Политические PR кампании в избирательном процессе (на примере Астраханской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной дипломной работы в настоящее время достаточно велика, так как выборы регионального уровня, а также выборы глав муниципальных образований, являются наиболее важными для федеральных субъектов, и зачастую представляют собой слабо изученную область. Но это, однако, не уменьшает степени их значимости для политической системы Российской Федерации. Ведь именно на региональном уровне проявляется все разнообразие политических PR технологий. В условиях федеративных отношений в нашей стране очень важно отслеживать процессы и явления, которые возникают в региональной политике. Технологии политического PR на региональных выборах имеют свои особенности и более широкий диапазон применения, нежели на выборах федерального уровня. Также многие особенности регионального политического PR не рассматриваются отдельно и в совокупности с процессами того или иного региона.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретико-методологический аспект исследования особенностей PR кампаний в избирательном процессе
PR кампании в избирательном процессе: понятие, исторические этапы становления, теоретические модели……………………......8
Роль PR кампаний в российском избирательном процессе.…….24
Глава II. Практическое применение политического PR в условиях региональных избирательных кампаний на территории Астраханской области
Региональные особенности проведения PR кампаний в ходе выборов разных уровней ………………………………………….34
Технологические особенности избирательных кампаний на выборах мэра 2004, 2009 и 2012 годах в Астрахани……………..43
Оптимизация PR кампаний в избирательном процессе Астраханской области……………………………………………..53
Заключение…………………………………………………………...…………..62
Список используемой литературы……………………………………………...68

Файлы: 1 файл

Диплом Бекбулатова 2012.docx

— 162.64 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

 «Астраханский государственный  университет»

(Астраханский государственный  университет)

 

 

 

                                                              Допускается к защите

«       »______________2012   г.                                                                                       Зав.кафедрой: д. филос. н., профессор П.Л. Карабущенко

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 Политические PR кампании в избирательном процессе

(на примере Астраханской области)

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы ПЛ-51

Бекбулатова А.Э.

Руководитель: к.пол.наук,

доцент кафедры политологии

                                                                                                              Оськина О.И.

 

 

 

Астрахань – 2012

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I.  Теоретико-методологический аспект исследования особенностей PR кампаний в избирательном процессе

    1. PR кампании в избирательном процессе: понятие, исторические этапы становления, теоретические модели……………………......8
    2. Роль PR кампаний в российском избирательном процессе.…….24

Глава II. Практическое применение политического PR в условиях региональных избирательных кампаний на территории Астраханской области

    1. Региональные особенности проведения PR кампаний в ходе выборов разных уровней ………………………………………….34
    2. Технологические особенности избирательных кампаний на выборах мэра 2004, 2009 и 2012 годах в Астрахани……………..43
    3. Оптимизация PR кампаний в избирательном процессе  Астраханской области……………………………………………..53

Заключение…………………………………………………………...…………..62

Список используемой литературы……………………………………………...68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Для современной России развитие и проведение пиар кампаний стало актуальным в связи с фундаментальными изменениями в политической, экономической и социальной сферах. Наиболее интенсивно развивается область избирательных технологий, так как современную политику сложно представить без применения политических технологий. Среди различных методов реализации власти, увеличивается важность неадминистративных методов воздействия, на  первый план стали выходить формы работы с общественным мнением, использования коммуникативных технологий, что в совокупности делает  пиар кампанию той или иной партии в ходе избирательного процесса чрезвычайно важной. Этот процесс акцентирует некоторые общие моменты и включает целую серию взаимосвязанных технологических элементов, жестко структурированных в определенную последовательность.

Актуальность данной дипломной работы в настоящее время достаточно велика, так как выборы  регионального уровня, а также выборы глав муниципальных образований, являются наиболее важными для федеральных субъектов, и зачастую представляют собой слабо изученную область. Но это, однако, не уменьшает степени их значимости для политической системы Российской Федерации. Ведь именно на региональном уровне проявляется все разнообразие политических PR технологий. В условиях федеративных отношений в нашей стране очень важно отслеживать  процессы и явления, которые возникают в региональной политике. Технологии политического PR на региональных выборах имеют свои особенности и более широкий диапазон применения, нежели на выборах федерального уровня. Также многие особенности регионального политического PR не рассматриваются отдельно и в совокупности с процессами того или иного региона. Это приводит к появлению неизученной области, таящей в себе ключи к успеху региональных политиков и более эффективному политическому управлению процессами внутри региона.

