Шпаргалка по дифференциальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, шпаргалка

Описание работы

1.-Взаимодействие наследственности и окружающей среды.Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.Среда - это вся совокупность окружающих человека условий.Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Файлы: 1 файл

диф.психология вв.docx

— 138.69 Кб (Скачать файл)

Дифференциальная психология имеет  области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей  психологии тем, что последняя сосредоточивается  на изучении общих закономерностей  психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним  дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее  время изучает особенности психики  живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она  чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза  и становления человеческого  сознания. Возрастная психология изучает  особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые  человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой  или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с  точки зрения их обусловленности  свойствами нервной системы . 
    С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В. Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта. 
    В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

№7 ТЕСТИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ Наряду со статистикой, психологическое тестирование является важным средством дифференциальной психологии. Первые тесты на интеллект. Понятие «интеллектуальный тест» впервые появилось в статье Кэттелла, написанной им в 1890 году (9). В этой статье описывались серии тестов, проводившиеся ежегодно на студентах колледжа с целью определения их интеллектуального уровня. Тесты, которые предлагались в индивидуальном порядке, включали измерение мускульной силы, веса, скорости передвижения, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, времени реакции, памяти и т.п. Своим выбором тестов Кэттелл поддержал точку зрения Гальтона, согласно которой измерение интеллектуальных функций должно осуществляться через тестирование сенсорной избирательности и времени реакции. Интеллектуальные тесты. В 1904 году французский министр народного образования создал комиссию для изучения проблемы отставания в учебе среди школьников. Специально для этой комиссии Бине и Симоном была разработана первая интеллектуальная шкала для вычисления общего коэффициента индивидуального уровня интеллектуального развития (5). В 1908 году Бине доработал эту шкалу, при использовании которой тесты группировались по возрастному признаку и подвергались тщательной эмпирической проверке.Групповое тестирование. Другим важным направлением развития психологического тестирования было развитие групповых шкал. Шкалы Бине и их более поздние модели называются «индивидуальные тесты», т.  е. предназначенные для тестирования только одного испытуемого за один раз. Эти тесты таковы, что проводить их может лишь очень хорошо подготовленный специалист. К групповому тестированию эти условия непригодны. Появление шкал группового тестирования было, вероятно, главным фактором роста популярности психологического тестирования. Групповые тесты не только позволяют тестировать одновременно большие группы людей, но и являются гораздо более легкими в применении.

Тестовые понятия. Как и в статистике, в психологических тестах существуют определенные базовые понятия, которые должны быть известны студенту, изучающему дифференциальную психологию. Одним из них является понятие нормы. Никакие результирующие значения психологических тестов не имеют смысла до тех пор, пока они не сравниваются с тестовыми нормами. Эти нормы возникают в процессе стандартизации нового теста, при прохождении через него большого количества испытуемых, представляющих ту популяцию, для которой данный тест был разработан.Последующее развитие. После окончания первой мировой войны происходило бурное развитие множества доступных для использования тестов, разработка все новых методов и их применение к самым разным аспектам поведения. Групповые интеллектуальные шкалы создавались для всех возрастов и типов испытуемых, начиная с тех, кто ходит в детский сад, и до студентов старших курсов. Вскоре к ним добавились дополнительные тесты для выявления специальных способностей, например, к музыке или механике. Еще позже появились многофакторные системы исследования. Эти тесты возникли в результате разностороннего изучения человеческих качеств (они будут рассмотрены в главах 10 и 11). Важным является то, что вместо единственных, общих для всех результирующих значений, таких как IQ, многофакторные системы позволяют получать данные по целому комплексу основных способностей.

 

№9Характер окружающей среды Психологически окружающая среда состоит изо всей совокупности воздействий, которые индивид получает от зачатия до смерти. Это активное понятие окружающей среды, при котором физическое присутствие объектов не означает, что мы относим их к окружающей среде, — это происходит только в том случае, если объекты служат стимулами для индивидов (ср. 15, 27). Данное определение является более широким, чем то, которым пользовались до сих пор, оно включает в себя все формы стимулирования и охватывает целиком весь жизненный цикл.

Важность пренатальной окружающей среды в развитии индивида не требует  доказательств. Изменения в питании, секреции желез и других параметрах физического состояния матери может  оказать существенное и продолжительное  влияние на развитие эмбриона. То, что  структурное развитие организма  определенно зависит от факторов окружающей среды, ясно показывают многочисленные экспериментально спровоцированные изменения  у низших животных.

 

13. Специализация полушарий мозга.

