Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, шпаргалка
1.-Взаимодействие наследственности и окружающей среды.Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.Среда - это вся совокупность окружающих человека условий.Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта. Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен поляризации качеств человека и жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише.
Американский социальный психолог
Г.Тэшфелл пришел к следующим
выводам относительно социальных стереотипов.1.
Люди с легкостью проявляют
5. Стереотипы усваиваются очень
рано и используются детьми
задолго до возникновения
Гендерные стереотипы – сформировавшиеся
в культуре обобщенные представления
о том, как действительно ведут
себя мужчины и женщины. Появление
гендерных стереотипов
Независимость, индивидуальность – близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением какихто задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения.
Сила Я – слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. Женщина считается боле слабой, зависящей от силы личности мужчины.Импульсивность, активность – статичность, пассивность. Во многих мифах женщина представляется пассивным началом, а мужчина активным.Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм. Также бытует мнение, что женщин отличает консерватизм, верность всему состоявшемуся, мужчин же – радикализм, непостоянство.Можно еще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:• «Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей»;• «Принятие решений – мужское дело»;• «Женщина без мужчины – неполноценный член общества»;• « Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»• «Бабы – дуры» и т.п.
Большую роль в формировании гендерных стереотипов играют средства массовой информации, реклама.Методы исследования гендерных стереотипов.Один из основных методов – метод семантического дифференциала, который принадлежит к психосемантическим методам в социологии. Психосемантика изучает психологическое восприятие человеком значений и смыслов разного рода объектов, понятий, знаков, значений, знаковых выражений. Одна из основных задач психосемантики – построение так называемого семантического пространства, которое является исследовательской моделью структуры индивидуального сознания, на основе которой происходит восприятие респондентом объектов, их классификация. Данный метод опирается на явление синестезии (мышление по аналогии). С помощью этого метода можно оценить женственность и мужественность при помощи пар прилагательныхантонимов, таких как светлыйтемный, низкийвысокий, мягкийжесткий, активныйпассивный и т.д.Для исследования гендерных стереотпов можно также использовать метод контентанализа, метод свободных ассоциаций и всевозможные опросные методы.
18. идентификация полоролевая— процесс и результат
обретения ребенком психологических и
поведенческих особенностей человека
определенного пола; отождествление им
себя с человеком определенного пола и
обретение черт психологических и особенностей
поведения человека того же или противоположного
пола, включая типичное поведение ролевое.Поло-ролевая
идентичность возникает на базе ядра
половой идентичности, но не тождественна
ей: это обусловленные полом паттерны
сознательных и бессознательных взаимодействий
с другими людьми. Этот аспект своего образа
формируется на основе тонких взаимодействий
между родителями и ребенком с самого
рождения, которые зависят от позиций
родителей по отношению к биологическому
полу ребенка, а также от того, как они
ощущают себя мужчиной или женщиной и
от стиля взаимодействий каждого из них
с другими. У младенца вместе с самыми
ранними представлениями о себе и объектах
возникают представления о взаимодействиях,
отношениях и диалогах с другими (Sandier
& Sandier, 1978, стр. 239). Представления о «ролевых
отношениях» соединяются с другими аспектами
полового сознания, и в итоге образ себя
содержит элементы половой идентичности
вместе с ролью или привычным способом
взаимодействия, принимаемым для отношений
с другими людьми в связи с собственной
мужественностью или женственностью.
Не следует смешивать поло-ролевую идентичность,
как мы ее здесь понимаем, с социально
обусловленными выученными ролями: в отличие
от последних, она представляет собой
внутри психическое представление взаимодействий.
Пока ребенок растет, его идентификации
с объектами его пола и его внутрипсихические
представления ролевых отношений действительно
испытывают влияние культурных и социальных
факторов, и, в конечном счете, поло-ролевая
идентичность вбирает в себя многое из
поведения, обусловленного культурной
средой. В этом плане большое значение
имеют когнитивные способности. Восприятие
ребенком физических и поведенческих
различий у братьев и сестер своего и противоположного
пола, сверстников и родителей побуждает
его отнести себя самого к определенной
категории. Категоризация себя как мужчины
или женщины организует половой опыт и
руководит поиском «подобных себе объектов»
в качестве ролевых моделей, с которыми
можно было бы идентифицироваться
19. Половые различия в психологических
качествахК настоящему времени практически все
исследования учитывают фактор пола, поэтому
имеются данные о различиях психологических
характеристик у мужчин и женщин .Так,
отмечаются вариации в области способностей.
