Управление запасами как элемент системы распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение состава и структуры товарных запасов, выявление «узких» мест в системе распределения.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие основные задачи выполнения курсовой работы:
1) изучение теоретического материала по вопросам управления запасами и выделения особенностей для запасов готовой продукции;
2) характеристика системы управления товарными запасами на предприятии ООО «Арт-лист»;
3) анализ и выработка рекомендательной базы по повышению эффективности управления товарными запасами предприятия.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.54 Кб (Скачать файл)

Поставка бумаги осуществляется напрямую с заводов-изготовителей в Китае. В городе Суйфеньхе осуществляется конечная комплектация заказов организации со всех заводов, далее формируется единая грузовая единица и осуществляется перевозка до Хабаровска железнодорожным транспортом. Груз приходит в терминал транспортной компании-партнера, где осуществляется перегрузка на автотранспорт и доставляется до погрузочных ворот ООО «Арт-лист». Разгрузка осуществляется собственными силами. Поставки осуществляются ориентировочно раз в месяц, чаще – по мере надобности.

В связи с прямой закупкой у поставщиков, цены на бумагу на порядок ниже, чем у конкурентов. Стоимость дизайнерской бумаги за лист формата А1 колеблется от 75 до 160 рублей. Предоставляется возможность использования системы скидок: стоимость листа при покупке от одной пачки дизайнерской бумаги снижается на 5 рублей, что при таком объеме является серьезной уступкой. Не предоставляются никакие другие виды скидок, только от объема.

Специфика деятельности ООО «Арт-лист» заключается в том, что оно является дочерней организацией компании ООО «Смик студия», функционирует с ним в одном здании. ООО «Смик студия» – одна из крупнейших типография на Дальнем Востоке, и создание дочерней организации в первую очередь мотивировалось удовлетворением потребностей собственной типографии, и только потом – для продажи клиентам. ООО «Смик студия» осуществляет закупку бумаги у «Арт-листа» по себестоимости, что составляет порядка 50 процентов от розничной цены.

Основную информационную поддержку осуществляет программа «1С: Торговля и склад». Расчеты возможны как наличными, так и по безналичному расчету. Компания работает без НДС.

 

2.2 Экономический  анализ деятельности ООО «Арт-лист»

Для выявления положения финансовых результатов ООО «Арт-лист» мною были проанализированы данные о предприятии, взятые из бухгалтерской отчетности за 2012 г. и налоговой декларации по налогу на прибыль организации также за 2012 г.

Для наглядного представления данных о финансовых результатах компании и анализа динамики показателей мною была составлена следующая таблица:

 

Таб. 1 Анализ финансовых результатов

Показатель

2011 г.

2012 г.

Удельный вес

Изменения

2011 г.

2012 г.

в сумме

в%

Выручка от продаж

366,00

4087,00

563,08

1216,37

3721,00

1116,67

Себестоимость продаж

277,00

2941,00

426,15

875,30

2664,00

1061,73

Валовая прибыль

89,00

1146,00

136,92

341,07

1057,00

1287,64

Коммерческие расходы

22,00

806,00

33,85

239,88

784,00

3663,64

Прибыль от продаж

67,00

340,00

103,08

101,19

273,00

507,46

Прочие расходы

2,00

4,00

3,08

1,19

2,00

200,00

Прибыль до налогообложения

65,00

336,00

100,00

100,00

271,00

516,92

Текущий налог на прибыль

13,00

67,00

20,00

19,94

54,00

515,38

Чистая прибыль

52,00

269,00

80,00

80,06

217,00

517,31


 

 

В компании ООО «Арт-лист» в 2012 г. по сравнению с 2011 г. прибыль от продаж выросла на 273 тысячи рублей, что составило в динамике 507,46%. Данное явление можно объяснить увеличением выручки с 366 тысяч рублей до 4087 тысяч рублей, на 3721 тысячу рублей и на 1116% соответственно. Также на показатель изменения прибыли от продаж повлияло изменение себестоимости продаж с 277 тысяч рублей до 2941 тысячи рублей (увеличение к отчетному году на 2664 тысячи рублей и на 1061% соответственно). Отрицательное влияние на динамику роста прибыли от продаж имеют коммерческие расходы, увеличившиеся с 22 тысяч рублей в 2011 г. до 806 тысяч рублей в 2012 г., что составило колоссальный рост на 784 тысячи рублей и на 3663% соответственно.

Прибыль до налогообложения увеличилась с 65 тысяч рублей в 2011 г. до 336 тысяч рублей в 2012 г., положительное изменение составило 271 тысячу рублей и 516% соответственно. Такое резкое увеличение объясняется влиянием описанных выше факторов и незначительным увеличением прочих расходов (с 2 тысяч рублей в 2011 г. до 4 тысяч рублей в 2012 г. – в 2 раза), однако отрицательное влияние данного фактора практически не повлияло на положительную динамику роста прибыли до налогообложения.

