Политические PR кампании в избирательном процессе (на примере Астраханской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной дипломной работы в настоящее время достаточно велика, так как выборы регионального уровня, а также выборы глав муниципальных образований, являются наиболее важными для федеральных субъектов, и зачастую представляют собой слабо изученную область. Но это, однако, не уменьшает степени их значимости для политической системы Российской Федерации. Ведь именно на региональном уровне проявляется все разнообразие политических PR технологий. В условиях федеративных отношений в нашей стране очень важно отслеживать процессы и явления, которые возникают в региональной политике. Технологии политического PR на региональных выборах имеют свои особенности и более широкий диапазон применения, нежели на выборах федерального уровня. Также многие особенности регионального политического PR не рассматриваются отдельно и в совокупности с процессами того или иного региона.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретико-методологический аспект исследования особенностей PR кампаний в избирательном процессе
PR кампании в избирательном процессе: понятие, исторические этапы становления, теоретические модели……………………......8
Роль PR кампаний в российском избирательном процессе.…….24
Глава II. Практическое применение политического PR в условиях региональных избирательных кампаний на территории Астраханской области
Региональные особенности проведения PR кампаний в ходе выборов разных уровней ………………………………………….34
Технологические особенности избирательных кампаний на выборах мэра 2004, 2009 и 2012 годах в Астрахани……………..43
Оптимизация PR кампаний в избирательном процессе Астраханской области……………………………………………..53
Заключение…………………………………………………………...…………..62
Список используемой литературы……………………………………………...68

Файлы: 1 файл

Диплом Бекбулатова 2012.docx

— 162.64 Кб (Скачать файл)

Выборы состоялись 26 марта 2000 года. Центральная избирательная комиссия сообщила, что В. Путин получил – 52,94 % общего количества голосов, Г. Зюганов – 29,21 %, Г. Явлинский – 5,8 %, А. Тулеев – 2,95 %, В. Жириновский – 2,72 %. В. Путин одержал победу в первом туре. 7 мая того же года состоялась его инаугурация41.

В отличие от президентской  PR кампании 2000 года, 2004 год был ознаменован высоким рейтингом доверия к Президенту. Путин также был единственным кандидатом, ранее участвовавшим в президентских выборах. Участники трёх (Владимир Жириновский и Аман Тулеев) и двух (Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский) предыдущих выборов подряд в 2004 году по разным причинам не выставили свои кандидатуры. Партии Зюганова и Жириновского в выборах участвовали, но были представлены новичками — Николаем Харитоновым и Олегом Малышкиным.

В течение всего срока президентских полномочий Владимира Путина, его администрация старательно поддерживала его высокий рейтинг доверия по социологическим опросам, а на завершающем этапе PR кампании – стремилась превратить этот рейтинг в высокую явку. За 4 года, прошедшие между выборами 2000 и 2004 года политтехнологи создавали обширную PR кампанию Президенту42.

Урок бизнесу был дан на примере М. Ходорковского, руководителя нефтяной компании «ЮКОС», который был арестован и отправлен в тюрьму в ходе избирательной кампании, по многим причинам.  Все это стало демонстрацией того, что власть в руках Президента сильна и работает на благо народа43.

Стоит отметить, что агитация в средствах массовой информации проводилась не на равных условиях для всех кандидатов, а при явном преимуществе действующего Президента РФ Владимира Путина. В частности, его PR кампания была построена на отказе от участия в теледебатах с другими кандидатами, но он постоянно присутствовал как руководитель государства во всех новостных и аналитических программах в период предвыборной кампании. Таких возможностей ни один другой кандидат не имел, по общему объёму политической рекламы в средствах массовой информации, особенно на телевидении, Владимир Путин намного опережал других кандидатов44. При этом другие кандидаты не имели возможности публично вступить в дискуссию с ним, задать ему вопрос, получить ответ, продемонстрировать собственную позицию по тому или иному вопросу. Кроме того, на всех федеральных телеканалах дебаты кандидатов на должность Президента проводились довольно рано, начиная с 7 часов 45 минут, поэтому немногие телезрители за этими теледебатами следили. На самих теледебатах ведущие не давали кандидатам возможности обсуждать волнующие их и их потенциальных избирателей вопросы, вопросы для обсуждения кандидатам давали сами ведущие и следили, чтобы кандидаты не отклонялись от заданных для обсуждения тем. Такое проведение теледебатов и агитации на телевидении явно было направлено на поддержку только одного кандидата – действующего Президента РФ Владимира Путина.

Росту популярности Путина внутри страны способствовало укрепление его международного авторитета, связанного с его поддержкой стран США и Европы в борьбе с международным терроризмом.

Наиболее существенный для избирателей процесс в российской экономике за период между выборами: постоянное снижение уровня инфляции и укрепление рубля. Это создало благоприятный экономический фон для Президента в предвыборной кампании45.

