Сущность и содержание рекламы, ее роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

В работе на основе анализа специальной литературы и социологических исследований выявлены основные факторы, влияющие на процесс восприятия рекламы. Определяется степень воздействия рекламы на потребителей. Доказывается, что социально-психологический подход к рекламной деятельности дает возможность практическим работникам более профессионально организовать процесс рекламы, повышать ее качественный потенциал и тем самым расширять границы ее эффективности.

Содержание работы

Введение........................................................................................................ 1
Сущность и содержание рекламы, ее роль в обществе 2
Социально-экономические проблемы рекламы и ее роль в жизни общества 2
Социально-психологический процесс восприятия рекламы 19
Мотивация и потребность обращения к рекламе............... 36
Значение социально–психологического восприятия и воздействия в совершенствовании рекламной деятельности.............. 39
Основные тенденции восприятия и воздействия современных аудиовизуальных средств рекламы................................................................................... 39
Эффективность рекламной деятельности и пути ее совершенствования 42
Заключение............................................................................................... 56
Литература.................................................................................................. 57

Файлы: 1 файл

Сущность и содержание рекламы, ее роль в обществе.docx

— 122.11 Кб (Скачать файл)

По нашему мнению, следует  обратить внимание на намечающуюся тенденцию— неоправданное копирование в  отечественной рекламе зарубежного  опыта. Если производители рекламы  начнут ориентироваться лишь на зарубежные образцы рекламной продукции, как  это часто делается в Москве, Санкт-Петербурге, да и у нас в Хабаровске, то через некоторое время возникнет  ситуация, когда россиянин почувствует  себя чужим в своем родном городе.

Потеря российской специфики, традиций у нас в стране может  иметь негативные социальные последствия. Кроме того, такая реклама может  оказаться экономически неэффективной.

На восприятие информации крайне велико влияние факторов культуры. Поэтому мы совершенно уверены в необходимости проведения специальных психологических экспериментов по восприятию рекламы на российской популяции потребителей. Данные зарубежных психологов должны перепроверяться в условиях российского рынка. Нельзя полагаться лишь на информацию из зарубежных источников, необходимо проводить специальные эксперименты по их проверке.

Сравнивая сегодняшнюю многочисленную рекламу с той, которая была распространена в дореволюционной России, мы замечаем одно очень важное отличие, прямо связанное с психологией рекламного бизнеса тогда и сегодня. Реклама в дореволюционной России была крайне персонифицирована. Сегодняшняя реклама слишком абстрактна и за ней не видно реальных живых людей, которые отвечают за качество рекламируемой продукции. Когда торговец или производитель ставит свое имя на рекламу или в название фирмы— подчеркивается преданность своей семье (знаменитое «… и сын»), это психологически располагает потенциального потребителя к продавцу, вызывает доверие к товару. Ведь под плохим товаром свою фамилию никто не поставит. Но таких фирм крайне мало, хотя с точки зрения коммуникации персонифицированная реклама высокоэффективна.

Очень часто оценивают лишь один какой-то аспект рекламы, например, насколько хорошо она воспринимается. На наш взгляд, эффект воздействия рекламы на потребителя в целом определяется многими компонентами. Поэтому эффективность рекламы зависит от того, насколько учтены все компоненты воздействия.

Средства массовой информации порой справедливо обвиняются в  том, что они в погоне за прибылью часто демонстрируют всем надоевшую  рекламу, прерывают интересные передачи, заполняя паузы неинтересной, навязчивой информацией. Это показали и наши социологические исследования.

В то же время при восприятии рекламы обычно никто не задумывается над тем, что в плохой рекламе виноват не столько рекламодатель или распространитель рекламы, сколько ее изготовитель, разработчик. Потребители, как правило, ругают рекламодателя или средства массовой информации, хотя часто те не виноваты в плохой рекламе. Иногда потребитель даже представления не имеет, в каком виде выйдет рекламный текст, сданный им в газету месяц назад. Но его ошибка состоит в том, что он не воспрепятствовал выходу в свет плохой рекламы, согласился с теми идеями, которые ему предложили или навязали разработчики.

Таким образом, за плохую рекламу  несет ответственность и рекламодатель, и разработчик, хотя реальные убытки терпит только тот, кто платит. В  диалоге рекламодатель–производитель  рекламы существует множество психологических  проблем, которые могут решить только психологи.

