Политические PR кампании в избирательном процессе (на примере Астраханской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной дипломной работы в настоящее время достаточно велика, так как выборы регионального уровня, а также выборы глав муниципальных образований, являются наиболее важными для федеральных субъектов, и зачастую представляют собой слабо изученную область. Но это, однако, не уменьшает степени их значимости для политической системы Российской Федерации. Ведь именно на региональном уровне проявляется все разнообразие политических PR технологий. В условиях федеративных отношений в нашей стране очень важно отслеживать процессы и явления, которые возникают в региональной политике. Технологии политического PR на региональных выборах имеют свои особенности и более широкий диапазон применения, нежели на выборах федерального уровня. Также многие особенности регионального политического PR не рассматриваются отдельно и в совокупности с процессами того или иного региона.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретико-методологический аспект исследования особенностей PR кампаний в избирательном процессе
PR кампании в избирательном процессе: понятие, исторические этапы становления, теоретические модели……………………......8
Роль PR кампаний в российском избирательном процессе.…….24
Глава II. Практическое применение политического PR в условиях региональных избирательных кампаний на территории Астраханской области
Региональные особенности проведения PR кампаний в ходе выборов разных уровней ………………………………………….34
Технологические особенности избирательных кампаний на выборах мэра 2004, 2009 и 2012 годах в Астрахани……………..43
Оптимизация PR кампаний в избирательном процессе Астраханской области……………………………………………..53
Заключение…………………………………………………………...…………..62
Список используемой литературы……………………………………………...68

Файлы: 1 файл

Диплом Бекбулатова 2012.docx

— 162.64 Кб (Скачать файл)

Перманентность, происходящих в России реформ, неспособность политиков стабилизировать ситуацию, вызывают в массовом сознании граждан разочарование и пессимизм по отношению к самой идее реформирования и демократизации101. Снижение жизненного уровня большинства населения, факты коррупции среди чиновников и политиков подрывают социальную базу реформаторского курса. Особенно ярко это выражается в регионах. Результаты последних выборов показывают усталость избирателей от политических лозунгов и бессодержательной пропаганды. Ведь современные лидеры, так и не смогли выдвинуть привлекательные и понятные населению идеи и лозунги. Все чаще отмечаются факты иррационального протестного голосования в любых выборах. Люди голосуют не «за» что – либо, а конкретно «против» представителей действующей власти. При этом часто в период между двумя турами голосования меняют политическую позицию на прямо противоположную102.

Так, административный ресурс, влияющий на исход предвыборной борьбы, использование «грязных» технологий, немалые расходы государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов нередко вызывают у граждан и политиков сомнения по поводу проведения выборов. Однако мировой опыт, в том числе российский, свидетельствует о том, что несменяемая, назначаемая власть в наибольшей степени подвержена коррупции. Властные структуры, не зависящие от избирателя, быстро проникаются духом кастовости, круговой поруки. Решающей гарантией от установления монополии коррумпированной бюрократии является рядовой гражданин, который в условиях реальной состязательности кандидатов и партий, свободно и сознательно определяет, кому можно доверить власть, кто способен распорядиться ею в интересах общества и государства103.

Данные обстоятельства позволяют утверждать, что в целом, несмотря на имеющиеся негативные моменты,  выборная практика России имеет перспективу в сторону дальнейшей демократизации выборного института.