В 1881 г, биопсихолог  Роджер Сперри (1914-1994) был удостоен Нобелевской  премии за работу но изучению специфических  возможностей полушарии головного мозга. Сперри и другие ученые показали, что правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, перцептивных, музыкальных и других способностей.

Головной  мозг человека ( как и мозг животного ) состоит из двух симметричных половин  – правого и левого полушарий. У животного оба полушария  выполняют одну и ту же работу. У  человека же в процессе его исторического  и общественного развития полушария  мозга получили разные «специальности», т.е. происходит разделение функций  между левым и правым полушарием. За что ответственны полушария головного мозгаЛевое полушарие■ Язык■ Ощущение времени■ Речи■ Ритм■ Письмо■ Упорядочение■ Счет сложных движений 

Правое  полушарие■ Невербальные■ Распознавание способности и выражение эмоций■ Перцептивные навыки■ Пространственные■ Представления навыки

■ Распознавания узоров,■ Пониманиелиц, мелодий элементарного языка 

При выполнении большинства задач  «реального мира» полушария разделяют  работу между собой. Каждое делает то, что оно умеет делать лучше, и  делится информацией с другой стороной. У здорового, нормального человека оба полушария работают согласованно. Согласованная деятельность обоих полушарий делает возможным объединение физиологических механизмов образного и отвлеченного мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№8 Природа наследственности.

Основу индивидуальных различий следует  искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в  которых он развивается. Давайте  для начала рассмотрим то, что подразумевается  под термином «наследственность». Естественно, что первой мыслью, возникающей при  этом, является предположение, что понятие  «наследственность» означает наследственность биологическую. Только фигурально мы можем  говорить о «социальной наследственности», употребляя, например, выражение «культурное  наследие двадцатого века» или «семейная  удачливость». Так называемое социальное наследие в действительности не может  устоять под влиянием окружающей среды.Индивидуальная наследственность человека в основном состоит из особых генов, которые он получает от родителей  при зачатии. Чтобы оказывать  определенное влияние, фактор наследственности должен, таким образом, иметь особый ген или комбинацию генов. Гены группируются в хромосомы, или «окрашивающиеся  тельца», названные так потому, что  они становились видимы внутри клеточного ядра, когда окрашивались для наблюдения. Хромосомы соединены попарно, два  члена каждой пары сходны между собой  по своему проявлению и функции. Число  хромосом в каждой клетке в целом  постоянно для каждого вида, но отличается у разных видов. Каждая человеческая клетка, например, содержит 48 хромосом (24 пары); в каждой клетке комара их 6 (3 пары); а в каждой клетке рака их 200 (100 пар).Хромосомы видимы под микроскопом, они похожи на прутики, колбаски или V-образные тельца Однако гены внутри каждой хромосомы такие мелкие, что невидимы даже под сильным микроскопом. Через  наблюдение за гигантскими хромосомами, которые были открыты внутри слюнных  желез некоторых видов мух, стало  возможным более полно при  помощи микроскопа исследовать внутреннюю структуру хромосом. И хотя по оценкам  они в 1000 или в 2000 раз больше других хромосом, по всем другим существенным характеристикам эти гигантские хромосомы подобны остальным  хромосомам, найденным в других клетках  тела. Рисунок 23 показывает сегмент  такой гигантской хромосомы из слюнных  желез фруктовой мухи Drosophila melanogaster (дрозофила меланогастер). Верхняя  часть этого рисунка содержит фотографию, сделанную под сильноувеличивающим  микроскопом; вторая часть содержит электронную микрографию с увеличением  в 26000 раз. Частицы, видимые на микрографии, являются генами. Внутри одного и того же сегмента, или связки хромосомы, эти частицы выглядят одинаковыми  по размеру и форме, но отличаются от частиц в других связках (19).Каждый индивид начинает свою жизнь с  одной клетки — это оплодотворенная  яйцеклетка. Эта клетка делится на две дочерние клетки, каждая из которых  снова делится и т.д. до тех  пор, пока миллионы клеток не становятся зрелым организмом. Во время процесса клеточного деления, известного как  митоз, каждая хромосома внутри клеточного ядра удваивается, разрываясь на две  части, и каждая клетка, возникшая  в результате такого деления, получает идентичный набор хромосом. Все клетки тела, таким образом, имеют одинаковую наследственность. Из одних клеток развиваются глазные клетки, из других — кожа, кости и т. д. в зависимости  от влияния клеточного окружения. Такие  условия, как сила тяготения, давление, пригодность кислорода и других химических веществ, а также электрические  поля действуют по-разному на разные клетки, в зависимости от положения  клетки по отношению к другим клеткам. С технической точки зрения это  означает, что устанавливаются «дифференциальные  градиенты» развития, такие как поверхностно-внутренние, дорсально-вентральные или антеро-постериорные градиенты. Следуя изначальной клеточной  дифференциации, гены по-разному взаимодействуют  с клеточным окружением, вызывая  последующее специализированное развитие различных клеток.