С. Миронов и О. Малышкин, участвуя в выборах Президента РФ, одновременно высказывали полную поддержку курсу, проводимому действующим Президентом В. Путиным. Это объясняет использование агитационного материала С. Миронова, где  было написано на красном фоне, что, несомненно, бросалось в глаза «ПУТИ НОВОЙ РОССИИ».

Таким образом, выборы прошли 14 марта 2004 года со следующими результатами: В. Путин получил – 71,31 %, Н. Харитонов – 13,69 %, С. Глазьев – 4,1 %, И. Хакамада – 3,84 %, О. Малышкин – 2,02 %, С. Миронов – 0,75 %46.

В результате всего вышесказанного на выборах 2004 года не было ни одного кандидата, способного реально конкурировать с В. Путиным.

PR кампания была направлена на не допущение появления на политической арене нового потенциально сильного кандидата в Президенты, который уже на этих выборах смог бы набрать значительное число голосов и тем самым сделал бы серьезную заявку на успех в 2008 году, когда Владимир Путин участвовать в выборах уже не сможет. Были использованы все возможные ресурсы, и применены, в том числе, черные технологии. Все понимали, что через четыре года Президенту нужно будет обеспечивать победу своему официальному преемнику, и лишние конкуренты ему будут совсем не нужны47.

По мнению большинства наблюдателей, выборы Президента 2008 года  были едва ли не самыми спокойными, и даже скучными выборами главы российского государства48. Заслуживает внимания концепция PR кампании: если преемник Ельцина должен был во всем от него отличаться, то преемник Путина старательно копировал действующего Президента. Очевидно, операция «Преемник» 2008 года не могла быть проведена по аналогии с 2000 годом. Как уже говорилось выше, передача власти от Бориса Ельцина к Владимиру Путину произошла стремительно. Для того чтобы ввести в большую политику малознакомого публике человека, потребовалось всего два месяца.

Модель 2008 года предполагала «такого, как Путин». Не случайно все, кого прочили на роль преемника, очень старательно дублировали Путина. Общество на момент PR кампании было весьма деполитизировано, и мобилизовать его на выборы некоего назначенца, было сравнительно сложно: манипулировать успокоившееся массой затруднительно. В состоянии относительной стабильности, избиратели не хотят никаких резких перемен. Поэтому, будущий Президент, должен был не только вызывать у россиян самые теплые чувства, но и обязательно быть таким же, как Путин: умным, энергичным, компетентным, решительным патриотом с широким кругозором49.

Наиболее заметной чертой избирательной кампании 2008 г., оказавшей значительное влияние на проводимую СМИ политику, стала поддержка В.В. Путиным кандидатуры на пост Президента РФ Д.А. Медведева, выдвинутого политической партией «Единая Россия» и поддержанной еще тремя правительственными партиями - «Справедливой Россией», Аграрной партией и «Гражданской силой». Статус фаворита предстоящей предвыборной кампании был обеспечен Дмитрию Медведеву, несомненно, уже самими обстоятельствами его выдвижения кандидатом в Президенты. В.  Путин назвал выдвижение на пост президента первого вице – премьера Д. Медведева шансом сформировать устойчивую власть. После того, как В. Путин объявил, что в случае победы Д. Медведева на президентских выборах 2 марта, он займет пост главы правительства, рейтинг популярности Медведева после разработанной стратегии PR  службы стал очень высок.

В январе оформились и отчетливо прояснились черты президентской PR кампании. Взаимодействия PR – служб кандидатов основывались на бесконфликтности, фактическом отсутствии интриги и предвыборной дискуссии между кандидатами.  Вся деятельность служб была направлена на освещение деятельности кандидата в президенты Д. Медведева. Он совершил турне по стране, посетив около 20 городов. Причём он не оставил должность вице – премьера, то есть отличить рабочие поездки от агитации было проблематично.

Таким образом, освещение избирательной кампании было далеким от объективности, поскольку телеканалы большую часть эфирного времени посвящали кандидату в Президенты РФ Дмитрию Медведеву и его активной деятельности. Особенно позитивным это освещение было на каналах, находящихся под контролем государства50.

Итогом данных мероприятий стали рейтинги Д. Медведева: полностью доверяли ему – 16 %, скорее доверяли – 60 %, скорее не доверяли – 9 %, полностью не доверяли – 4 %, затруднялись ответить – 11 % населения РФ51.

К сожалению, в России характерно такое явление, как, с одной стороны перенасыщенность депутатов, государственных служащих, а с другой стороны PR кампании работают таким образом, что альтернатив выбора нет. То есть, это можно проследить, начиная с Президентских выборов в 2004 году, или в 2008, где ни одна выставленная кандидатура не представляла серьёзной угрозы ни для В. Путина, ни для Д.Медведева.