Степень научной разработанности проблемы.

В начале становления процесса свободных выборов в России исследователи сталкивались с ограниченностью практики применения PR кампаний и технологий в российской избирательной системе.

В последние годы в России появилось значительное количество научных трудов, в которых проанализированы основные теоретические и практические аспекты применения PR кампаний и технологий в условиях постсоветской России. Высоких результатов при исследовании данной и смежных с ней областей добились Д.В. Ольшанский 1, Т.В. Гринтберг 2, Н.П. Гришин3 и другие. В работах указанных авторов достаточно подробно раскрываются теоретические основы таких направлений информационно-политического воздействия в процессе проведения избирательных кампаний в России, как техника «пиар», «черный пиар», политическая реклама. Очевидным успехом в исследованиях обозначенных авторов является обоснованное четкое понятийное разграничение: избирательные кампании, пиар технологии, политическая реклама и т.д.

Одной из актуальных тем в отечественных публикациях по теории и практике PR становится тема истории развития PR в России. Особое внимание при этом уделяется вопросу периодизации развития политического PR в нашей стране. Обозначенная проблема находит свое отражение в работах М.А. Шишкиной4, Г.Л. Тульчинского5, А.Н. Чумикова6, И.П. Яковлева7 и др.

Отдельное место занимают региональные исследования, тесно связанные с практическим применением методов и принципов PR кампаний, оценкой их эффективности в использовании коммуникативных технологий. Например, с такими вопросами связаны работы: О.П. Кудинова8, С.В. Колосовой и Н.Н. Точицкой9. Существует ряд местных ученых, которые обращались к проблеме именно регионального политического PR, который в свою очередь сильно изменяется и зависит от специфики региона. Так в работах Н.В. Гришина, Е.П. Мармиловой 10 К.С. Олехнович11 освящены проблемы политического PR на Юге России. Выделена специфика и особенности электоральной географии Юга и применяемых там политических технологий.

В настоящее время в нашей стране существует достаточно много исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных PR кампаниям, но мало источников, рассматривающих проблему политического PR через призму региональных политических процессов.

Таким образом, проблема воздействия современных пиар кампаний на сознание российского электората и на процесс осуществления политического выбора на региональном уровне, с учетом специфики региона, остается недостаточно изученной. В связи с этим, тема дипломного исследования, выбранная автором, характеризуется актуальностью и новизной.

Объектом данного исследования выступает избирательный процесс в Российской Федерации.

Предметом исследования служат технологии «паблик рилейшнз» применяемые на региональных выборах в современном избирательном процессе, на примере Астраханской области.

Основная цель исследования состоит в выявлении региональных особенностей проведения PR кампаний на примере Астраханской области.

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

  • Исследовать процесс возникновения и развития пиар кампаний, установить их значение в избирательном процессе современной России;
  • Рассмотреть теоретические модели политических PR кампаний, применяемые в мировой практике;
  • Определить роль PR кампаний в российском избирательном процессе;
  • Выявить особенности воздействий региональных PR кампаний на политические предпочтения российских граждан, рассмотреть роль PR технологий в данном процессе;
  • Изучить технологические особенности избирательных кампаний на выборах мэра Астрахани 2004, 2009 и 2012 годах;
  • Сформулировать рекомендации по оптимизации PR кампаний в избирательном процессе  Астраханской области.

Научная новизна работы состоит в том, что диплом представляет собой одну из попыток комплексного изучения роли и тенденций развития политических PR кампаний на региональном уровне. Неизученная область применения технологий политического PR на выборах регионального уровня, зачастую создают возможности и условия для применения нелегитимных, деструктивных технологий, в том числе и на территории Астраханской области.

При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования:

  • Исторический метод, с помощью которого достигается познание различных подходов и моделей PR кампаний в избирательном процессе;
  • Аналитический и логический методы, которые позволяют выявить особенности воздействия PR кампаний на электорат в предвыборной период;   
  • Метод сравнительного анализа и комплексный подход, позволившие изучить динамику развития PR кампаний в ходе выборов  разных уровней.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», а также законы Астраханской области, касающиеся регулирования проведения выборов на территории Астраханской области и в муниципальных образованиях, уставы и иные нормативные акты региона и муниципальных образований.

