Шпаргалка по дифференциальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, шпаргалка

Описание работы

1.-Взаимодействие наследственности и окружающей среды.Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.Среда - это вся совокупность окружающих человека условий.Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Файлы: 1 файл

диф.психология вв.docx

— 138.69 Кб (Скачать файл)

24. Темперамент.  Если обратиться к психологии, под темпераментом (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) понимают совокупность индивидуальных относительно устойчивых свойств психики человека,  проявляющихся в его поведении и деятельности. Типологические теории, наиболее распространенные в психологии темперамента, подвергались острой критике не только потому, что авторы большинства из них, основываясь на конституциональной теории, занимались поисками непосредственных и упрощенных связей между телосложением и типом темперамента. Как следует из типологических концепций, психические характеристики можно "разложить по полочкам" или разделить на четко различающиеся группы. Однако известно, что почти все наблюдаемые в природе явления распределяются по так называемой нормальной кривой, которую называют также кривой Гаусса Она ярко иллюстрирует тот факт, что каждое свойство в большинстве случаев проявляется, так сказать, в его среднем значении, в то время как экстремальные проявления встречаются редко; в рассмотренных же типологиях именно они находятся в центре внимания исследователей. Различия в интенсивности каждого свойства являются непрерывными. Поэтому все попытки резкого разделения индивидов на группы по интересующим нас свойствам искусственны и произвольны.  
Авторы этой теории, стремясь избежать всяких ссылок на интуицию и отсутствие объективности, чем грешили почти все типологии темперамента, разработали специальный вопросник, содержащий 90 вопросов (один из первых в исследованиях личности), и с его помощью - при посредничестве около 500 врачей - проводили исследования почти с 2500 лицами (взрослыми и детьми). Использовав этот материал, они выделили три основные, биполярные характеристики темперамента, которые назвали следующим образом:1. Эмоциональность- отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.2. Активность - пассивность. Основанием для оценки этого свойства является активность в труде, в школе или дома, способ проведения досуга (активный - пассивный), отношение к обязанностям (выполняет задания немедленно - откладывает их).3. Первичная функция - вторичная функция. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. Напротив, у индивидов, характеризующихся вторичной функцией, первоначальная реакция на раздражитель является слабой, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время; поэтому лиц такого типа часто называют персеверативными. Исследователи иногда обращают внимание на аналогию между первичной функцией и экстраверсией, вторичной функцией и интроеерсией). Так, люди с преобладанием первичной функции (экстраверты, по терминологии Г.Айзенка) оцениваются как импульсивные, легко примиряющиеся, находящиеся в постоянном движении, шутливые, поверхностные, с легкостью устанавливающие контакт с окружением. Индивиды с преобладанием вторичной функции (интроверты) - люди серьезные, спокойные, выдержанные, замкнутые, педантичные, добросовестные, склонные к депрессии.В результате соответствующего комбинирования этих трех характеристик получаем восемь различных типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический , увлекающийся , аморфный, апатичный, нервный, сентиментальн.

 
25. Факторные теории темпераментаВ конце ХIX и в начале ХX в. появились исследования, которые сводилось к описанию проявления свойств темперамента людей в повседневных обстоятельствах. Так, К. Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов, в зависимости от внешних или внутренних причин активности психики. Нидерландские психологи Г. Хейманс и Э. Вирсма разработали опросник, с помощью которого старались определить главные свойства темперамента в поведении индивидов. По их мнению к таким свойствам следует отнести:эмоциональность - отсутствие эмоциональности, то есть частота проявления эмоциональных реакций в повседневных ситуациях;активность - пассивность, как проявление поведения во время отдыха;первичная функция - вторичная функция, как показатель силы и скорости возникновения и угасание реакций на раздражители внешнего мира.

Как выяснилось в дальнейших исследованиях (например, в исследованиях Г. Айзенка), существует аналогия между преобладанием  первичной функции и экстраверсией  и между преобладанием вторичной  функции и интроверсией в поведении  индивидов. В отличие от гуморальной  и конституциональной теории, в границах этих исследований было высказано утверждение, что каждое свойство, которое входит в темперамент, имеет индивидуальную степень выраженности. Поэтому в  человеческой популяции существуют индивиды с разной степенью выраженности того или другого свойства.