Развитие и становление гражданского общества, активность, высокая политическая культура рядового гражданина, могут стать гарантией и ориентирами будущего развития. Сформулированные авторские рекомендации по оптимизации PR кампаний в избирательном процессе  Астраханской области будут способствовать, на наш взгляд,  дальнейшей демократизации избирательного процесса, большей открытости и легитимации выборов.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время избирательные кампании находятся на стадии своего развития, непрерывно идет совершенствование технологий PR. В данной дипломной работе были рассмотрены особенности PR кампаний в избирательном процессе, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Были описаны шесть этапов развития PR в мировой политической практике, начиная с появления самого термина и этапов его эволюции, вхождения в мир политического и заканчивая его практическим пониманием в современном мире. Также, в работе были рассмотрены исторические этапы становления PR кампаний в России. Следует отметить, несмотря на позицию ряда ученых, таких например, как С. Блэка, С. Катлипа, и ряда отечественных, вкладывающих в понятие политического PR только положительное значение создаваемого образа, современный PR носит двоякий характер. На протяжении всей истории PR был больше практической деятельностью, направленной на получение политических или материальных выгод. Единственное, в чем заметно сильное расхождение практиков политического PR – это в методах, способах и средствах получения этих выгод.

Так же следует отметить, что под PR, понимается не только агитация, направленная на повышение рейтинга одного из участников политического процесса или дискредитацию другого, а весь набор методов и технологий, оказывающих влияние на исход политической гонки. При таком подходе к PR относят и использование «административного ресурса», различные «цветные» технологии, социально – политические акции.

Следует отметить, что на федеральном уровне, политический PR гораздо лучше и эффективнее регулируется, чем на региональном. На это влияет и наличие профессиональных организаций, которые помимо законодательных актов еще подчиняются всевозможным внутрипрофессиональным соглашениям и хартиям, и более развитой федеральной законодательной системой. Правовая база регионального избирательного законодательства включает в себя более 300 законов.

Федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральные законы №175-ФЗ и №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также закон «О средствах массовой информации» достаточно жестко регламентируют деятельность СМИ на выборах104.

СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие электоратом отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения, в каком – либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добитьcя массовой поддержки политики социальных преобразований105.

Однако нельзя не учитывать огромные возможности СМИ в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. Особенно актуальной эта проблема стала для России, страны, в которой грамотность населения в сфере массовых коммуникаций низка, а темпы развития информационных и политических технологий значительно опережают развитие законодательной базы в области информационной политики, ограничивающей возможности использования СМИ в манипулятивных целях106.

Политический PR избирательной кампании, представляет «подводную часть» айсберга и значительно превосходит открытую политрекламу и по объёму работ, и по значению.

Автором была рассмотрена роль PR кампаний в российском избирательном процессе. Были выявлены примеры наиболее удачных кампаний и  технологий, применяемых на выборах федерального уровня.

Важной особенностью политических выборов на региональном уровне, по мнению автора, является широкое применение «административного ресурса». Были изучены технологические особенности избирательных кампаний на выборах мэра Астрахани  2004, 2009 и 2012 гг. На основе анализа прошедших выборов мэра г. Астрахани,  были выявлены основные проблемы в избирательных кампаниях в Астраханской области. К ним относятся:

  • низкий по сравнению с кампаниями федерального масштаба уровень финансовых возможностей у региональных кандидатов;
  • проблема ограниченности информационных ресурсов;
  • более высокая степень влияния так называемого «административного ресурса».

На федеральном уровне существует больше оппозиционных сил, которые располагают значительными ресурсами, чтобы в той или иной степени противостоять «административному воздействию», в регионах с этим дела обстоят хуже.

Таким образом, были сделаны выводы, о том что, в современном избирательном процессе регионального уровня «административный ресурс» зачастую составляет, для некоторых политиков, саму суть политического PR. Это совершенно неправильный подход, способный свести к минимуму положительный потенциал PR кампаний. Неправильное использование «административного ресурса», как правило, бывает четырех видов и способно принести гораздо больший вред, чем ожидаемую пользу.

Первый – устный приказ голосовать определенным образом, протранслированный через административную вертикаль ведомственных организаций, сверху – вниз107.

Второй вид - принуждение к потреблению определенной агитпродукции. Самый частый пример – принудительная подписка на определенную газету и принудительные сборы на агитационные мероприятия и встречи в пользу «своего» кандидата.

Третий вид – использование «дешевой рабочей силы» административного ресурса. Учителей – в качестве агитаторов, рабочих в качестве разносчиков и прочее108.

