Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации1. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

Содержание работы

Введение
Структура и характеристика органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления: понятие, характеристика, система
Конституция Российской Федерации об органах местного самоуправления. Государственная поддержка реформ органов местного самоуправления
Характеристика видов органов местного самоуправления и их основные функции
Особенности реализации права обращения граждан в органы местного самоуправления
Институт обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления
Классификация обращения граждан в органы местного самоуправления
Процедура реализации права обращения граждан Рассмотрение обращений органами местного самоуправления
Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

обрашение граждан.docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Структура и характеристика органов местного самоуправления
    1. Органы местного самоуправления: понятие, характеристика, система
    2. Конституция Российской Федерации об органах местного самоуправления. Государственная поддержка реформ органов местного самоуправления
    3. Характеристика видов органов местного самоуправления и их основные функции
  2. Особенности реализации права обращения граждан в органы местного самоуправления
    1. Институт обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления
    2. Классификация обращения граждан в органы местного самоуправления
    3. Процедура реализации права обращения граждан Рассмотрение обращений органами местного самоуправления
  3. Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области

Заключение

Список использованной литературы

3

5

5

8

11

15

15

19

24

27

30

32


Введение

Местное самоуправление в  Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается, гарантируется  и осуществляется на всей территории Российской Федерации1. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

Местное самоуправление в  Российской Федерации – форма  осуществления народом своей  власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных  федеральными законами, - законами субъектов  РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления опросов местного значения исходя из интересов населения  с учетом исторических и иных местных  традиций.

Актуальность темы исследования. Проводимая в стране реформа местного самоуправления касается многих аспектов местного самоуправления. Действующее  законодательство претерпело достаточно существенные изменения в сфере  обеспечения территориальной, организационной, финансово-экономической самостоятельности  местного самоуправления. Новый Федеральный  закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» содержит довольно существенные новации, требующие  теоретического осмысления, анализа  складывающейся правоприменительной  практики; это касается и новых  гарантий права на осуществление  местного самоуправления.

В настоящее время отсутствует  легальное определение гарантий права на осуществление местного самоуправления, исчерпывающий список механизмов реализации, охраны, защиты и восстановления права на осуществление  местного самоуправления. Анализ имеющихся  нормативных актов, того как они  реализуются на практике, позволяет  оценить реально существующую систему  гарантий права на осуществление  местного самоуправления.

Цель курсовой работы заключается, прежде всего, в уяснении конституционного содержания права на осуществление  местного самоуправления, его особенностей, а также анализ правоприменительной  теории и практики по вопросам фактического использования населением, гражданами гарантий права на осуществление  местного самоуправления, в частности  реализации права обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления.

Для достижения указанной  цели необходимо разрешить следующие  задачи:

- определить понятие органов  местного самоуправления, рассмотреть  их структуру, выделить основные  виды;

- - исследовать гарантии  реализации права обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления;

- проанализировать виды  обращения граждан в органы  местного самоуправления;

- описать особенности  процедуры рассмотрения обращения  граждан в органы местного  самоуправления.

1. Структура и  характеристика органов местного  самоуправления

1.1. Органы местного  самоуправления: понятие, характеристика, система

Согласно Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти2.

Иными словами, органы местного самоуправления - это органы местных  саморегулируемых территориальных  сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед  которыми несут ответственность  за надлежащее исполнение своих полномочий. Это специфическая система власти, которая, учитывая все местные факторы, выступает в интересах своего населения. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

- не входят в систему  органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции  РФ);

- в случае наделения  их отдельными государственными  полномочиями, они могут участвовать  в осуществлении государственных  функций, и их деятельность  в данном случае будет находиться  под контролем государства (в  соответствии со ст. 132 Конституции  РФ)3.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» 2003 г. (ст. 34) четко определяет структуру  органов местного самоуправления, включая  в нее следующие элементы:

- представительный орган  муниципального образования;

- глава муниципального  образования;

- местная администрация;

- контрольный орган муниципального  образования;

- иные органы местного  самоуправления, предусмотренные уставом4.

Причем, наличие первых трех элементов в системе органов  местного самоуправления является обязательным.

