Управление запасами как элемент системы распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение состава и структуры товарных запасов, выявление «узких» мест в системе распределения.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие основные задачи выполнения курсовой работы:
1) изучение теоретического материала по вопросам управления запасами и выделения особенностей для запасов готовой продукции;
2) характеристика системы управления товарными запасами на предприятии ООО «Арт-лист»;
3) анализ и выработка рекомендательной базы по повышению эффективности управления товарными запасами предприятия.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.54 Кб (Скачать файл)

Управление данной категорией запасов нуждается в доработке, т.к. по нынешнему состоянию запасов данные виды бумаг завозятся вместе со всеми, довольно часто ощущается нехватка того или иного вида популярного товара, т.к. невозможно за несколько дней привезти крупную партию товара с завода, находящегося в Китае. С момента заказа бумаги до момента ее фактического завоза на склад проходит около 20 дней.

Во вторую группу включаются товары более низкого, однако достаточно стабильного спроса. Группа В включила в себя 50 процентов от ассортиментных позиций и принесла 30 процентов от общего дохода предприятия а 2012 год. Управление данной группой запасов не составляет труда в связи с предсказуемостью и стабильностью спроса.

Последняя группа товаров – группа С – является наиболее проблематичной и сложной в управлении. В нее традиционно вошли около 30 процентов наименований бумаг, которые принесли минимум дохода предприятию в отчетном году. На складе имеются значительные запасы данных бумаг еще с самого начала деятельности компании, которые были закуплены в большом объеме без предварительного изучения потребительского спроса и остались не востребованы клиентами.

Проведение XYZ-анализа за неимением точных данных было основано на методе экспертных оценок. При разделении ассортимента организации в зависимости от частоты потребления и характера спроса с помощью менеджера предприятия была выведена следующая таблица совмещения двух видов анализов:

 

Таб. 4 Совмещение результатов АВС- и XYZ-анализа

 

X

Y

Z

А

COLOR COPY CLEAR А4; Маджестик Настоящее  золото 250 г./м2, Золотистый топаз, Сияние золота; Шугар Высокобелый, Топленное молоко, Натуральный белый

Серия бумаг Виспер; серия бумаг Тач кавер; DNS premium SRА3

DNS premium А3 300г/м2, Лен 2/s супер белый 300 г./м2, Перо 1/s 246 г./м2; SUNBRITE Digital SRА3

В

Все остальные бумаги серии Маджестик, Супервайт Айвори Борд, серия бумаг Дали, «Conqueror» перламутр (верже)

Кейколор перламутр 300 г./м2, серия бумаг Skin, «Conqueror» белый мрамор (верже)

Серия бумаг Glama Basic (прозрачная калька), серия бумаг Chromolux, Фэнтази картон, Majestic Лунное серебро 120, SUNBRITE Digital

С

Мальмеро 250 г./м2, Curious Color Pearl, серия бумаг Конкуэрор, «Conqueror» кремовый (верже)

Серия бумаг Реакшин, серия бумаг Murillo

Кейколор гладкий тонированный в массе, серия бумаг Marbler Cover


 

 

Группу товаров по каждой ячейке можно проанализировать отдельно. Группа АХ имеет высокий вклад в сбыт, высокую степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления. Ячейка AY – высокий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности.

Наиболее сложны в управлении и требуют отдельного внимания товары групп CY и CZ.

 

 

3. Рационализация товарных запасов как элемента системы распределения

 

3.1 Рекомендации  по изменению структуры товарных  запасов

 

Как было описано в первой главе, большое значение для рационализации товарных запасов предприятия имеют такие инструменты, как ABC- и XYZ-анализ. Исходя из проведенного выше анализа, можно сделать выводы относительно возможных рекомендаций по улучшению организации управления товарными запасами.

Как уже было сказано во второй главе, данные виды бумаг завозятся вместе со всеми, довольно часто ощущается нехватка того или иного вида популярного товара, т.к. невозможно за несколько дней привезти крупную партию товара с завода, находящегося в Китае. С момента заказа бумаги до момента ее фактического завоза на склад проходит около 20 дней.

Существенные рекомендации по данному вопросу заключаются, во-первых, в отделении заказа товаров группы А от остальной партии, т.к. при наборе заказа остальные товары «тормозят» момент закупки. Это связано с меньшей их оборачиваемостью и популярностью.

Обратив внимание на то, что ООО «Арт-лист» является дочерней компанией предприятия ООО «Смик студия» и располагается с ним в одном здании, присмотримся к управлению запасами в ООО «Смик студия». Китайские поставщики так же являются для нее основными контрагентами, совпадают так же направления размещения завов-поставщиков как у ООО «Смик студия», так и у ООО «Арт-лист». Следовательно, исходя из общего направления грузопотока, можно те мелкие партии товаров группы А, которые необходимы, но довольно дороги по закупочным издержкам, присоединять к удобным партиям поставки компании ООО «Смик студия». Это позволит сэкономить обеим организациям, понижая транспортные издержки за счет объема партии, а также предоставит ООО «Арт-лист» конкурентное преимущество в виде постоянного достатка товара группы А.