Четвертый вид - «неправильного» использования, это всевозможное административное давление на соперников, его доверенных лиц, штаб, спонсоров и прочих, с помощью силовых и налоговых ведомств. В этих случаях, соперники делают из ваших «претензий» информационные поводы и показывают, что «честными методами» их победить не могут.

Следует отметить, что при рекомендательном характере использования административного ресурса, можно получить хорошие политические дивиденды, но если его использовать как средство давления, то можно натолкнуться на резкое сопротивление.

В заключении дипломной работы, сформулированы авторские рекомендации по оптимизации PR кампаний в избирательном процессе Астраханской области:

  • внедрение методик стратегического планирования в практику ведения региональных избирательных кампаний, путем приглашения иногородних специалистов, обучения собственных специалистов – политтехнологов;
  • улучшение системы финансирования кампаний региональных кандидатов во избежание появления ситуации неравенства финансовых возможностей сторон, как это сложилось на выборах мэра г. Астрахани 2009 и 2012 гг. Оппозиционные партии также должны получать соответствующую поддержку со стороны правительства, чтобы выборы стали действительно демократическими;
  • усиление контроля со стороны федерального центра за местными властями, во избежание появления ситуации использования административного ресурса;
  • шаги по демократизации избирательного процесса будут способствовать формированию открытого конкурентного информационно – коммуникативного пространства, без цензурных отражений и административного ресурса, что соответствует конституционному принципу равенства, в ходе предвыборной борьбы;
  • усовершенствовать  законодательное обеспечение деятельности в области PR.

От выборов к выборам меняется политический контекст, политическая «карта» России, становятся все изощреннее инструменты управления избирательными кампаниями, сложнее коммуникационные стратегии.

С одной стороны, политические технологии зарекомендовали себя в первую очередь как манипулятивные, поэтому объяснимы опасения, что они подменят демократические процедуры. С другой – существуют сомнения в их практической результативности, в «профпргодности» для современных избирательных кампаний.

Взаимодействию власти с обществом с использованием различных коммуникативных механизмов несколько тысяч лет. На их формирование влияли политические, и социокультурные процессы. Их развитие и совершенствование не остановить.

Административный ресурс и преимущественный доступ к наиболее влиятельным каналам коммуникации решают не все. Нельзя заслужить доверие избирателей, не предлагая решения тех проблем, которые их волнуют, не ориентируясь на их ожидания – и, соответственно, – не владея методиками изучения общественного мнения, не зная особенностей восприятия избирателей, алгоритма выработки избирательных стратегий. Невозможно построить успешную коммуникацию, не зная специфики различных коммуникативных каналов, жанровых возможностей рекламы и связей с общественностью, способов оценки эффективности коммуникационных усилий.

Более того, сохранить ресурсный баланс между участниками политических кампаний могут только PR – технологии, при условии совершенствования правовой базы в политической коммуникации. Тогда политический пиар станет не манипулятивным инструментом для «обработки» общественного сознания, а регулятором демократических выборов и коммуникацией для консолидации политических институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Инфра-М, 2007. - 57с. - ISBN 5-16-001096-3.
  2. Российская Федерация. Законы. О выборах депутатов государственной думы федерального собрания Российской Федерации от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2007) [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой ФС РФ 22.04.2005 (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007)]. / Консультант плюс - http://www.consultant.ru
  3. Российская Федерация. Законы. О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Астраханской области от 22.08.06 г. N 62/2006-ОЗ [Электронный ресурс] : регион. закон. : [принят Гос. Думой АО РФ 26.08.06] / Гарант – http://garant.ru
  4. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации от 12.06.2002 N 67-ФЗ(ред. от 24.07.2007) [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой ФС РФ 22.05.2002 (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007)] / Консультант плюс - http://www.consultant.ru

Монографии

Информация о работе Политические PR кампании в избирательном процессе (на примере Астраханской области)