочая зона — это участок трехмерного пространства, ограниченный пределами досягаемости рук рабочего в горизонтальной и вертикальной плоскостях с учетом поворота его корпуса на 180° и перемещения на один-два шага. Здесь размещаются орудия и предметы труда, постоянно используемые в работе. Остальная площадь рабочего места — вспомогательное пространство, в котором располагаются редко используемые предметы, элементы интерьера и т. п.

К основным требованиям к рациональной внешней планировке относятся: обеспечение минимальных траекторий перемещения предметов трудосокращение лишних трудовых движений;

  • уменьшение до минимума количества наклонов и поворотов корпуса рабочего;
  • экономное использование производственной площади9.

Внутренняя плакировка рабочего места представляет собой целесообразное размещение технологической оснастки и инструмента в инструментальном шкафу, правильное расположение заготовок и деталей на рабочем месте. Внутренняя планировка должна обеспечивать удобную рабочую позу, короткие и малоутомительные трудовые движения, равномерное и по возможности одновременное выполнение трудовых движений двумя руками.

Проектируется такая планировка с учетом зон досягаемости рук рабочего, которые представляют собой участок трехмерного пространства, ограниченный траекториями движения рук рабочего в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Эргономика и психофизические условия труда.

Эргономика исследует влияние на функциональное состояние человека различных факторов окружающей среды: состава воздуха, шума, вибраций, освещения, метеорологических условий и т. д. Относительно перечисленных факторов эргономика определяет "зоны" комфорта и разрабатывает средства эффективной защиты организма человека от вредного влияния среды.

Окружающие человека производственные условия сводятся к четырем типам: невыносимые, когда организм человека не может существовать

  • продолжительное время; некомфортные, когда существенно отклоняются от нормы один
  • или два элемента внешней среды. Такие условия наблюдаются в литейных, кузнечных, термических, гальванических и других
  • цехах вредного производства; комфортные, когда все элементы трудовой обстановки находятся в достаточном соответствии с человеческим фактором; высококомфортные, когда все элементы находятся в наилучшем соответствии с человеческим фактором.

Нормативы условий труда. Производительный труд зависит не только от окружающей среды, но и от многих производственных факторов. Создать нормальные условия для работы — одна из важных задач менеджера. Большинство распространенных ошибок менеджеров легко устранимы.

 

3. Рабочее место проектировщика радиоэлектрического оборудования

В девяти из десяти компаний нет правильно организованного рабочего места инженера-проектировщика, что приводит к снижению качества работы, плохому результату и ухудшению здоровья людей.

Хорошее рабочее место – это совокупность четырех составляющих.

1. Местоположение.

Помещение необходимо выбирать просторное и с окнами, выходящими на южную сторону. Над окнами не должно быть козырьков и выступов, которые мешают проникновению солнечного света. Отделка помещения – в светлых тонах. Желательно обеспечить возможность уединенности, отсутствия постоянного визуального контакта с другими работниками.

Площадь поверхности стола должна быть не менее 2 м.кв. Кондиционер размещается так, чтобы потоки охлажденного воздуха не были направлены на работников. Много шкафов/стеллажей: для технических каталогов, нормативных документов, архивных работ, технической литературы. Также необходимо выделить в помещении место для плоттера, занимающего около 2 м.кв.

2. Свет.

Освещение – не люминесцентное и не галогенное, т.к. такой свет обладает мерцанием, отрицательно действующим на зрение и нервную систему. Устанавливайте лампы накаливания или светодиодные лампы. Для экономии энергии используйте пониженное расположение светильников, а в отделке, как уже говорилось, светлые тона, в том числе и для пола – глянцевую и светлую плитку.

3. Компьютер, монитор и принтер.

Частота процессора - не менее 3 ГГц. Оперативная память – не менее 4 Гбайт. Операционная система – Windows 7 или 8. Клавиатура и мышь – беспроводные, чтобы можно было легко убрать во время работы с напечатанными чертежами. Диагональ монитора – не менее 24 дюймов, соотношение сторон – 16 : 9 или 4 : 3. Экран – матовый, частота – минимум 70 Гц. Частоту монитора можно проверить, наведя видеокамеру старого телефона на экран: на плохом мониторе появятся плавающие полосы. Если полос нет, и ничего не движется на мониторе – качество хорошее10.

У каждого проектировщика должен быть личный струйный принтер, печатающий листы формата А3. А на отдел рекомендуется иметь один многофункциональный лазерный принтер для формата А3 и плоттер формата А1. Для экономии чернил оснастите струйные принтеры системой СНПЧ – системой непрерывной подачи чернил.

4. Программное обеспечение.

Основные программы для проектирования: AutoCad, ArchiCad, Microsoft Word, Microsoft Excel, антивирусные программы.

Программы расчета обязательно должны удовлетворять следующим условиям:

  • удобный интерфейс ввода данных, без выполнения дополнительных графических работ;
  • вывод только необходимых результатов;
  • программа на русском языке.

В последнее время появилась тенденция перевода программ на онлайн сервисы в Интернете, что существенно облегчает работу проектировщикам.

Проектирование рабочего места охватывает разработку приемов труда, определение положения работника и опробование приемов работы на рабочем месте. Рассмотрим по отдельности каждый из этих элементов, хотя все они неразрывно связаны между собой.