При расчете оптимальной партии заказа я пользовалась моделью экономически обоснованного заказа. Если взять за константу стоимость оформления одного заказа, которая включает в себя транспортировку и оформление документов, она будет равна 25000 рублей. Однако мы определили для товаров группы А, что будем их возить вместе с другими товарами. Следовательно, затраты на оформление можно условно разделить минимум на 3 (исходя из экспертной оценки директора), что приводит к уменьшению суммы до 8500 рублей (экономия для дополнительных заказов – 17 500 рублей). Стоимость хранения на арендованном складе для таких групп товаров сложно посчитать, однако возьмем стоимость аренды склада и пропорционально уменьшим до площади, которую занимают данные запасы. Получится около 5% от общей стоимости 36 800 рублей, в итоге получается незначительная сумма 1840.

Потребность в популярных товарах за август 2013 г. составила порядка 250 000 рублей – более 50% от выручки за месяц. При выборе подобных показателей оптимальный объем заказа – по 132 единицы товара. Следовательно, для каждой ассортиментной позиции из группы А это составит около 9 упаковок условно.

При этом важно помнить, что наша экономия в основном зависит от частоты совместных поставок и снижения издержек на доставку. Повышение оборачиваемости и постоянное присутствие товара может дать эффект минимум на 130000 рублей для каждой категории товаров – стоимость одной упаковки дизайнерской бумаги множится на количество дополнительно реализованных товаров.

При проведении XYZ-анализа обнаруживается, что в организации имеется группы товаров, которые в матрице совмещения двух анализов находятся на пересечении групп С и X, т.е. они приносят меньше всего дохода и на них маленький, предсказуемый спрос. Таких «омертвелых» запасов в компании имеется на сумму порядка 65 тысяч рублей. Именно эта категория существенно снижает оборачиваемость товаров и лежит «мертвым» грузом на складе, занимая место довольно длительное время. Массовая закупка таких товаров осуществлялась еще в начале деятельности организации, и вот уже два года спрос на категорию остается крайне низким.

Их вариантов решения данной проблемы можно предложить более активную реализацию через ООО «Смик студия», которая может предлагать данные товары своим клиентам, тем самым повысить вероятность увеличения спроса. Так же верным способом повышения спроса является снижение цены на данные товары и их более активное продвижение для своих клиентов. Некоторая часть данных товаров может отдаваться в «подарок» клиенту при покупке определенного вида товаров из группы А в том случае, если этот товар куплен без агентской и корпоративной скидки, которая предоставляется постоянным клиентам.

Предложенные изменения в структуре запасов дадут возможность более полно удовлетворять спрос потребителей, а также освободят склад от залежавшихся запасов, что даст возможность расширения ассортимента. Изменение структуры товарных запасов напрямую повлияет на оборачиваемость запасов, рассмотрим его экономический эффект в следующем пункте.

 

3.2 Улучшение показателей  оборачиваемости товарных запасов

 

Как было сказано выше, изменение структуры товарных запасов может положительно повлиять на показатели оборачиваемости, что высвобождает денежные средства для предприятия из оборота и, как следствие, благоприятно сказывается на финансовом состоянии компании.

Чем больше выручка и меньше средняя стоимость оборотных активов, тем больше общий коэффициент оборачиваемости для оборотных активов. Можно так же сказать, что чем больше себестоимость продаж и меньше средняя месячная стоимость запасов, тем лучше коэффициент оборачиваемости запасов. Предположим, что в 2012 г. у компании не было «мертвых» запасов на 65 тысяч рублей. Следовательно, стоимость годовых запасов с 631 тысячи рублей снизилась бы до 566 тысяч рублей. Предположив, что себестоимость продаж осталась на прежнем уровне, можно рассчитать условный коэффициент оборачиваемости запасов, который равен 5,6. Скорость оборота также уменьшилась бы до 6 дней.

Можно рассчитать экономический эффект от внедрения данных рекомендаций. Изменение скорость оборачиваемости составили одни день, следовательно, при умножении данного числа на однодневную себестоимость продаж в 2012 г., можно рассчитать экономический эффект в денежном выражении. Условно при внедрении вышеописанных рекомендаций компания могла бы сэкономить порядка 10 тысяч рублей каждый месяц посредством высвобождения их из оборота.

Также не стоит забывать, что на коэффициент оборачиваемость запасов напрямую влияет объем продаж. Чем больше продаж, тем больше коэффициент оборачиваемости и тем быстрее оборачиваются товары, высвобождая денежные средства и принося прибыль.