Использование аудиовизуальных  средств (АВС) требует высокого профессионализма при разработке программ, глубоких знаний психологии воздействия на человека, четкой постановки задач и высокого искусства реализации рекламы. Одного практического опыта, накопленного специалистами в последние годы, недостаточно для дальнейшего совершенствования  и развития техники аудиовизуальной  передачи рекламной информации. Необходимо глубокое изучение и обобщение опыта, организации специальных исследований и разработок в этой области, подготовка специалистов, владеющих техникой АВС  и искусством создания и режиссуры  программ рекламной деятельности.

Заключение

Рекламная деятельность стала  объективной реальностью нашей  повседневной жизни. Эффективная реклама  возможна только в том случае, если она выполняется профессионально. И это все более учитывается  наукой и практикой. Феномен рекламы  вызывает все возрастающий интерес  со стороны специалистов различных  областей знаний.

Именно в нашей стране впервые, еще в 20-30-е годы были опубликованы исследования, посвященные психологии читателя книги, языку газет, психологии «радиовосприятия». Были выработаны, к  примеру, правила подготовки радиотекстов для радиопередач, которые могут  успешно применяться и в настоящее  время.

В данной работе предпринята  попытка раскрыть основные понятия  сущности рекламы, акцент был сделан на ее социально-психологические аспекты, на целесообразность и острейшую  необходимость применения в практической рекламной деятельности разработок и исследований в области социальной, экспериментальной и общей психологии.

Также мы определили, что  учет социально-психологических факторов потребителей благотворно влияет на рекламный процесс, позволяет установить диалог между производителем и потребителем, тем самым подтверждая, что является одним из основополагающих  рекламной деятельности в целом.

Посредством проведенных  социологических исследований было выявлено отношение к рекламе.

Повышение эффективности  рекламы, ее психологического воздействия  является одной из актуальных задач, и здесь еще много неиспользованных резервов и возможностей. Надеемся, что те рекомендации и предложения, которые имеют место в настоящей  работе, будут применены на практике и послужат делу совершенствования  рекламной деятельности на отечественном  рынке.

Литература

1. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. М.: ТОО “Интел Тех”, 1993, 80с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994, 324с.

3. Браверман А.А. Маркетинг и полный хозрасчет. М.: “Тисса”, 1989, 116с.

4. Введение в практическую  социальную психологию. /Под. ред. Жукова Ю.М., Петровской Л.А., Соловьевой О.В.М.: «Смысл», 1996, 373с.

5. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: “Рус Партнер Лтд”, 1994, 252с.

6. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. М.: «Худож. лит.», 1985, 368с. 

7. Гольман И.А., Добробабенко Д.С. Практика рекламы. Новосибирск: «Интербук», 1991, 141с.

8. Горин С. А вы пробовали гипноз. /Практическое руководство по применению гипнотических психотехник в бизнесе и медицине, рекламе и пропаганде, торговле и повседневной жизни/. Спб.: «Лань», 1995, 208с.

9. Дейян А. и др. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. Пер. с франц. М.: «Прогресс», «Универс», 1994, 190с.

10. Дейян А. Реклама. Пер. с франц. М.: «Прогресс», 1993, 176с.

11. Джугенхаймер Д.У., Уайт Г.И. Основы рекламного дела. Пер. с англ. Самара, 1996, 296с.

12. Дюкенджиев Е.П. Бизнес. Бионические аспекты. Рига: «Альбатрос», 1995, 259с.

13. Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как стать бизнесменом. Минск: «Предприниматель», 1990, 64с.

14. Картер Г. Эффективная реклама. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1991, 280с.

15. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1990, 736с.

16. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М., 1987, 208с.

17. Кучеренко В.З. и др. Экономика зравоохранения. Уч. пособие. М., 1996, 144с.

18. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: «Академия», 1995, 144с.

19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, 446с.

20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: «Дело», 1992, 702с.

21. Общая психология. /Под  ред. Петровского А.В. М.: «Просвещение», 1986, 464с.

22. Основы предпринимательского  дела. Благородный бизнес. /Под ред. Осипова Ю.М./ М., 1992, 432с.

23. Основы предпринимательской  деятельности. (Экон. теория. Маркетинг.  Финансовый менеджмент). /Под ред. Власовой В.М./М.: «Финансы и статистика», 1995, 496с.

24. Рекламный рынок скорее  жив, чем мертв. Передовая. «Реклама», 1997, № 1, с.2-3.

25. Ромат Е. Реклама в системе маркетинга. Харьков, 1995, 229с.

26. Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в бизнесе. М.: «Маркетинг», 1995, 112с.

27. Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе. М., 1996, 224с.

