Государственная информационная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель:
1. Изучение информационной политики с различных точек зрения;
2. Определение основных перспектив ее развития.
В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- исследование теоретических и нормативных аспектов информационной политики РФ;
- выявление основных тенденций развития и влияния информационной политики на развитие страны;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Основы государственной информационной политики России…. 5-15
1.1. Роль государственной информационной политики для общества ……5-8
1.2 Цели и задачи государственной информационной политики (ГИП) ….9-13
1.3 Информационно-телекоммуникационная инфраструктура РФ …………14-15
Глава 2. Исследование государственной информационной политики ……16-20
2.1 Информационное право в России ………………………………………16-17
2.2 Организация и проведение исследования ………………………………18-19
2.3 Результаты исследования эффективности использования
информационной политики ………………………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………...21-23
Список литературы ……………………………………………………………24-25
Приложение

Файлы: 4 файла

Введение с 3 по 25 стр.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

            краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы. Особый интерес для России как члена Совета Европы представляют рекомендации Комиссии Европейского сообщества по формированию информационного общества» [5; 23-24]

«Достижение главной стратегической цели ГИП - обеспечения перехода к новому этапу развития России, построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество - требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия государства на обе главные составляющие ГИП, обеспечивающие этот переход: социально-политическую и технико-технологическую.

ГИП должна опираться  на следующие базовые принципы:

1. Принцип открытости  политики - все основные мероприятия  информационной политики открыто  обсуждаются обществом и государство  учитывает общественное мнение.

2. Принцип равенства  интересов - политика в равной  степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех «правила игры»).

3. Принцип системности  - при реализации принятых решений  по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.

4. Принцип приоритетности  отечественного производителя - при равных условиях приоритет  отдается конкурентноспособному  отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

5. Принцип социальной  ориентации - основные мероприятия  ГИП должны быть направлены  на обеспечение социальных интересов  граждан России.

6. Принцип государственного  поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Информационно-телекоммуникационная инфраструктура РФ

Для России как  страны с переходной экономикой чрезвычайно важным фактором завершения рыночных преобразований и обеспечения устойчивого развития является укрепление всех типов инфраструктур общественного производства. Особое место здесь занимает национальная информационно-телекоммуникационная инфраструктура (ИТИ), призванная обеспечить создание единого информационного пространства и как следствие эффективного единого социально-экономического пространства России как целостного федеративного государства, углубление процессов информационной и экономической интеграции стран СНГ, последовательное вхождение России в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.

«Россия сегодня не имеет достаточных средств и производственных возможностей для самостоятельного создания и развития национальной ИТИ и вынуждена привлекать для этого капиталы, технику и технологии развитых стран. Такая ситуация требует разработки ответственной государственной информационной политики, ориентированной на приоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Особого внимания заслуживает в этой связи развитие сектора информационной инфраструктуры, который должен обеспечивать предоставление различных информационных услуг потребителям, в первую очередь населению» [12; 129-133]

«Государственное регулирование развития ИТИ должно осуществляться по следующим основным направлениям:

- бюджетное финансирование социально значимых информационных систем (здравоохранение, образование, трудоустройство, социальное обеспечение, беженцы, отдельные разделы законодательства), а также систем налоговой и таможенных служб, информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, системы предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями;

- создание экономических условий для поддержки отечественного производителя в развитии сектора предоставления различных информационных услуг населению, в том числе по формированию системы электронной торговли, информатизации быта и досуга;

- стимулирование (финансовое, налоговое и др.) создания и развития национальных корпоративных сетей и коммерческих систем, в том числе провайдеров, обеспечивающих доступ в Интернет и предоставляющих льготы пользователям из малообеспеченных групп населения, учащимся и студентам, детям;

- защита прав граждан на личную жизнь и на доступ к информации;

- реализация на основе положений ГИП концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей, а также разработка стандартов (согласованных с международными стандартами), обеспечивающих их создание и эксплуатацию» [15; 50-53]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование государственной информационной политики

2.1 Информационное право в России

Информационная  среда общества к концу XX века превратилась в определяющий фактор политического, социально-экономического и культурного  развития. Решения государственных, межрегиональных, международных и  глобальных проблем не могут не учитывать состояние информационной среды и ее влияния на все сферы общественной жизни.

«Глобализация открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка информационных технологий, продуктов и услуг, формирование международного информационного пространства создают предпосылки для нарушения традиционных механизмов обеспечения геополитической целостности государств, оказывают серьезное воздействие на многие элементы государственности и национальных правовых систем. Растет осознание значения международно-правовых механизмов, повышается роль нравственного компонента в регулировании информационных отношений в обществе, сочетающегося с экономическими и другими методами воздействия на эти отношения. Новые тенденции необходимо учитывать при определении задач ГИП в части развития информационного законодательства и его отдельных направлений.

Базис информационной политики, как и политики вообще, составляют совокупность норм права  и механизмы их реализации. В контексте  ГИП речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности» [8; 112-114]

«Основные положения государственной политики можно сформулировать следующим образом:

- государство исходит из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;

- государство совершенствует существующее и разрабатывает новое законодательство и нормативно-правовую базу информационных отношений в обществе, а также осуществляет контроль за безусловным исполнением законодательства;

- ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации, и осуществляется только на основе законодательства;

- ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется;

- государство законными средствами обеспечивает защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации» [18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация и проведение исследования

Основной проблемой в данном исследовании являлось определение использования жителями города Брянска государственной информационной политики.