Эмпирическую базу исследования составили результаты голосования российских граждан на выборах разного уровня с 2000 по 2012 гг., а так же данные о явке на региональных и муниципальных выборах Астраханской области. Так же, автором в процессе исследования был использован предвыборный агитационный материал с 2000 по 2012 гг., и результаты данных социологических исследований, проводимых в Астраханской области с 2004 по 2012 годы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Теоретико-методологический аспект исследования особенностей PR кампаний в избирательном процессе

 

    1. PR кампании в избирательном процессе: понятие, исторические этапы становления, модели

 

Проведение выборов в органы государственной власти всегда связано с нарастанием особого вида политической деятельности, когда ее субъекты (политические партии, кандидаты, их штабы) вступают в конкурентную борьбу и предпринимают всевозможные шаги, чтобы привлечь на свою сторону потенциальных избирателей. На политической арене начинают разворачиваться разнообразные события: политические лидеры выступают с критическими заявлениями и позитивными программами в средствах массовой информации, проходят митинги, собрания, встречи кандидатов с населением, на улицах появляются рекламные плакаты, распространяются листовки и т.д12.

Таким образом, все многообразие политических событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в государственные органы власти, можно обозначить понятием «избирательный процесс».

Избирательный процесс – это урегулированный законодательством порядок организации и проведения выборов. В ходе избирательного процесса реализуются нормы электорального законодательства, политические структуры и культурные ценности, политическое поведение групп и индивидов, пытающихся удовлетворить свои потребности во власти, установки, принципы, идеалы и т.д.

Вступая в предвыборную борьбу, каждый кандидат или избирательный блок, стремится решать собственные задачи и предпринимает для этого определенные усилия. Это позволяет говорить о политической пиар кампании, которую в наиболее общем виде можно определить как всю совокупность действий, предпринимаемых партиями, избирательными объединениями или кандидатами и их командами для достижения своих предвыборных целей, т.е. достижение взаимопонимания и установление плодотворных отношений между организацией и избирателями путем двусторонней коммуникации13.

Общепризнанно, что термин «Public Relations» впервые был использован в 1807 г. третьим президентом Т. Джефферсоном в своем «Седьмом обращении к Конгрессу», причем именно в политическом контексте14.

Многие исследователи выделяют следующие этапы развития PR:

Первый этап: «американское начало». Начало этого этапа, с точки зрения С. Катлипа, зарождалось в период войны за независимость Северной Америки (1775-1789 гг.). В это время PR развивается непосредственно в политической сфере. Борцы за независимость были обеспокоены дурной репутацией демократии – единственной формы правления, которую они признавали. Граждане были равнодушны к политическим событиям. Сторонникам независимости требовалась огромная работа для привлечения общественного мнения. Для того, чтобы заручиться поддержкой общественности, в наступательных действиях использовались разнообразные пропагандистские средства: пресс – бюллетени, газеты, всевозможные лозунги, митинги, поэзия, песни, комиксы и другие средства15.

Второй этап: «паблисити» (1810-1900 гг.). В это время активно осваивался американский запад, менялись социально – экономические условия жизни: росли крупные города, происходила значительная аккумуляция капитала в частном секторе, формировались корпорации, монополии, которые становились, по мнению современников, угрозой демократии. Этот период в экономической жизни Америки связан с подъемом свободного предпринимательства. Государство в 1820-1830 гг. оказывает поддержку развитию коммуникационных сетей страны, становлению национального хозяйства. В то же время растет недоверие бизнесменов к государству из–за стремления президента Джексона к государственному регулированию и частному декларированию, наступательного характера президентской власти. Президент Джексон, выходец из народа, успешно работал на своем посту благодаря умелому влиянию на общественность, осуществляемому им по подсказке А. Кеналла, в прошлом журналиста, ставшего первым в истории пресс секретарем президента.

Пресс – агентства реализовывали на практике первую модель (пресс-посредническую деятельность). В этот период у организаций, благодаря прессе, появляется возможность манипулировать населением для продвижения собственных идей, товаров, услуг. Система связей с общественностью, PR, начинает играть заметную роль в политической конкурентной борьбе, отношениях с профсоюзами, индустрии и т.д.

Информация о работе Политические PR кампании в избирательном процессе (на примере Астраханской области)