Чистая прибыль в 2012 г. составила 269 тысяч рублей, что, по сравнению с аналогичным показателем 52 тысячи рублей в 2011 г., составило рост в объеме 217 тысяч рублей и динамичным ростом на517%. За неимением в отчетности данных об отложенных налоговых обязательствах и долгосрочных активах, такой рост вышеуказанного показателя характеризуется ростом предыдущих показателей. Несмотря на тот факт, что в 2012 г. текущий налог на прибыль составил порядка 67 тысяч рублей и увеличился на 54 тысячи рублей (515%) в сравнении с 13 тысячами рублей по 2011 г., отрицательного влияния динамика роста налога на прибыль не дала.

Если говорить об изменении структуры финансовых результатов, то необходимо обратить внимание на графу «Удельный вес» в таблице 1. Данный показатель определяет удельный вес каждого фактора по отношению к прибыли до налогообложения соответствующего периода. В сумме, при учете отрицательного влияния некоторых факторов, данный столбец по каждому году дает 100%.

Анализируя структуру финансовых результатов, можно сказать, что удельный вес прибыли от продаж по отношению к прибыли до налогообложения в 2011 г. составлял 103% и в 2012 г. снизился до 101%. Удельный вес чистой прибыли с 80% в 2011 г. увеличился на 0,06% и в 2012 г. составил 80,06%. На такое изменение повлиял тот факт, что удельный вес текущего налога был снижен на тот же незначительный процент в размере 0,06% и в 2012 г. составил 19,94%.

Удельный вес выручки от продаж, себестоимости продаж, валовой прибыли коммерческих расходов также сильно увеличился, это характеризуется сильным ростом данных показателей.

Для более полного анализа финансовых результатов предприятия необходимо изучить показатели рентабельности предприятия:

 

Таб. 2 Анализ рентабельности

Показатель

2011 г.

2012 г.

Отклонения

Выручка от продаж

366,00

4087,00

3721,00

Прибыль от продаж

67,00

340,00

273,00

Прибыль до налогообложения

65,00

336,00

271,00

Средняя ст-ть мат. обор. средств

605,00

542,00

-63,00

Рентабельность продаж, %

18,31

8,32

-9,99

Общая рентабельность, %

10,74

61,99

51,25

Прибыль на рубль выручки

0,18

0,08

-0,10


 

 

При анализе таблицы 2 видно, что рентабельность продаж упала почти на 10% в сравнении с 2011 г. и в 2012 г. составила все 8,32%. Такую динамику легло объяснить, проведя факторный анализ рентабельности продаж, который показал, что за счет роста прибыли от продаж рентабельность продаж могла бы увеличиться на 73,49%. Однако за счет увеличения выручки от продаж, показатель которой расположен в знаменателе формулы расчета рентабельности от продаж, рентабельность продаж снизилась на 83,48%. В сумме влияние факторов дало изменение рентабельности прибыли на имеющуюся в таблице 2 сумму 9,99%. Можно сказать, что динамика роста выручки от продаж опережает рост показателя прибыли от продаж.

Из таблицы 2 видно, что общая рентабельность, в отличии от рентабельности продаж, существенно выросла на 51% и в 2012 г. составила 61,99%. При проведении факторного анализа общей рентабельности можно сказать, что за счет увеличения прибыли до налогообложения общая рентабельность увеличилась на 44,79%. В то же время средняя стоимость материальных оборотных средств (запасов) снизилась на 63 тысячи рублей и увеличила показатель общей рентабельности на 6,46%. В итоге оба фактора увеличили общую рентабельность на 51,25%.

В качестве общего вывода можно отметить бурный рост показателей финансовых результатов предприятия, что обусловлено «молодостью» организации и развивающимся характером ее деятельности.

 

2.3 Характеристика  товарных запасов ООО «Арт-лист»

 

Как было отмечено выше, ООО «Арт-лист» – предприятие, специализирующееся на оптовой торговле дизайнерской бумагой. Из этого можно сделать вывод, что все запасы, находящиеся на балансе предприятия, относятся к запасам системы распределения, т.к. предназначены для продажи.

Чтобы охарактеризовать товарные запасы как элемент финансового состояния предприятия, необходимо проанализировать следующие данные:

 

Таб. 3 Анализ состава / структуры оборотных активов ООО «Арт-лист»

Оборотные активы

Состав ОА, т.р.

Темп роста

Структура ОА, т.р.