Рекомендации по рационализации товаров группы А дают возможность удовлетворять потребности клиентов более полно за счет постоянного наличия популярных товаров. Это касается, в первую очередь, покрытия неудовлетворенного вследствие отсутствия популярных товаров спроса. По средним подсчетам, компания в месяц теряет порядка 5% прибыли за счет отсутствия товаров группы А. Следовательно, чистая прибыль в год могла бы увеличиться на 5%, что составило бы порядка 14 тысяч рублей. Положительное влияние на коэффициент оборачиваемости составило бы порядка +0,159, и он бы составил 5,9. Условно можно выразить экономический эффект в размере 10 тысяч рублей.

Во-вторых, указанные выше мероприятия напрямую влияют на имидж организации в глазах клиентов. Компания, способная максимально удовлетворять спрос, смотрится гораздо привлекательнее, чем организация, где в нужный момент нельзя приобрести необходимые материалы.

Плюс маркетинговое продвижение товаров группы С и реализация «подарочных» кампаний даст клиентам ощущение более полного ассортимента услуг, предоставляемых ООО «Арт-лист». Деятельность каждой организации направлена на удовлетворение потребностей клиентов. Чем выше удовлетворенность спроса, тем выше себестоимость продаж товаров. Следовательно, растет чистая прибыль и ускоряется время оборота запасов, товары не залеживаются на складе.

Рациональное и грамотное управление запасами даст компании ООО «Арт-лист» реальную возможность повысить свои финансовые результаты, что немаловажно для организации, которая только недавно встала на путь уверенного развития и для которой каждый рубль из объема чистой прибыли жизненно необходим. А заложенный в начале деятельности положительный образ компании в глазах клиентов обеспечит компании выгодную нишу на хабаровском рынке.

товарный запас экономический

 

 

Заключение

 

По итогу выполненной курсовой исследовательской работы можно сказать, что теоретическое изучение основных элементов управления запасами в системе распределения выполнено в достаточном объеме и с использованием соответствующей научной и учебной литературы. В курсовой работе были выделены особенности запасов как элемента системы распределения и выявлены такие способы их анализа, как ABC- и XYZ-анализ.

В ходе анализа деятельности и состояния товарных запасов оптовой торговой компании ООО «Арт-лист» были проанализированы финансовые результаты и такие отдельные показатели, характеризующие состояние товарных запасов, как коэффициенты оборачиваемости товарных запасов и скорость одного оборота товарных запасов в днях.

В рекомендательной части работы, исходя из проведенного анализа, были выработаны мероприятия по ускорению темпов оборачиваемости и повышению коэффициента оборачиваемости, что может привести организацию к повышению финансовых результатов и, как следствие, к повышению чистой прибыли, рентабельности продаж и более успешной торговой деятельности. Приблизительный прирост выручки в месяц от внедрения рекомендаций – 130 000 рублей, а снижение расходов ожидается на уровне 30 000 рублей в месяц.

В качестве заключения можно сделать вывод, что любая динамично развивающаяся оптовая торговая организацию нуждается в рациональном управлении товарными запасами, которые являются основой ее деятельности и при неграмотном управлении могут привести компанию к ухудшению финансовых результатов.

 

Список использованных источников

 

  1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2008. – 895 с.
  2. Бродецкий Г.Л. Управление запасами. – М.: Эксмо, 2007. – 400 с.
  3. Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 484 с.
  4. Залманова М.И. Закупочная и распределительная логистика. Саратов, 2011. – 352 с.
  5. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон Управление снабжением и запасами. – М.: Виктория плюс, 2006. – 768 с.
  6. Неруш Ю.М. Логистика. – ТК Велби, 2006. – 520 с.
  7. Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. – С.-Пб.: Питер, 2006. – 188 с.
  8. Степанов В.И. Логистика: Учебник. – М.: Велби, Проспект, 2006. – 458 с.
  9. Степанов В.И. Материально-техническое снабжение. – М.: Академия, 2009. – 445 с.
  10. Логистика и управление цепями поставок \\ Современные технологии создания логистической инфраструктуры. – Статья «Управление запасами в условиях риска». – НИУ ВШЕ, 2011
  11. Сайт «Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью» /http://www.marketing.spb.ru/read/m19/4.htm (дата обращения: 02.11.2013)
  12. Википедия – свободная энциклопедия/http://www.vikipedia.ru (дата обращения: 02.11.2013)
  13. Евразийский международный научно-аналитический журнал/ http://www.etsaj.ru ((дата обращения: 02.11.2013)
  14. Инновационный подход в логистике/http://www.logistics-world.com/innovations_p.htm (дата обращения: 02.11.2013)

Информация о работе Управление запасами как элемент системы распределения