Еще А.Гезелл обнаружил, что у мальчиков
по сравнению с девочками лучше развита
крупная моторика, а у девочек - мелкая. Сравнение интеллекта и способностей
показало, что женщины, по сравнению с
мужчинами, обладают большим словарным
запасом, более высокой беглостью и ясностью
речи (однако это не обязательно детерминировано
биологически, потому что матери, как правило,
больше разговаривают с дочерьми, чем
с сыновьями). Однако общий показатель
интеллектуальности у мужчин несколько
выше, но и здесь возникает дополнительная
переменная: превышение достигается благодаря
присутствию в выборке мужчин с фемининной
полоролевой идентичностью, в то время
как у маскулинных мужчин интеллект не
отличается от интеллекта женщин.
Восприятие и внимание к изменению деталей
обычно также лучше развито у женской
части популяции, но при этом они чаще
ошибаются в оценке пространственных
отношений и отзываются на ложные пространственные
стимулы. Технические способности раньше
развиваются и лучше выражены у мальчиков.
Вербальные способности с достоверностью
выше у женской части популяции, девочки
также быстрее осваивают чтение (примечательно,
что такие нарушения как дислексия и дисграфия
чаще отмечаются у мальчиков).
Что же касается способностей к искусствам,
то девочки, как правило, раньше начинают
рисовать и охотнее это делают, чем мальчики,
умеют выносить более тонкие суждения
об искусстве. В сфере музыкальных способностей
различий не обнаружено.
В структуре темперамента также наблюдаются
различия. Так, результаты, полученные
при помощи опросника В.М.Русалова, включающего
8 шкал, отмечают различия по б шкалам.
У женщин выше показатели социальной пластичности,
эмоциональности, социальной эмоциональности,
а у мужчин - показатели эргичности, пластичности
и индивидуального темпа. Соц. эргичность
и соц..индивидуальный темп с полом практически
не связаны (10).
Итак, мужчины характ-тся более широкой
сферой деятельности, гибкостью мышления,
стремлением к труду, высокой скоростью
выполнения операций при осуществлении
предметной деятельности. А женщины отличаются
легкостью вступления в социальные контакты,
повышенной чувствительностью к неудачам
на работе и в общении, беспокойством,
неуверенностью..Что же касается различия
в системах ценностей, то они обнаруживаются
у детей до подросткового возраста и сглаживаются
среди взрослых. Так, девочки больше ориентированы
на ценности личной привлекательности,
семейного благополучия, а в профессиональной
сфере - на приобретение нового интересного
опыта и расширения круга общения, в то
время как мальчики и здесь в основном
обращаются к взаимодействию с «большим
социумом», выражая стремление к власти,
независимости, выгоде В последующих главах
мы остановимся также и на особенностях
духовно-мировоззренческой сферы, различающей
мужчин и женщин, на характеристиках их
этических систем и способов поведения
в различных ситуациях. Половые различия
невозможно игнорировать, потому что они
присутствуют в индивидуальных особенностях
любого уровня, усиливаясь с возрастом,
в силу чего даже возрастные периодизации
зрелого развития составляются отдельно
для мужчин и женщин.Итак, большинство
современных психологов сходится в том,
что психологическое предназначение женщины
состоит в сохранении и развитии внутреннего
мира, поддержании эмоциональных отношений
с людьми, а мужчины призваны завоевывать
и охранять внешнее пространство жизни
своей семьи. Энергия мужчин направлена
вовне, женщин - внутрь, мужчины активны,
женщины чувствительны (восприимчивы,
что вовсе не означает пассивности).Обобщая
сказанное, важно подчеркнуть, что психологические
особенности должны выводиться из эволюционного
и культурного предназначения каждого
пола. Поскольку биологически они равноправны,
то интерпретация особенностей и определение
стратегии самоактуализации должны строиться
с учетом этологических оснований.