Целью данного исследования является изучение эффективности использования государственной информационной политики жителями           г. Брянска.

Предметом исследования являются изучение эффективности использования государственной информационной политики жителями           г. Брянска.

 Объектом исследования явились жители г. Брянска.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что индивиды, а в целом и общество, реже обращаются  к информационной политике, а всё чаще прибегают к Интернету и поэтому сужаются методы и каналы получения информации.

 Генеральную совокупность составляют жители г. Брянска

Выборка составила 100 человек из них: 15 парней в возрасте от 16 до 20 лет, 18 мужчин в возрасте 21-30 лет, 6 мужчин в возрасте 31-40лет, 7 мужчин в возрасте от 41 до 50 лет, 4 мужчины старше 50 лет; 28 девушек в возрасте от 16 до 20 лет, 5 девушек в возрасте 21-30 лет, 8 женщин в возрасте 31-40лет, 4 женщины в возрасте  от 41 до 50 лет и 5 женщин старше 50 лет.  Из них имеют среднее образование 35 человек, среднее профессиональное 13 человек, неоконченное высшее 26 человек, высшее – 25 человек, доктор наук – 1.

Анкета состоит  из 7 вопросов и социально - демографического блока. Все вопросы закрытого типа, т.е. требовалось только выделить наиболее полно отражающий мнение респондента вариант ответа.

Респондентам  была предложена анкета с вопросами  по теме исследования.

Целью первого  вопроса «Как часто вы смотрите телевизор?» являлось выявление отношения населения к СМИ. Были предложены следующие варианты ответов: 3-4 раза в день; 1-2 раза в день; не смотрю вообще.

Целью второго  вопроса, «Какое время (в день) вы уделяете просмотру телевизионных передач?»  являлось выявление  мнения населения по поводу источника информации. Были предложены следующие варианты ответов: 4-5 часов; 3-4 часа; менее 1 часа.

Целью третьего вопроса: «Знаете ли вы, что такое «информационная политика»? уточнение понимания населением данного понятия. Варианты ответов едины: да. 

Целью четвертого  вопроса «Если Вы знаете что-либо об информационной политике, то как в целом вы относитесь к ней? » явилось установление мнения населения по поводу интереса к информационной политике. На данный вопрос были предложены ответы: положительно.

Целью пятого вопроса «Влияла ли когда-нибудь информационная политика на принятие Вами важных решений?» выявление актуальности по поводу информационной политики. Были предложены варианты ответов: часто; редко; иногда.

Целью шестого  вопроса  «Как вы оцениваете доступность информационной политики?» по поводу наличия доступа людей к содержанию необходимой информации по интересующим их проблемам.    Были предложены варианты ответов: доступна; недоступна.

Целью седьмого вопроса «Что не устраивает Вас в системе пользования информационной политикой?» явилось выявление недостатков в данной системе. Были предложены следующие варианты ответов: недостаточное представление статей в Интернете; отсутствие информации о новостях.

 

 

 

 

2.3 Результаты исследования эффективности использования информационной политики

После проведения анкетирования были получены следующие результаты.

На первый вопрос: «Как часто вы смотрите телевизор?» 80% опрошенных ответили 3-4 раза в день. Из них так ответили все мужчины старше 40 лет. 19% опрошенных отметили, что 1-2 раза в день. 1% респондентов не считают телевидение полезным делом и поэтому ответили – не смотрю вообще.

На второй вопрос: «Какое время (в день) вы уделяете просмотру телевизионных передач?».  73% ответили, что 4-5 часов. 16% - 3-4 часа. 11% опрошенных ответили менее 1 часа.

На третий вопрос: «Знаете ли вы, что такое «информационная политика?» респонденты едино ответили – да, а это 100%.

На четвертый  вопрос «Если Вы знаете что-либо об информационной политике, то как в целом вы относитесь к ней?». И опять 100%, т.е. респонденты ответили - положительно.

На пятый  вопрос «Влияла ли когда-нибудь информационная политика на принятия Вами важных решений?». 63% опрошенных ответили часто. 29% опрошенных считают, что редко. 8% респондентов отметило, что иногда.

На шестой вопрос: «Как вы оцениваете доступность информационной политики?»  51% опрошенных ответило, доступна; 49% - недоступна.

На седьмой  вопрос: «Что не устраивает Вас в системе пользования информационной политики?». 22% ответили недостаточное представление статей в Интернете; 78%отсутствие информации о новостях.

 

 

Заключение

Воплощение  в жизнь основных идей и практических мероприятий государственной информационной политики будет означать серьезное  продвижение страны по пути к информационному обществу.

Последовательное  реформирование информационного производства на основе:

· управления информацией  как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного  развития, определяющим успех в использовании  других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых);

· развития общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг;

· открытости информационной политики как главной предпосылки  последовательного демократического развития страны по пути построения гражданского общества и правового государства.

Практическое  овладение населением страны информационными  ресурсами, развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и новейших информационных технологий в различных видах  деятельности.

Достижение  высокого уровня информационной безопасности и обеспечение международного статуса  России как полноценного участника  мирового информационного сообщества.

Реализация  этих шагов по пути к информационному  обществу потребует системной программно-целевой работы по проведению в жизнь Концепции государственной информационной политики.

Особого внимания требуют:

· совершенствование  разделения полномочий по осуществлению  ГИП между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и  органами местного самоуправления;

· координация  деятельности в области формирования и развития информационного пространства, в том числе выделение организационных  структур во всех ветвях власти для  выполнения этой функции;

Оглавление.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титул.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Государственная информационная политика в России