Как подчеркивала А. Анастази, этот подход дал возможность утверждать, что  распределение признаков темперамента происходит вдоль беспрерывной шкалы. Ч. Спирмен применил факторный анализ, с помощью которого попробовал сводить  большое количество свойств к  небольшому числу наиболее важных в  психическом составе индивида. Так, благодаря использованию факторного анализа появились в психологии факторные теории темперамента, построение которых продолжили Гилфорд, Л. Терстоун, Г. Айзенк и прочие. Надо подчеркнуть, что слово "фактор" в психологии начал использоваться не в математическом понимании, а в том первоначальном значении, которое означает движущую силу, как причину явления, процесса. Иначе говоря, факторы в структуре  формально-динамических составных  психики -темпераменте, выступают причинами проявления его свойств в поведении индивида. Дж. Гилфорд, используя метод анкетирования на протяжении 20-ти лет, создал 13-ти факторную теорию темперамента. В основу, как известно, были положены полярные проявления свойств, или, точнее говоря, одно свойство, которое может иметь или минимальную, или максимальную степень выраженности у субъекта. Такими факторами Гилфорд считал:Активность. Доминантность. Мужество. Уверенность в себе. Самообладание. Общительность. Рефлексивность. Депрессия. Эмоциональность. Сдержанность. Беспристрастность.Доброжелательность. Толерантность.Основным недостатком в теории 13-ти факторов темперамента считается отсутствие четкой границы между стойкими свойствами, которые проявляются независимо от обстоятельств, и пластическими свойствами, которые, наоборот, формируются во время развития индивида. Здесь мы снова встречаем "смесь" тех составных, одни из которых относятся к темпераменту, а другие к характеру человека.7-ми факторную теорию темпераментов разработал Л. Терстон. Он тоже использовал анкетный метод и выделил такие факторы:Активность. Энергичность. Импульсивность. Доминантность. Стабильность. Социабельность. Рефлексивность.

Терстоун использовал такой  же прием, как и Гилфорд. Каждый фактор имеет два полюса выраженности - минимальный и максимальный. Измеряя  степень выраженности того или другого  фактора в баллах, Терстоун предложил  графическое изображение - профиль  темперамента. Сравнение лишь нескольких факторных теорий позволяет обратить внимание на то, что к свойствам  темперамента относятся разные качественные и количественные показатели. Среди  них есть как постоянные, стойкие  свойства, так и изменяющиеся свойства. Но большинство исследователей темперамента сходятся на том, что свойства темперамента - это формально-динамические свойства, которые остаются неизменными на протяжении жизни. Поэтому факторные  теории, возвратились к главному толкованию: темперамент - это сложная смесь  свойств, которые у каждого индивида все же находятся в надлежащем отношении.

26. Физиологическая основа  темперамента.

И. П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении  и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Человек является неуравновешенным, когда сила одного из этих процессов превосходит силу другого. Четвертое свойство нервной системы — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Это свойство проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Принято считать, что нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тин нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Этот тип складывается из характерной для индивида совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения. По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик.Т.о., под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. 
Роль исследований Павлова в развитии современной науки чрезвычайно велика. Однако сделанное им открытие свойств нервной системы и разработанная на этой основе типология нервной системы послужили ему основанием для утверждения о том, что все поведение человека, как и поведение животного, можно объяснить с позиции физиологии. Эта точка зрения сильна и в наше время и часто встречается у физиологов и врачей, но она не является истиной. Поведение человека очень сложно и определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.Тем не менее типология Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи проводили дальнейшие исследования на животных. В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопленияисследователи придают все меньшее значение тинам нервной системы, тем более их магическому числу — «4», фигурирующему почти во всех работах Павлова о темпераменте. Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т. е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуальных психологических различий, проявляющихся в деятельности.

27. Характер в структуре личностиСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально - иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”) , означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные  и поэтому отчетливо проявляющиеся  в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать  не все особенности человека, а  только существенные и устойчивые.СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРАВыступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,

28. Характер – это совокупность индивидуальных устойчивых особенностей личности, которые складываются и проявляются в процессе общения и деятельности.Понятие и составляющие характераОдной из предпосылок формирования характера выступает темперамент человека, который влияет на структуру его психики. Характер и темперамент не меняются на протяжении всей жизни человека. В раннем возрасте, ребенок руководится преимущественно своим темпераментом, так как характер еще не сформирован.

Со становлением характера, некоторые  особенности темперамента могут  подсознательно скрываться либо контролироваться самим человеком. Характер человека всегда многогранен – для него присущи самые разнообразные  черты или стороны, которые представляют собой одну целостную систему.

Отдельные черты человеческого  характера имеют свойство проявляться  в однородных ситуациях или в  определенных видах деятельности. Такие  черты гармонично дополняют друг друга, формируя личность человека. При  обострении той или иной черты  характера, происходит его акцентуация  – индивидуум имеет склонность к  психическим заболеваниям. 