2011

2012

Изменение

2011

2012

Изменение

Запасы

453,00

631,00

178,00

139,29

52,31

50,36

-1,95

НДС

8,00

130,00

122,00

1625,00

0,92

10,38

9,45

Дебиторская задолженность

369,00

379,00

10,00

102,71

42,61

30,25

-12,36

Денежные средства

36,00

113,00

77,00

313,89

4,16

9,02

4,86

Итого

866,00

1253,00

387,00

144,69

100,00

100,00

 

 

 

Анализ оборотных активов ООО «Арт-лист» выявил, что в структуре оборотных активов предприятия как в 2011 г., так и в 2012 г. преобладают товарные запасы (453 тысячи рублей и 631 тысяча рублей соответственно), занимая 52,31% от общего количества оборотных активов в 2011 г., а 2012 г. – 50,36%. Незначительное снижение обусловлено увеличением общей суммы оборотных активов и увеличением доли других статей (денежные средства, НДС).

Далее, проведя анализ оборачиваемости оборотных активов можно сказать, что общий коэффициент оборачиваемости как отношение выручки от продаж к средней стоимости оборотных средств в 2011 г. был равен 0,61, а к 2012 г. вырос до 3,86. Продолжительность оборота благоприятно снизилась с 588 дней в 2011 г. до 93 дней в 2012 г., за счет увеличения выручки на 3721 тысячу рублей.

Для расчета коэффициента оборачиваемости запасов используется формула соотношения себестоимости продаж к среднегодовой величине запасов. В 2011 г. средняя стоимость запасов составила 326,5 тысяч рублей, а себестоимость продаж – 277 тысяч рублей. Коэффициент оборачиваемости запасов в 2011 г. был равен 0,848. В 2012 г. средняя величина запасов составила 542 тысячи рублей, а себестоимость продаж – 2941 тысячу рублей. Следовательно, коэффициент оборачиваемости в 2012 г. вырос и составил 5,426.

Если говорить о днях оборота, то в 2011 г. данный показатель составил 52 дня, в то время как в 2012 г. этот же коэффициент составляет около 7 дней. Колоссальное снижение скорости оборота говорит о положительных тенденциях финансового состояния предприятия и о высвобождении денежных средств из оборота.

В целом, товарные запасы имеют большую ценность для оптовой торговой компании, что подтверждается их местом в составе оборотных активов предприятия. Тенденции динамики изменения товарных запасов говорят о развитии организации и улучшении показателей оборачиваемости.

Управление запасами осуществляется директором компании Астафьевой Натальей Юрьевной, что обусловлено небольшой численностью коллектива и разделением трудовых функций.

Уровень запасов контролируется через адаптированную версию программы «1С: Торговля и склад», где можно посмотреть количество определенного товара на остатках. Сам товар хранится на складе, находящемся в соседнем помещении с офисом, где осуществляется непосредственная реализация.

Особенностью товара является то, что его довольно сложно пересчитывать. Связано это со спецификой продукта. Счет идет на коробки, в которых может быть от 100 до 500 листов. Проблемой является тот факт, что «Арт-лист» является дочерней компанией рекламно-производственной организации «Арт-смик», и бумага, которую реализует «Арт-лист», используется также для нужд «Арт-смик». В конце месяца «Арт-лист» выставляет компании общий счет за всю использованную за месяц бумагу, и списание осуществляется всего один раз в месяц. То есть, бумаги может уже по факту не быть, а по «1С» могут отображаться мнимые остатки.

Бумага заказывается у поставщиков один раз в месяц, длительность доставки – от 2 недель с момента подачи заявки через Интернет. Объем заказа по отдельным позициям определяется непосредственно директором на основании экспертной оценки. Как такового общего алгоритма для определения объема поставки не существует.

Анализируя структуру товарных запасов, можно сказать о различном объеме потребления отдельных позиций ассортимента и о различном объеме существующих товарных запасов. В организации есть как товары, спрос которых превышает предложение – популярные бумаги – и постоянно растет, так и категории товаров, по которым имеются значительные объемы товарных запасов, тормозящие увеличение оборачиваемости.

Для рационализации товарных запасов предприятия имеют такие инструменты, как ABC- и XYZ-анализ. Начнем с АВС-анализа.

Объектом анализа в данном случае является ассортимент товарных запасов предприятия, критерием – доходность от каждой товарной позиции. Исходя из данных маркетингового анализа, проведенного на предприятии, 18 видов дизайнерских и полиграфических бумаг, среди которых серия Touch Cover из 3 видов, серия Majestic из 6 видов и белый лен (перо), принесли компании накопительным итогом более 45 процентов дохода за отчетный 2012 год, а именно – 1946, 4338 тысяч рублей. Такие показатели можно объяснить тем, что активно продаваемых и популярных и, что наиболее важно, универсальных видов бумаг немного, как раз около 20 процентов от общего числа.

Информация о работе Управление запасами как элемент системы распределения