Шпаргалка по дифференциальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, шпаргалка

Описание работы

1.-Взаимодействие наследственности и окружающей среды.Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.Среда - это вся совокупность окружающих человека условий.Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Файлы: 1 файл

диф.психология вв.docx

— 138.69 Кб (Скачать файл)

17. Гендерные стереотипы– это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представдениях о маскулинном и феминном.

Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно  определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический  феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта. Особенностями  социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен  поляризации качеств человека и  жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише.

Американский социальный психолог Г.Тэшфелл пришел к следующим  выводам относительно социальных стереотипов.1. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или социальные категории  недифференцированными, грубыми, пристрастными  признаками.2. Такая категоризация  отличается прочной стабильностью  в течение очень длительного  времени.3. Социальные стереотипы в  некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.4. Социальные стереотипы становятся более  отчетливыми, «произносимыми» и  враждебными, когда возникает социальна напряженность между группами.

5. Стереотипы усваиваются очень  рано и используются детьми  задолго до возникновения ясных  представлений о тех группах,  к которым они относятся.6. Социальный  стереотип не представляет большой  проблемы, когда не существует  явной враждебности в отношении  групп, но их очень рудно  модифицировать и управлять ими  в условиях напряженности или  конфликта.

Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления  о том, как действительно ведут  себя мужчины и женщины. Появление  гендерных стереотипов обусловлено  тем, что модель гендерных отношений  исторически выстраивалась таким  образом, что половые различия располагались  над индивидуальными, качественными  различиями личности мужчины и женщины.Можно выделить множество бинарных оппозиций, стереотипно приписываемые мужчинеженщине.Логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность. Прежде всего мужественность соотносится с логичностью и абстрактностью, а женственность – с интуитивностью и конкретностью.Инструментальность – экспрессивность, сознательность – бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.Власть – подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях властьподчинение.Порядок – хаос. Философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н.А.Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала.

Независимость, индивидуальность –  близость, коллективность. Важный гендерный  стереотип состоит в том, что  женщинам свойственно следить в  первую очередь не за объектами и  решением какихто задач, а за благополучием  людей, составляющих их круг общения.

Сила Я – слабость Я. Также  стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. Женщина считается боле слабой, зависящей от силы личности мужчины.Импульсивность, активность – статичность, пассивность. Во многих мифах женщина представляется пассивным началом, а мужчина активным.Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм. Также бытует мнение, что женщин отличает консерватизм, верность всему состоявшемуся, мужчин же – радикализм, непостоянство.Можно еще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:• «Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей»;• «Принятие решений – мужское дело»;• «Женщина без мужчины – неполноценный член общества»;• « Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»• «Бабы – дуры» и т.п.

Большую роль в формировании гендерных  стереотипов играют средства массовой информации, реклама.Методы исследования гендерных стереотипов.Один из основных методов – метод семантического дифференциала, который принадлежит к психосемантическим методам в социологии. Психосемантика изучает психологическое восприятие человеком значений и смыслов разного рода объектов, понятий, знаков, значений, знаковых выражений. Одна из основных задач психосемантики – построение так называемого семантического пространства, которое является исследовательской моделью структуры индивидуального сознания, на основе которой происходит восприятие респондентом объектов, их классификация. Данный метод опирается на явление синестезии (мышление по аналогии). С помощью этого метода можно оценить женственность и мужественность при помощи пар прилагательныхантонимов, таких как светлыйтемный, низкийвысокий, мягкийжесткий, активныйпассивный и т.д.Для исследования гендерных стереотпов можно также использовать метод контентанализа, метод свободных ассоциаций и всевозможные опросные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

18. идентификация полоролевая— процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое.Поло-ролевая идентичность возникает на базе ядра половой идентичности, но не тождественна ей: это обусловленные полом паттерны сознательных и бессознательных взаимодействий с другими людьми. Этот аспект своего образа формируется на основе тонких взаимодействий между родителями и ребенком с самого рождения, которые зависят от позиций родителей по отношению к биологическому полу ребенка, а также от того, как они ощущают себя мужчиной или женщиной и от стиля взаимодействий каждого из них с другими. У младенца вместе с самыми ранними представлениями о себе и объектах возникают представления о взаимодействиях, отношениях и диалогах с другими (Sandier & Sandier, 1978, стр. 239). Представления о «ролевых отношениях» соединяются с другими аспектами полового сознания, и в итоге образ себя содержит элементы половой идентичности вместе с ролью или привычным способом взаимодействия, принимаемым для отношений с другими людьми в связи с собственной мужественностью или женственностью. 
Не следует смешивать поло-ролевую идентичность, как мы ее здесь понимаем, с социально обусловленными выученными ролями: в отличие от последних, она представляет собой внутри психическое представление взаимодействий. Пока ребенок растет, его идентификации с объектами его пола и его внутрипсихические представления ролевых отношений действительно испытывают влияние культурных и социальных факторов, и, в конечном счете, поло-ролевая идентичность вбирает в себя многое из поведения, обусловленного культурной средой. В этом плане большое значение имеют когнитивные способности. Восприятие ребенком физических и поведенческих различий у братьев и сестер своего и противоположного пола, сверстников и родителей побуждает его отнести себя самого к определенной категории. Категоризация себя как мужчины или женщины организует половой опыт и руководит поиском «подобных себе объектов» в качестве ролевых моделей, с которыми можно было бы идентифицироваться 