Формирование характераСтановление характера человека происходит в  возрасте 2-11 лет, как правило, до начала полового созревания. В этот период дети очень активно общаются, с  интересом узнают о новых вещах  в природе и человеческих отношениях и начинают делать самостоятельные  выводы из тех явлений, которые наблюдают.Первыми  качествами характера, которые формируются  у человека, является доброта и  общительность, и противоположные  им – злоба и закрытость. Это  первые качества, навеянные общественными  нормами, и привиты ребенку воспитанием  родителей. В более взрослом возрасте проявляются врожденные черты –  усидчивость, аккуратность, трудолюбие, лень, упорство, мечтательность.Зачастую в дошкольном периоде формирование и проявление врожденных качеств  характера заканчивается. С началом  школьного периода повышается активность общения детей в определенной социальной группе, которая влияет и на его характер. В начальных  и средних классах закрепляются волевые качества, проявляется понятие  самовоспитания – ребенок ощущает  слабые, по его мнению свойства характера  и начинает постепенно их прорабатывать.В  возрасте 7 -10 лет ребенок начинает скрывать некоторые качества своего характера, чтобы либо соответствовать  обществу, либо таким образом манипулировать им. В раннем подростковом возрасте человек сталкивается с формированием  нравственных и мировоззренческих  основ.В период полового созревание характер человека укрепляется. Гормональные изменения значительно обостряют  все черты характера, включая  отрицательные. К окончанию школы  характер человека не только окончательно складывается, но и полностью приспособлен к жизни.По мнению психологов, воспитательный процесс фактически не влияет на формирование характера человека, это абсолютно  индивидуальный процесс, который в  большей степени зависит от воздействия  общества.

29.  Характер как ответ личности на фрустрации

В связи с этим необходимо уточнить ряд понятий, важных для изложения  дальнейшего материала. Каждый человек  время от времени испытывает состояние  тревожности. Тревожность – это  склонность переживать реальные и мнимые опасности. Если опасность реальна, тревожность помогает мобилизоваться и сконцентрировать усилия, выполняя адаптирующую задачу. Если же человек  оказывается в этом состоянии  чаще, чем того требуют объективные  обстоятельства, психика истощается, а продуктивность падает. Тревожность  в этом случае переживается как внутреннее беспокойство, озабоченность, чувство  необходимости каких-то поисков, горячка, взбудораженность, переходящая в  возбуждение, часто имеющее непродуктивный и демобилизующий характер. Поэтому, придерживаясь не совсем верной, но исторически сложившейся формы  описания здоровой личности через патологию, мы можем сказать, что характер –  это совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации, индивидуальный способ разрешения тревожности (фрустрация – это отсутствие возможности  удовлетворить потребность) . 
Однако известно, что трудность ситуации – явление субъективное; поэтому одним людям трудно знакомиться (это бывает у астенических личностей), другим – расставаться (их называют застревающими), одним труден монотонный труд, другим – необходимость действовать в экстремальных ситуациях. Остальные же задачи выполняются легко, и в целом жизненный путь человека вполне продуктивен. 
Если характер видоизменяется и какая-то черта оказывается в нем чрезмерно выраженной, то человек приобретает особую чувствительность к некоторым сторонам действительности; в этом случае говорят о наличии у него акцентуации характера (12, 15). Акцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимостъ в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (А.Е.Личко). Выделяют явные акцентуации – крайние варианты нормы, которые в случае действия факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут приводить к дезадаптации личности. Что же до скрытых акцентуаций, то это скорее обычные проявления нормы. 
К.Леонгард составил классификацию акцентуаций характера, которые он понимал как крайние варианты нормы, поэтому описание типов производит впечатление скорее перечисления недостатков человека, чем указания на его сильные стороны (12). В этом состоит особенность подхода, но, конечно, его ни в коей мере недостаточно для того, чтобы пытаться поставить медицинский диагноз. Сам К.Леонгард, введя новое понятие, вначале выделял 4 акцентуации характера и 6 акцентуаций темперамента. В соответствии с пониманием К.Леонгарда ниже мы пометим эти акцентуации буквами X или Т. 
Сейчас, особенно в рамках отечественных подходов, это разделение имеет скорее историческую ценность: как мы уже не раз подчеркивали, само понятие «избирательность» неприменимо к категории темперамента как тотального формально-динамического качества. Вот эти типы (12).

Информация о работе Шпаргалка по дифференциальной психологии