Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, шпаргалка
1.-Взаимодействие наследственности и окружающей среды.Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.Среда - это вся совокупность окружающих человека условий.Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.
30. Современные типологии характера.
Рассмотрим подробнее наиболее известные классификации.
Лазурский
подчеркивал, что наиболее «чистые»
типы характеров получаются в том
случае, когда интересы и профессиональная
деятельность человека, развитие его
знаний, навыков, миросозерцания (назовем
это экзопсихика) происходят именно
в том направлении, какое диктуется
прирожденными особенностями
Лазурский
выделял три психологических
уровня в зависимости от степени
приспособления человека к среде, в
зависимости от того, насколько среда
«давит» на человека. Низший уровень
- это недостаточно приспособленные
люди, среда накладывает на них
сверхсильный отпечаток, насильственно
приспосабливая их к своим запросам
и почти не считаясь с врожденными
особенностями каждого
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:Рассудочный тип - слабая одаренность, но развита рассудочность, склонность анализировать мотивы и последствия действий, склонен копировать чужие действия («всё как у людей»), направлен на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативен, самоуверен, самодоволен.Аффективные:• подвижные - живые (близки к сангвинистическому темпераменту;• чувственные, с преобладанием органических чувственных влечений;• мечтатели, интересы которых сосредоточены на внутреннем мире;
Активные:• импульсивно знергичные с беспорядочностью
в своих действиях, без обдумывания последствий,
склонны к риску, азартным играм («море
по колено»), самоуверенны, склонны к дракам,
к любовным приключениям, не способны
к серьезному систематическому труду;
• покорно-деятельные - выполняют внушения
и директивы, получаемые извне;
• упрямые, добивающиеся исполнения своих
решений;СРЕДНИЙ УРОВЕНЬНепрактичные
теоретики-идеалисты:• ученые - последовательное
мышление, научные интересы;• художники
- развитое воображение, занятие каким-либо
искусством;• религиозные созерцатели
- развитое воображение;Практики - реалисты:•
альтруисты (человеколюбцы) - развита способность
сочувствия, симпатии);• общественники
- общительны и предприимчивы в общественных
делах;• властные - имеют твердую волю,
способны влиять на окружающих;• хозяйственные
- расчетливы, направленны на практические
цели, на осуществление дел материального
характера.
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬЭтим людям присущи сознательность, координированность душевных переживаний, высшиечеловеческие идеалы. Типы-идеалы по своему содержанию делятся:
альтруизм;знание: индуктивное, дедуктивное;красота;религия;
внешняя деятельность, инициатива система, организация;власть, борьба.
«Характер - это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Фромм). Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать.
От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями личности родителей, психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также особенностями конституции и темперамента.
Фромм выделяет следующие типы социальных характеров:
Неплодотворные ориентации:
Фромм выделяет
следующие виды межличностных отношений: симби
В симбиотическом
союзе человек соединен с другими, но утрачивает
свою независимость; он убегает от одиночества,
становясь частью другого человека, «поглощаясь»
этим человеком или «поглощая» его сам.
Фромм отмечает, что чувство индивидуального
бессилия может быть преодолено посредством отстраненности от других
людей, воспринимаемых как угроза. Эмоциональный
эквивалент отстраненности - чувство безразличия
к другим, часто в сочетании с огромным
самомнением. Отстраненность и безразличие
не всегда проявляется открыто, осознанно
в условиях европейской культуры, они
часто скрываются за поверхностным интересом
и общительностью. Деструктивност
в) стяжательская деструктивная (сберегающая)
(настойчивость) отстраненностьг) рыночная
безразличная (обменивающая) (честность)II. Плодотворная
ориентация деятельная любящаяразумнаяНет человека,
чья ориентация полностью плодотворна,
и нет человека, полностью лишенного плодотворности.Определенные
качества неплодотворных ориентации имеют
место и в характере, где доминирует плодотворная
ориентация. Неплодотворные ориентации
соединяются в различные комбинации, в
зависимости от удельного веса каждой
из них; каждая из них качественно изменяется
соответственно уровню наличествующей
плодотворности, различные ориентации
могут действовать с разной силой в материальной,
эмоциональной или интеллектуальной сферах
деятельности.
Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.
Первый, эгоцентрический уровень - определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т.е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.
Следующий уровень, группоцентрический - человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т.е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.
Просоциальный, или гуманистический уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распространение на всех людей, все человечество.
Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т.е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.
Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно побеждает один уровень, а в какие-то - другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.
Русская культура стремилась к реализации в человеке духовного, эсхатологического уровня: любое дело, чтобы быть признанным, должно было быть оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Для русского типа характера были присущи тонкая душевная организация, лиризм, милосердие, сострадание к униженным и оскорбленным, возвышенный идеализм и религиозность, а ключевым стержнем являлась совесть.
Советская культура формировала иной тип личности - группоцентрический: «главными были класс, партия, коммунистическое общество, а все, что вокруг - враги, против которых возможны любые средства борьбы» (Братусь). Для советского типа характера были присущи грубый материализм и воинствующий атеизм, ключевым стержнем были «классовое сознание, классовая
Э. Шостром
в книге «Анти-Карнеги или
Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его тактику.
Человек не рождается Манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, с тем чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.
Современный Манипулятор, считает Шостром, развился из ориентации на рынок, когда человек - это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.
Манипулятор - это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Поскольку Манипулятор в какой-то мере живет в каждом из нас, давайте посмотрим, не можем ли мы его выделить более отчетливо. Имеется несколько основных типов Манипулятора.
Основная причина манипуляции, считает Фредерик Перлз, в вечном конфликте человека с самим собой, поэтому человек никогда не доверяет себе полностью, однако и другим он не доверяет еще сильнее. «Поэтому он вступает на путь манипуляций, чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и при таком условии доверять им больше».
Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования: желая получить любовь, манипулятор стремится получить полную власть над другой личностью: власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет.
Третья причина манипуляций: поскольку риск и неопределенность окружают людей со всех сторон, то человек часто чувствует себя беспомощным, поэтому пассивный манипулятор говорит: «Я не могу контролировать всего, что может со мной случиться, поэтому я ничего не буду контролировать. Я сдаюсь, делайте со мной что хотите!» - и при этом, в конечном счете, - добивается своих целей, используя свою внешнюю беспомощность. Активный манипулятор активно пользуется бессилием других людей, с удовольствием властвует над людьми, стремясь сделать их максимально зависимыми от себя.
Четвертая причина манипуляций: манипулятор - это личность, которая стремится избежать интимности в отношениях и затруднительного положения, поэтому относится к людям ритуально (Э. Берн, В. Глассер).
Пятая причина манипуляций: человек стремится получить одобрение всех и каждого, поэтому вынужден притворяться, скрывать свои чувства, мысли и желания, не может быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старается угодить всем (А. Эллис).
Манипуляции - это стиль жизни, это сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как себя, так и других. Например, жена-Тряпка все свое существование обратила в незаметную кампанию сделать своего мужа-Диктатора ответственным за все ее жизненные невзгоды. Это не просто отдельная случайная игра, это сценарий на всю их совместную жизнь.
Можно выделить четыре основных манипулятивных системы.
Информация о работе Шпаргалка по дифференциальной психологии