19. Половые различия в психологических качествахК настоящему времени практически все исследования учитывают фактор пола, поэтому имеются данные о различиях психологических характеристик у мужчин и женщин .Так, отмечаются вариации в области способностей. Еще А.Гезелл обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек - мелкая. Сравнение интеллекта и способностей показало, что женщины, по сравнению с мужчинами, обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи (однако это не обязательно детерминировано биологически, потому что матери, как правило, больше разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями). Однако общий показатель интеллектуальности у мужчин несколько выше, но и здесь возникает дополнительная переменная: превышение достигается благодаря присутствию в выборке мужчин с фемининной полоролевой идентичностью, в то время как у маскулинных мужчин интеллект не отличается от интеллекта женщин. 
Восприятие и внимание к изменению деталей обычно также лучше развито у женской части популяции, но при этом они чаще ошибаются в оценке пространственных отношений и отзываются на ложные пространственные стимулы. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. Вербальные способности с достоверностью выше у женской части популяции, девочки также быстрее осваивают чтение (примечательно, что такие нарушения как дислексия и дисграфия чаще отмечаются у мальчиков). 
Что же касается способностей к искусствам, то девочки, как правило, раньше начинают рисовать и охотнее это делают, чем мальчики, умеют выносить более тонкие суждения об искусстве. В сфере музыкальных способностей различий не обнаружено. 
В структуре темперамента также наблюдаются различия. Так, результаты, полученные при помощи опросника В.М.Русалова, включающего 8 шкал, отмечают различия по б шкалам. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, социальной эмоциональности, а у мужчин - показатели эргичности, пластичности и индивидуального темпа. Соц. эргичность и соц..индивидуальный темп с полом практически не связаны (10). 
Итак, мужчины характ-тся более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, неуверенностью..Что же касается различия в системах ценностей, то они обнаруживаются у детей до подросткового возраста и сглаживаются среди взрослых. Так, девочки больше ориентированы на ценности личной привлекательности, семейного благополучия, а в профессиональной сфере - на приобретение нового интересного опыта и расширения круга общения, в то время как мальчики и здесь в основном обращаются к взаимодействию с «большим социумом», выражая стремление к власти, независимости, выгоде В последующих главах мы остановимся также и на особенностях духовно-мировоззренческой сферы, различающей мужчин и женщин, на характеристиках их этических систем и способов поведения в различных ситуациях. Половые различия невозможно игнорировать, потому что они присутствуют в индивидуальных особенностях любого уровня, усиливаясь с возрастом, в силу чего даже возрастные периодизации зрелого развития составляются отдельно для мужчин и женщин.Итак, большинство современных психологов сходится в том, что психологическое предназначение женщины состоит в сохранении и развитии внутреннего мира, поддержании эмоциональных отношений с людьми, а мужчины призваны завоевывать и охранять внешнее пространство жизни своей семьи. Энергия мужчин направлена вовне, женщин - внутрь, мужчины активны, женщины чувствительны (восприимчивы, что вовсе не означает пассивности).Обобщая сказанное, важно подчеркнуть, что психологические особенности должны выводиться из эволюционного и культурного предназначения каждого пола. Поскольку биологически они равноправны, то интерпретация особенностей и определение стратегии самоактуализации должны строиться с учетом этологических оснований.

 

 

 

20. телесная конституция  - Характеризуя человека, обычно говорят о его теле, душе и духе. Телесная конституция неразрывно связана с темпераментом и психической деятельностью личности. Она имеет индивидуальный характер и остается неизменной на протяжении всей жизни человека. Это - собой генетический потенциал личности, который реализуется под влиянием социально-экономических условий, питания, физической активности и перенесенных болезней. Сама же телесная конституция влияет на способности, желания и потребности человека, сказывается в его предпочтениях в образе жизни, в духовных установках, в поведении, в эмоциях и воле. Сексуальный потенциал человека, его склонность (или несклонность) к алкоголю и курению также во многом зависят от телесной конституции. Психологи уже давно выделили три основных типа людей по их телесной конституции:  гиперстенический, астенический и нормостенический.   Гиперстеническая конституция иначе называется пикнической. Пикники широкоплечи, имеют крепкое телосложение и хорошо развитую грудную клетку. В строении тела поперечные размеры преобладают над продольными – пикники имеют склонность расти в ширину, у них массивное туловище, широкие кисти рук, пальцы – короткие и тупые. У человека с гиперстенической конституцией обычно большая голова округлой формы, широкое лицо с мягкими чертами, высокий лоб, хорошо очерченные полные губы и выпуклый подбородок. Шея у него короткая и толстая, кожа плотная и эластичная, волосы – мягкие со склонностью к облысению. У пикников наблюдается тенденция к повышенному артериальному давлению, а в силу особенностей метаболизма – к ожирению. Гиперстеники имеют умеренный аппетит, любят пищу горького, острого и вяжущего вкуса. Сон у пикников здоровый и продолжительной, они от природы имеют хороший нрав, обладают большой жизнестойкостью и хорошим самообладанием.