28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р. н/Д: «Феникс», 1996, 736с.

29. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М.: «Прогресс», 156с.

30. Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. М.: Изд-во «Дело», 1993, 704с.

31. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск: «Фолиум», 1994, 312с.

32. Шапиро В.Д., Червяков В.В. Куда девать деньги нищим? «Социс», М., 1993, № 2, с.3-8.

33. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. Сокр. пер. с англ. М.: «Экономика», 1993, 336с.

34. Экономика и бизнес. /Под ред. Камаева В.Д./ М.: Изд-во МГТУ, 1993, 464с.

 

 

[1] Цит. по: Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. –М.: Прогресс, 1990, с. 514.

[2] Там же, с. 515

[3] Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма.— М.: Худож. Лит., 1985, с. 6-7.

[4] Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. –М.: Програсс, 1990, с.511

[5] Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. Сокр. Пер. с англ.— М.: Экономика, 1993,— с. 220.

[6] Дейян А. Реклама. Пер. с франц. М.: Прогресс,— 1993, с. 9.

[7] См.: Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. –М.: Прогресс, 1989, с. 54.

[8] Цит. по: Реклама в бизнесе. Уч. пособие/Сост. Серегина Т.К., Титкова Л.М., под общ. ред. Дашкова Л.П., –М.: Маркетинг, 1995, с.5.

[9] Цит. по: Реклама в бизнесе:  Уч. пособие / Сост. Т.К. Серегина, Л.М. Титкова.— Под общ. ред. Л.П. Дашкова.— М.: Маркетинг,— 1995— с. 5.

[10] Котлер Ф. Основы маркетинга. с. 14.

[11] Цит. по: Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России: практика и рекомендации. –М.: "Рус Партнер Лтд", 1994, с. 37-38.

[12] Цит. по: Кучеренко В.З. и др. Экономика здравоохранения. Уч. пособие. М., 1996, с. 52.

[13] Там же, с. 54.

[14] Цит. по: Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга. Уч. пособие. / Харьк. гос. академия технол. и орг. питания.— Харьков,— 1995.— с. 20.

[15] См.: Основы предпринимательской деятельности. (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент). Под ред. Власовой В.М.— М.: Финансы и статистика.— 1995.— с. 319-320.

[16] См.: Дейян А. Реклама. Пер. с франц /Общ. ред. В.С. Загашвили.— М.: А/О Изд. Группа «Прогресс», 1993,— с. 9-13.

[17] См. подробно: Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Настольная книга делового человека— менеджера и бизнесмена. Петрозаводск:— АО «Фолиум».— 1994.— с. 9-35.

[18] Там же, с. 16.

[19] Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга.— Харьков.— 1995.— с. 122.

[20] Реклама и бизнес: Уч. пособие /Сост. Т.К. Серегина, Л.М. Титкова: М.: Маркетинг.— 1995.— с. 15.

[21] Там же, с. 16.

[22] См. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.— «Феникс»,— 1996,— с. 8-9

[23] См.: Общая психология. Под ред. акад. А.В. Петровского.— М.: Просвещение, 1986.— с. 51-52.

[24] См.: Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе.— М.: Издат. Центр «Академия».— 1995.— С. 17.

[25] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д.— 1996,— с. 25.

[26] Общая психология. Под ред. акад. А.В. Петровского.— М.: 1986,— с. 247.

[27] Там же, с. 267

[28] См.: Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1996, с. 36.

[29] Там же, с. 43.

[30] Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология а российской рекламе. М., 1995, с. 22.

[31] См.: Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: 1995, с. 60-61.

[32] См. подробно: Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Настольная книга делового человека — менеджера и бизнесмена. Петрозаводск: АО «Фолиум», 1994, с. 10.

[33] Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга. Харьков, 1995, с. 127.

[34] См.: Шапиро В.Д., Червяков В.В. Куда девать деньги нищим?— Социологические исследования. 1993, № 2, с. 3-8.

[35] Браверман А.А. Маркетинг и полный хозрасчет. М.: Тисса, 1989, с. 83.

[36] Там же, с. 34.

[37] См. например: Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в бизнесе.  М.: 1995, с. 64. Роммат Е. Реклама в системе маркетинга. Харьков: 1995, с. 112.

[38] См.: Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск, 1994, с.96.

[39] См. Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: «Смысл», 1996. с.190–194.

[40] См.: Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: «Академия», 1995, с.126–128.

Дата добавления: 07.12.2001


Информация о работе Сущность и содержание рекламы, ее роль в обществе