Органы местного самоуправления:

а) выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение  вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной  власти;

б) избираемые непосредственно  населением и (или) образуемые 
представительным органом муниципального образования органы, 
наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного 
значения (Федеральный закон «Об общих принципах организации 
местного самоуправления в Российской Федерации», 2003. ст. 2);

в) органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, 
которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за 
надлежащее исполнение своих полномочий. Являются юридическими 
лицами5.

Реформа местного самоуправления осуществляется в несколько этапов. Первым этапом было формирование территориальных  основ местного самоуправления в  соответствии с требованиями нового федерального закона. К настоящему времени этот этап практически во всех субъектах закончился. Практика реализация Федерального закона № 131-ФЗ требует надлежащего изучения и  осмысления, особенно в части реализации права на осуществление местного самоуправления.

В настоящее время имеется  более 25 тысяч муниципальных образований, в то время как к началу реформ их было чуть более 12 тысяч. Назначено  или избрано огромное количество новых муниципальных служащих, выборных должностных лиц. Они не всегда успевают ознакомиться с действующим законодательством, обладают необходимым уровнем знаний. Поэтому резко возросло число  нарушений, совершаемых органами местного самоуправления, их должностными лицами. Это, в свою очередь, приводит к необходимости  усиления контроля на уровне местного самоуправления.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, 
подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления в случае образования  на межселенных территориях вновь  образованною муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (или на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Изменение структуры органов  местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений  в устав муниципального образования.

Решение представительного  органа муниципального образования  об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований6.

Органы местного самоуправления в отдельных случаях могут: 1) осуществлять местное самоуправление от имени  граждан, населения муниципального образования (при использовании  населением опосредованных форм осуществления  права на местного самоуправления); 2) содействовать осуществлению местного самоуправления, например, при обращении  в суд в защиту прав, свобод и  законных интересов других лиц; 3) нарушать право на осуществление местного самоуправления, поэтому оказываются  подконтрольными и могут быть привлечены к ответственности7.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и  представляют единую систему, в которой  по новому закону будет реализован принцип разделения властей8.

    1. Конституция РФ об органах местного самоуправления. Государственная поддержка реформ органов местного самоуправления

В ходе поэтапной конституционной  реформы большое внимание уделено  реформе местного самоуправления. В частности, еще в 1993 году были изданы касающиеся проведения реформы местного самоуправления указы Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и от 21 марта 1994 г. N 557 "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления".

В последующем принят ряд  федеральных законов и более 1300 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления.

Без постоянной поддержки  со стороны государства муниципальные  образования не смогут эффективно участвовать  в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более  что государственная поддержка  развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление  мер, обеспечивающих углубление реформы  местного самоуправления, планомерный  переход от поддержки государством становления власти на муниципальном  уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных  полномочий местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, десятилетний юбилей которой состоялся  в 2003 году, закрепила ряд принципиальных положений, гарантирующих самостоятельность и полнокровную деятельность муниципальных образований и органов местного самоуправления России. Основные из них следующие.

1. Организация и осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских и сельских поселениях и на иных территориях.

2. Самостоятельное определение муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации в своих уставах собственного правового положения, структуры и статуса своих органов.

3. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

4. Подотчетность и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, депутатов перед населением.

5. Запрет на осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

6. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, муниципальными органами, должностными лицами в пределах их полномочий и невозможность прямой отмены нормативных, индивидуальных решений муниципальных органов и должностных лиц государственными органами и должностными лицами.

7. Организационная самостоятельность муниципальных органов подкрепляется законодательными мерами по расширению их экономической и хозяйственной самостоятельности, институтами муниципальной собственности и местного бюджета.

8. Судебная защита местного самоуправления через возможность предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, муниципальных органов и должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений9.

Иными словами, Конституция  Российской Федерации создала максимально  благоприятные условия для полнокровного  развития компетенционных возможностей местного самоуправления.

Конституционная формула  о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти, не означает, что органы местного самоуправления полностью независимы и не подпадают под контрольную  и надзорную деятельность государства. Новацией Федерального закона № 131-ФЗ является правило, что формы и  пределы контрольной деятельности государственных органов четко  регламентированы и могут осуществлять только на основании Конституции  РФ и закона. Следует отметить, что  контрольная деятельность отличается в зависимости от того, о каких  вопросах деятельности органов местного самоуправления идет речь -вопросов местного значения или вопросов государственного значения.

Информация о работе Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области