К различным лишениям и тяжелой  работе пикники относятся довольно спокойно, а в общении обычно склонны  к терпимости, любви и прощению. Вместе с тем людям с этим типом  конституции свойственно стремление к наживе, они умеют зарабатывать деньги и рационально их тратить. При этом они повышенно эмоциональны во время стресса, а понимание  у них более медленное, чем  у представителей других типов конституций. Зато однажды достигнув в чем-нибудь понимания, пикник запоминает это на всю жизнь.

Астеническая  конституция характеризуется хрупким телосложением в сочетании с повышенной нервной возбудимостью. Астеники, как правило, слабо развиты физически. У них либо слишком высокий, либо слишком маленький рост, а в теле продольные размеры преобладают над поперечными. Руки и ноги у астеников длинные и тонкие, пальцы – узкие, нередко они худощавы и сутулы. Лица у них обычно резко очерченные, с угловатым профилем, нос – большой и узкий, а подбородок слабо выражен. Узкие плечи сочетаются со слабо развитой грудной клеткой, небольшим животом и малым тазом. У астеников мягкая, тонкая, бледная и сухая кожа, мышцы тоже тонкие и зачастую слабо развитые. Волосы густые, брови широкие, глаза – маленькие и бесстрастные, иногда могут быть впалыми. Для астеников характерна склонность к пониженному артериальному давлению, метаболизм ускоренный, но с пищеварением нередко возникают проблемы. Астеники обожают горячие напитки и спиртное, а также соленое, кислое и сладкое. Сон у астеников поверхностый и быстрый, занимает гораздо меньше времени, чем у представителей других типов. 

Люди с астенической конституцией чрезвычайно чувствительны к  боли, но зато устойчивы к действию алкоголя. В поведении им присущи энтузиазм, живость, беспокойство, подозрительность и честолюбие. Они обладают исключительным вниманием и быстрым восприятием, но память – плохая. Астеники склонны к рассуждениям, скрытны в своих чувствах, обладают субъективным мышленим. В обычных жизни они, как правило, не выделяются из общего фона, но в стрессовых условиях устойчивее других типов и легко справляются с экстремальными условиями, которые требуют решения интеллектуальных задач. В поведенческом плане астеники могут быть непредсказуемыми, они избегают стандартных решений, склонны к психической неуравновешенности. Они обладают небольшой силой воли, у них мало уверенности в себе, смелости и терпимости. Деньги они стремятся заработать быстро и так же стремительно их тратят.

Нормостеническая  конституция (иначе – атлетическая) – свойственна людям со спортивным телосложением и уверенностью в себе. Атлетики отличаются хорошей мускулатурой, пропорциональным и крепким телом, трапециевидной фигурой, а лицевые кости часто выпуклые. У атлетиков бывает множество веснушек и родимых пятен, а цвет лица – желтоватый, белый или красновато-медного оттенка. Кожа мягкая и теплая, волосы шелковистые и тонкие, взгляд проницательный и острый. У людей этого типа прекрасный обмен веществ, поэтому они обладают завидным аппетитом и могут поглощать значительное количество пищи и напитков. Спят астеники хорошо, сон – средней продолжительности.

21) Физиологические факторы организма  и психика: электроэнцефалограмма, вегетативная нервная система, биохимические показатели, функционирование желез (соматопсихологический эффект), питание (количество и качество); сенсорные дефекты: зрительные и слуховые. Типология Эрнста Кречмера. Типология Уильяма Шелдона. Генетическая теория типов темперамента К. Конрада.Психика — это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

22. свойства нервной системы — понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения динамических особенностей нервной системы, по большей степени генетически детерминированных, которые определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды. По мнению Павлова, существует три основных свойства нервной системы:  1. Сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах;  2. Подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому;  3. Уравновешенность как одинаковая выраженность нервных процессовторможения и возбуждения.  В дальнейшем к этому списку были добавлены следующие свойства: 4. Динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций;5. Лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов; 6. Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.

Информация о работе Шпаргалка по дифференциальной психологии