Когда индивид достигает половой  зрелости, другой тип клеточного деления  приводит к формированию специализированных репродуктивных клеток, женских яйцеклеток или мужских сперматозоидов. Этот процесс называется мейозом, или  уменьшением, поскольку число хромосом в каждой репродуктивной клетке в  два раза меньше изначального. Вместо удвоения, происходящего при митозе, две хромосомы в каждой паре разделяются  и расходятся по дочерним клеткам. Необходимо отметить, что при данном типе клеточного деления каждая клетка может получить разную комбинацию хромосом, поскольку  хромосомы в каждой паре соединяются  случайно. Более того, хромосомы  не всегда разделяются, сохраняя целостность  половинок в дочерних клетках, но сегменты одной половины могут соединяться  с сегментами другой («кроссинговер»), увеличивая, таким образом, разнообразие возможных генных комбинаций в дочерних клетках. Когда яйцеклетка с набором  материнских хромосом при зачатии  оплодотворяется сперматозоидом с  набором отцовских хромосом, общее  число хромосом восстанавливается  и сохраняется при последующем  митозе развивающегося плода.Наследственной основой индивидуальных различий является почти бесконечное разнообразие возможных генных комбинаций, особенно в таком сложном организме, как  человек. Во-первых, необходимо отметить, что в целом даже простые свойства человека зависят от совокупного  влияния большого числа генов. Во-вторых, родительские клетки, принимающие участие  в процессе зачатия, содержат различные  комбинации генов, возникшие в результате мейоза. В-третьих, когда клетки двух организмов, материнского и отцовского, соединяются для создания нового организма, то тем самым они еще  больше увеличивают разнообразие возможных  генных комбинаций. Из этого следует, что двое детей от одних родителей, то есть братья или сестры, не могут  иметь одинаковую наследственность. То же самое справедливо для разнояйцевых близнецов, которые хоть и рождаются  в одно и то же время, но развиваются  из разных яйцеклеток, и с точки  зрения наследственности похожи друг на друга не более, чем обычные  братья или сестры. Разнояйцевые близнецы могут быть одного пола, а могут  быть и разнополыми, они могут  быть не похожими друг на друга. С другой стороны, однояйцевые близнецы развиваются  из разделившихся половинок единой оплодотворенной яйцеклетки, и поэтому  имеют один и тот же набор генов. Такие индивиды с точки зрения наследственности являются копиями  друг

10. взаимодействие среды и наследственностиНаследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении. Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии. Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний.Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев). Однако в этих случаях отмечают скорее устойчивое проявление особенностей на протяжении нескольких поколений, но без генетической фиксации. «Так называемое социальное наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды», – пишет А. Анастази.Относительно понятий «изменчивость», «наследственность» и «среда» существует несколько предрассудков. Хотянаследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными. Точно так же верно и то, что следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовойтравмы).Разные теории и подходы по-разному оценивают вклад двух факторов в формирование индивидуальности. Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации. 1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст .Холл. 2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния. 3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К.Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений. 4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л. С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.

11. Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации. 1. В био генетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф. Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст. Холл. 2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния 3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В. Штерн, А. Вине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В. Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений. 4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12,Экспериментальные исследования функций полушарий.

Человеческий мозг, состоящий из более чем 100 миллиардов нейронов, - самый сложный объект в известной нам Вселенной. Его изучение связано с поисками ответов на наиболее глубокие вопросы о человеческой природе. Как мы произошли и что мы наследуем от наших предков? Как наше поведение зависит от наших генов? Как мы познаем мир и как мы изменяемся в процессе этого познания? Как мы чувствуем, желаем и мыслим? Как наш разум связан с нашим мозгом, нервными клетками и их молекулами?Большие полушария – парные образования головного мозга. У человека они достигают ? 80% от общей массы мозга. Большие полушария осуществляют регуляцию высших нервных функций, лежащих в основе всех психических процессов человека, в то время как стволовая часть мозга обеспечивает низшие функции нервной системы, связанные с регуляцией деятельности внутренних органов.

Информация о работе Шпаргалка по дифференциальной психологии