Сущность и роль права в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:50, реферат

Описание работы

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества. В нашей стране право является выражением воли и интересов трудящихся и их социальных групп. Право — это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерного поведения.
Сущность права раскрывается в его основных принципах, закрепленных в конституции. Конституция Российской Федерации закрепляет полновластие народа в условиях многопартийности общества, демократизм, интернационализм, защиту прав и свобод граждан.

Файлы: 1 файл

Сущность и роль права в обществе.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

Сущность  и роль права в обществе 

 

 

     Право, как и государство,  является продуктом общественного  развития. Оно регулирует общественные  отношения. Без права невозможно  существование цивилизованного  общества.    

 Сущность права раскрывается  в его основных принципах, закрепленных  в Конституции. Конституция Российской  Федерации закрепляет полновластие  народа в условиях многопартийности  общества, демократизм, интернационализм, защиту прав и свобод граждан.      

 В социально-экономической  жизни действует принцип правовой  охраны собственности. Государство  создает условия, необходимые  для развития различных форм  собственности, и обеспечивает  равную защиту всем ее формам. Исходя из общественных интересов,  закон устанавливает пределы  свободы экономической деятельности (ст. 10 Конституции РФ). Владение, пользование  и распоряжение государственной  собственностью осуществляется  в соответствии с законодательством.     

 Высшая цель общественного  производства - наиболее полное удовлетворение  растущих материальных и духовных  потребностей людей (ст. 15 Конституции  РФ).    

 Право выражается  в правовой норме, представляющей  собой общее правило поведения,  обязательное для всех, санкционированное  законом или иным нормативным  актом.    

 По юридической силе  все правовые нормы подразделяются  на законы и подзаконные акты. Есть акты общего действия, распространяющиеся на всех, акты ограниченного действия (например, на должностных лиц), акты исключительного действия (при военных действиях, стихийном бедствии). 

   Законы принимаются законодательным органом государства или народом в результате референдума и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов.    

 Норма права отличается от индивидуальных юридических актов, порождающих правовые последствия для конкретных лиц (приказ о зачислении на работу, распоряжение об удержании из заработной платы и др.).     

 Нормы бывают императивные (от правил которых отступить нельзя, например о форме определенной сделки) и диспозитивные (которые могут быть изменены или дополнены по усмотрению сторон, например о распределении обязанностей по капитальному или текущему ремонту при заключении договора аренды).    

 По содержанию норма  права состоит из диспозиции, т.е. самого правила поведения, гипотезы - указания на условия применения нормы,санкции - установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы.    

 В нашем обществе  действуют не только нормы  права, но и нормы морали, традиции  и обычаи делового оборота.

Сущность права. 
 
Сущность - это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. 
 
Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика - это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика - это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.  
 
Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане. 
 
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло - нарушением этой нормы.

 


Право принадлежит к числу  не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлении. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», – каково естественное право. В другом смысле право – это то что «полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно  менялось и представление о праве. Появилось множество различных  правовых идей, теорий и суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли  права как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном»  виде, но сохранились. В первую очередь  это касается таких правовых институтов как право собственности, наследования, купли-продажи и многих других.

Между тем в юридической  науке существуют различные трактовки  права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых  имеет свои обоснования. С точки  зрения интересующей нас проблемы соотношения  права и закона, прежде всего, следует  остановиться на двух основных, сложившихся  в истории права, тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права рассматривает его  как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все  критерии определения права и  произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское  общество) сохраняет по отношению  к праву пассивное положение. Право в этом случае выступает  как инструмент принуждения к  послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

В современной теории права, изложенная выше концепция известна под названием позитивистской концепции  государства и права.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые «уравновешивают» друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.

Б) Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.

Система современного российского  права складывается из следующих  отраслей:

    • конституционного (государственного);
    • административного;
    • финансового;
    • гражданского;
    • семейного;
    • трудового;
    • права социального обеспечения;
    • экологического;
    • уголовного;
    • уголовно-процессуального;
    • гражданское процессуального;
    • уголовно-исполнительного.