20. телесная конституция
- Характеризуя человека,
обычно говорят о его теле, душе и духе.
Телесная конституция неразрывно связана
с темпераментом и психической деятельностью
личности. Она имеет индивидуальный характер
и остается неизменной на протяжении всей
жизни человека. Это - собой генетический
потенциал личности, который реализуется
под влиянием социально-экономических
условий, питания, физической активности
и перенесенных болезней. Сама же телесная
конституция влияет на способности, желания
и потребности человека, сказывается в
его предпочтениях в образе жизни, в духовных
установках, в поведении, в эмоциях и воле.
Сексуальный потенциал человека, его склонность
(или несклонность) к алкоголю и курению
также во многом зависят от телесной конституции. Психологи
уже давно выделили три основных типа
людей по их телесной конституции: гиперстенический, астенический
и нормостенический. Гиперстени
К различным лишениям и тяжелой
работе пикники относятся довольно
спокойно, а в общении обычно склонны
к терпимости, любви и прощению.
Вместе с тем людям с этим типом
конституции свойственно
Астеническая конституция характеризуется хрупким телосложением в сочетании с повышенной нервной возбудимостью. Астеники, как правило, слабо развиты физически. У них либо слишком высокий, либо слишком маленький рост, а в теле продольные размеры преобладают над поперечными. Руки и ноги у астеников длинные и тонкие, пальцы – узкие, нередко они худощавы и сутулы. Лица у них обычно резко очерченные, с угловатым профилем, нос – большой и узкий, а подбородок слабо выражен. Узкие плечи сочетаются со слабо развитой грудной клеткой, небольшим животом и малым тазом. У астеников мягкая, тонкая, бледная и сухая кожа, мышцы тоже тонкие и зачастую слабо развитые. Волосы густые, брови широкие, глаза – маленькие и бесстрастные, иногда могут быть впалыми. Для астеников характерна склонность к пониженному артериальному давлению, метаболизм ускоренный, но с пищеварением нередко возникают проблемы. Астеники обожают горячие напитки и спиртное, а также соленое, кислое и сладкое. Сон у астеников поверхностый и быстрый, занимает гораздо меньше времени, чем у представителей других типов.
Люди с астенической конституцией чрезвычайно чувствительны к боли, но зато устойчивы к действию алкоголя. В поведении им присущи энтузиазм, живость, беспокойство, подозрительность и честолюбие. Они обладают исключительным вниманием и быстрым восприятием, но память – плохая. Астеники склонны к рассуждениям, скрытны в своих чувствах, обладают субъективным мышленим. В обычных жизни они, как правило, не выделяются из общего фона, но в стрессовых условиях устойчивее других типов и легко справляются с экстремальными условиями, которые требуют решения интеллектуальных задач. В поведенческом плане астеники могут быть непредсказуемыми, они избегают стандартных решений, склонны к психической неуравновешенности. Они обладают небольшой силой воли, у них мало уверенности в себе, смелости и терпимости. Деньги они стремятся заработать быстро и так же стремительно их тратят.
Нормостеническая конституция (иначе – атлетическая) – свойственна людям со спортивным телосложением и уверенностью в себе. Атлетики отличаются хорошей мускулатурой, пропорциональным и крепким телом, трапециевидной фигурой, а лицевые кости часто выпуклые. У атлетиков бывает множество веснушек и родимых пятен, а цвет лица – желтоватый, белый или красновато-медного оттенка. Кожа мягкая и теплая, волосы шелковистые и тонкие, взгляд проницательный и острый. У людей этого типа прекрасный обмен веществ, поэтому они обладают завидным аппетитом и могут поглощать значительное количество пищи и напитков. Спят астеники хорошо, сон – средней продолжительности.
21)
Физиологические факторы
22. свойства нервной системы — понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения динамических особенностей нервной системы, по большей степени генетически детерминированных, которые определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды. По мнению Павлова, существует три основных свойства нервной системы: 1. Сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах; 2. Подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому; 3. Уравновешенность как одинаковая выраженность нервных процессовторможения и возбуждения. В дальнейшем к этому списку были добавлены следующие свойства: 4. Динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций;5. Лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов; 6. Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.
Информация о работе Шпаргалка по дифференциальной психологии