Приемы труда. Исходным пунктом для разработки приемов труда является технологическая карта или какая-либо другая технологическая документация, наиболее полно описывающая операцию, подлежащую выполнению на данном рабочем месте. Разработка приемов труда требует от проектировщика не только знания технологии данного процесса, но и соответствующих организационных навыков и изобретательности. Хороших результатов в этом случае можно достигнуть при совместной работе проектировщиков с мастерами или работниками, которые будут выполнять эту операцию. Существенную помощь при проектировании приемов труда и организации рабочих мест могут оказать «карты действия обеих рук», а в случае наличия на рабочем месте машины —«карты взаимодействия человек — машина».

При проектировании методов работы следует использовать, принципы экономии движений.

Положение работника. В зависимости от выполняемой операции, веса обрабатываемого предмета и класса требуемых движений можно предусмотреть работу стоя или сидя. Во многих «пограничных» случаях можно использовать «переменное» положение, когда работа попеременно выполняется сидя и стоя.

При дальнейшей работе по организации рабочего места следует обратить внимание на обеспечение работника в выбранном положении (стоя или сидя) соответствующим оборудованием: столом, сиденьем, подставкой для ног, освещением.

Опробование методики. На больших, хорошо организованных производственных предприятиях в отделе главного технолога или в отделе организации труда имеется лаборатория для исследования методов работы. Такие лаборатории приспособлены для исследования методов работы, станков, инструмента и т. д. с помощью методов хронометрирования и анализа микродвижений. Изучение предусмотренных проектом методов работы до их внедрения в производство всегда оказывается экономически целесообразным. При проверке методов работы в лаборатории выясняется наилучший способ размещения обрабатываемых предметов, инструментов, приспособлений и т. п. в рабочем пространстве, подбираются вспомогательные приспособления, разрабатываются методы установки и съема обрабатываемых предметов и их транспортировки от рабочего места.

С точки зрения организации труда очень важно, чтобы разработанная методика была достаточно эффективной.

Если на предприятии нет соответствующей лаборатории, следует опробовать проектируемые методы непосредственно на производстве.

Оборудование рабочего места. Предусмотренные проектом методы выполнения работы требуют соответствующего оснащения, причем следует помнить о том, что правильное оснащение оборудованием помогает практическому внедрению новых методов труда л способствует соблюдению принципов экономии движений11.

Наиболее важными элементами оснащения рабочего места (особенно в тех случаях, когда производственные процессы не могут быть в достаточной степени автоматизированы) являются:

1. Оснастка для крепления, установки и монтажа.

2. Настольные бункеры, контейнеры, кассеты, способствующие экономии движений.

3. Желоба, наклонные плоскости и другие приспособления для перемещения деталей.

4. Рабочие столы с соответствующей планировкой и оборудованием для выполнения требуемых операций.

5. Педали для управления машинами, захваты и приспособления.

6. Специальные приспособления для выполнения вспомогательных операций.

Целью применения и конструирования специальных приспособлений является обеспечение рабочему возможности выполнения правильных движений в определенной последовательности, что позволяет добиться максимальной производительности труда при минимальной затрате сил.

Организация рабочего места. Каждое рабочее место должно быть приспособлено для конкретного вида работ (специализация) и для работника определенной квалификации с учетом его физических и психических особенностей. Тем не менее, для некоторых групп (например, для рабочих мест монтажников) можно принять некоторые общие принципы:

1. На рабочем месте должны находиться только такие предметы, инструменты и другие вспомогательные элементы, которые необходимы для выполнения данной операции, причем каждый из этих предметов должен иметь постоянное, строго определенное место.

2. Следует применять настольные бункеры, гравитационные питатели, выталкиватели, захваты, педали, пружинные подвески для инструмента и т. п. с целью облегчения работы и уменьшения напряжения рук.

3. Если обе руки выполняют одинаковую работу, для каждой из них необходимо приготовить и соответствующим образом установить настольный бункер с деталями.

4. Если работник осуществляет зрительный поиск соответствующего предмета, бункер должен находиться в пределах нормального рабочего пространства, чтобы работник мог смотреть на предмет и на свои руки, не поворачивая при этом головы.

5. Размещение деталей в бункерах должно соответствовать последовательности движений и виду деталей.

6. Ручные инструменты должны быть размещены таким образом, чтобы их легко можно было брать и использовать без нарушения ритма и симметричности движений.

7. Обработанные изделия должны удаляться через отверстия в столе или по наклонной плоскости либо должны укладываться в контейнер, установленный таким образом, чтобы требуемые для этого движения руки были минимальными.

 

Заключение

Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением книгопечатания. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, то технологию накопления и распространения информации естественно называть “бумажной информатикой”.

Положение в корне изменилось с появлением электронных вычислительных машин (ЭВМ). Первые ЭВМ использовались как большие автоматические арифмометры. Принципиально новый шаг был совершен, когда от применения ЭВМ для решения отдельных задач перешли к их использованию для комплексной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по переработке информации.

Одним из первых примеров подобного системного применения ЭВМ в мировой практике были так называемые административные системы обработки данных: автоматизация банковских операций, бухгалтерского учета, резервирования и оформления билетов и т.п. Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы.

Информация о работе Автоматизированная система управления