В) Правовая норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

 

 

1. Норма права. Регулирующая роль норм права выражается как в том, что лицо, орган, организация действуют в соответствии с их предписаниями или требуют от других субъектов соответствующего поведения, так и в том, что нарушение их требований вызывает применение мер воздействия на правонарушителя. Если в первом случае норма выступает как масштаб, мера поведения, образец определенных отношений, то во втором - это средства оценки того или иного поступка в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма - это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия.

Норма права не просто констатация факта или отражение действительности, не рекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке. Любая правовая норма является велением в силу того, что она издана либо санкционирована властным органом, является олицетворением государственной воли, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. За ней стоят сила и авторитет государства.

Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права. Наделяя личность или иных субъектов  права правомочиями, она остается велением в том смысле, что такие  правомочия провозглашаются государством, охраняются и обеспечиваются специальными мерами правового воздействия. Кроме  того, любому правомочию соответствует  властное указание по отношению к  другим лицам и органам обеспечить своими действиями (либо, наоборот, воздержанием от них) осуществление такого правомочия.

2. Юридическая норма - это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений (правила заключения гражданско-правового договора, процедура разрешения хозяйственного спора, порядок приема на работу и т.д.). В ней даются общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе.

Г) Основанием для классификации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные акты управления устанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и  имеют общий характер, т. е. ориентированы  на неопределенный круг лиц. Такие акты издаются в развитие законов, могут  устанавливать типовые правила  в сфере государственного управления (например, таможенные правила), а также  определять статус органов исполнительной власти, быть направленными на охрану отношений в сфере государственного управления, т. е. иметь правоохранительный характер.

Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному  органу это чаще всего регулируется Положением об этом органе.

Индивидуальные акты управления являются юридическими фактами, т.е. направлены на возникновение, изменение и прекращение  административных правоотношений, носят  правоприменительный характер, издаются в отношении определенных, указанных  в акте лиц и решают конкретные административные дела (например, приказ о назначении на должность, постановление  о наложении административного  взыскания и т.п.).

Смешанные акты управления - это такие акты, в которых  переплетаются нормы и индивидуальные установления (например, акт устанавливает  статус какого-либо государственного органа, а затем назначает его  руководителя).

Каждый вид органа исполнительной власти издает акт определенного  вида.

Действие правовых актов  управления. Действующим является правовой акт, обладающий юридической силой, т. е. способностью вызывать правовые последствия. Поэтому всегда весьма важным является момент вступления акта в силу. Он может  быть определен в самом акте, акт  может вступать в силу с момента  опубликования, принятия, подписания, через некоторое время после  опубликования и др.

В сфере государственного управления действует презумпция действительности правовых актов управления. Это означает, что правовой акт предполагается имеющим юридическую силу до того момента, пока он не будет отменен  в установленном законом порядке. Сомнение в законности акта не является основанием для его неисполнения. Если какой-либо акт вызывает сомнение, необходимо обратиться к требованиям  к правовым актам, при несоблюдении которых акт не должен иметь юридическую  силу.

Д) Реальные жизненные отношения  между людьми и их организациями  имеют различные стороны и  формы внешнего выражения. Они могут  быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и  правовыми. Каждое общественное отношение  представляет собой сложное и  многогранное явление, которое может  включать различные элементы общественных интересов и потребностей. Одни из них охватываются правовым регулированием, другие- нет. Так, в семейной жизни юридическую форму приобретают, как правило, материальные взаимосвязи- отношения же людей к религии, к самому себе находятся вне сферы правового регулирования. Отсюда следует, что не все общественные отношения и не в полном объеме могут приобретать юридическую форму. Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, если речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя. Правоотношения - это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма его выражения. Н.М. Коркунов отмечал, что для научного исследования весьма важно отделить общую юридическую форму однородных отношений от разнообразного фактического содержания. С этой целью юристы мысленно конструируют представление о таких юридических отношениях, которые бы всецело и исключительно определялись одними только правовыми нормами. Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не определенного круга субъектов. В них содержатся предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

Информация о работе Сущность и роль права в обществе