Таким образом, сегодняшнему этапу в российском политическом консалтинге свойственен поиск и развитие новых подходов, направленных на повышение эффективности PR кампаний. Рост конкуренции, умение предлагать лучшие технологии и результаты при меньших расходах, способность не навязывать, а максимально учитывать и отвечать на запросы электората, работать в самых разных географических и культурологических условиях – вот те вызовы современности, с которыми приходится сталкиваться современным российским политтехнологам.

В заключение первой главы можно сделать следующие выводы:

 Понятие паблик рилейшнз  прошло долгий путь эволюции  и приобрело отличное значение  от первоначального. PR перешел больше в область практической деятельности и науки. Сейчас можно говорить только о теоретической положительной или альтруистической составляющей паблик рилейшнз, так как благодаря деятельности средств массовой информации и применению большого количества нелегитимных PR – технологий, сложился негативный имидж всей PR деятельности. В настоящее время политический PR - это конкретная деятельность, направленная на получение определенных результатов. Так же под PR, стал пониматься комплекс мероприятий, частью которых, в том числе является и агитация, направленная на повышение популярности кандидата.

Как уже говорилось выше, без современных PR кампаний, особых избирательных технологий, сегодня не могут быть проведены ни одни выборы. Очевидное преимущество на выборах в России, сегодня, получают профессиональные команды, умеющие квалифицированно построить и провести PR  кампанию в пользу своего кандидата, использующие различные приемы PR.

Как показывает практика, наибольший контроль за действиями PR – агентов в период проведения выборов и в моменты политического «затишья», удается установить на федеральном уровне. Вместе с этим во многих субъектах Российской Федерации законодательство в области избирательных технологий не осуществляет должного контроля за использованием различных политических технологий.

В России правовое регулирование политического PR осуществляется, главным образом, в рамках законодательного установления правил ведения предвыборной агитации и информирования избирателей. Существует целый комплекс нормативных актов, устанавливающий особые правила поведения СМИ в электоральный период.

К сожалению, в России участились случаи применения черных технологий, фальсификации, жестких административных мер в избирательном процессе. Все это порождает критику современных PR кампаний, однако, избирательный процесс не может реализоваться без PR. Сегодня в России, да и в мире в целом началась другая эпоха, появились другие люди, с другим типом мышления в политике, отражающие новые вызовы и векторы общественного развития. Современный политический PR это и есть новая, современная политика52. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практическое применение политического PR в условиях региональных избирательных кампаний на территории Астраханской области

 

    1. Региональные особенности проведения PR кампаний в ходе выборов разных уровней

 

Последние инновации в области избирательного права, например, отмена, а затем возвращение «выборов губернаторов населением, отказ от мажоритарной системы голосования, отмена графы «против всех», элементы вмешательства властей в партийное строительство оппозиционных партий, отмена порога явки избирателей и т.п., объективно ограничивают поле применения избирательных технологий, в том числе и на региональном уровне, сокращая возможности маневра для политиков и PR-технологов»53.

PR кампании разного уровня и масштаба сильно различаются по сценарию, стратегии, технологиям проведения54.

Так, региональные кампании (выбор глав администрации региона, депутатов представительных органов региона, мэров столичных и крупных городов региона, органов местного самоуправления) имеют ряд существенных отличии от кампаний федерального уровня. Обычно региональные кампании планируются и проводятся в более короткие сроки, чем федеральные. Часто бывает так, что от момента начала официальной регистрации кандидатов до даты голосования остается 40 – 60 дней. Поэтому такие кампании становятся более интенсивными. Основная PR деятельность обычно проводится в последние две – три недели.

Еще одно отличие в том, что основные кандидаты обычно проживают в регионе и прекрасно осведомлены о социально – экономической и политической обстановке в регионе, что во многом изменяет подходы к проведению предварительных диагностических исследований55. Краткость сроков кампании и известность кандидата жителями затрудняют коррекцию образа кандидата, особенно для лиц, находящихся в структурах исполнительной власти.

Следующая особенность состоит в меньшей важности политических и идеологических моментов в региональных кампаниях по сравнению с федеральными. Гораздо большее значение придается вопросам хозяйственной и экономической жизни региона. Однако, несмотря на все особенности региональных или местных кампаний, ни одна успешная PR кампания не может обойтись без плана.

PR  кампании в регионах имеют свои особенности, которые определяются рядом факторов56.

Первый фактор – это масштабы выборов и избирательных округов.  При подготовке PR кампании крайне желательно иметь социально – демографический паспорт округа, который должен показывать, прежде всего, структуру населения по социальным и демографическим признакам. Это необходимо для позиционирования своих кандидатов. Проблема же состоит в том, что данная структура в разных округах может сильно различаться.

Информация о работе Политические PR кампании в избирательном процессе (на примере Астраханской области)