Элементы системы управления кредитным риском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 00:48, контрольная работа

Описание работы

В широчайшем понимании кредитный риск — это неопределенность относительно полного и своевременного выполнения заемщиком своих обязательств согласно условиям кредитной сделки. Кредитный риск характеризует экономические отношения, которые возникают между двумя контрагентами — кредитором и заемщиком — по поводу перераспределения финансовых активов.

Файлы: 1 файл

Элементы системы управления кредитным риском.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Элементы системы управления кредитным риском

 

В широчайшем понимании  кредитный риск — это неопределенность относительно полного и своевременного выполнения заемщиком своих обязательств согласно условиям кредитной сделки. Кредитный риск характеризует экономические отношения, которые возникают между двумя контрагентами — кредитором и заемщиком — по поводу перераспределения финансовых активов.

Основные элементы системы управления риском кредитного портфеля банка:

1) диверсификация;

2) лимитирование;

3) создание резервов для возмещения потерь за кредитными операциями коммерческих банков;

4) секъюритизация.

Поскольку между  каждой парой контрагентов составляются собственные отношения, которые  не повторяются и не могут быть вымерены точно, то процесс оценивания кредитного риска довольно сложно подвергается формализации. Кредитный риск имеет определенные особенности, которые должен принимать во внимание менеджмент банка в процессе управления.

  Оценка кредитного риска содержит больше субъективизма сравнительно с другими финансовыми рисками, в частности ценовыми. Ведь риск изменения валютного курса или процентной ставки оценивается всеми участниками рынка, а не одним банком. Это разрешает в процессе анализа этих рисков полагаться не только на собственную мысль, но и учитывать сигналы из рынка. Итак самая экономическая сущность ценовых рисков оказывает содействие формированию объективных представлений об их уровне. Относительно кредитного риска такой возможности нет, поэтому кредитный риск имеет индивидуальный характер, связанный с каждым конкретным заемщиком. Кроме того, элемент субъективизма содержит и оценка финансового состояния и моральных качеств заемщика, который осуществляется кредитором. Оценка уровня кредитного риска одного и того самого заемщика может отличаться от банка до банка.

Вторая особенность  вытекает с предыдущей и состоит  в потому, что для анализа кредитного риска не могут быть применены  методы статистики или теории вероятности, широко используемые для оценки других рисков. Как известно, эти методы направлены на выявление статистических закономерностей, под которыми понимают повторяемость, последовательность и порядок в массовых процессах. Но кредитный риск вследствие преобладания индивидуальной составляющей плохо описывается понятием статистической совокупности, поэтому в процессе оценивания кредитного риска преимущество следует отдавать не статистическим приемам, а индивидуальной работе с заемщиком. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных банкиров, которые для определения кредитного риска широко пользуются такими приемами, как индивидуальные беседы с потенциальным заемщиком, посещение предприятия, фундаментальный анализ общего состояния области, в которой работает заемщик.

  Итак, с теоретической точки зрения для оценки каждого отдельного кредитного риска должны быть применена специально созданная для этого методика, которая бы разрешала учесть все особенности конкретного заемщика. Конечно, на практике реализовать такой подход довольно сложно, и и не всегда целесообразно. Кроме того, определенные характеристики заемщика, например его моральные качества или репутация, которые указывают на намерения относительно возвращения кредита, не могут быть вымеренные количественно. Поэтому в процессе анализа применяют определенные формализованные процедуры и методики, которые разрешают оценить основные параметры платежеспособности заемщика, абстрагируясь от второстепенных. Хотя иногда именно второстепенные с точки зрения кредитора факторы, на которые он своевременно не обратил внимания, становятся причиной повышения кредитного риска.

В-третьих, кредитные  риски той или другой мерой  сопровождают все активные (а не только кредитные) операции банка, поэтому  потребность в оценке кредитного риска возникает в банка постоянно. И вдобавок собственно кредитные  операции сопровождаются не только кредитным, а и другими рисками: процентным - за предоставление кредита под плавающую ставку, инфляционным - за выдачи долгосрочного кредита под фиксированную ставку, валютным - за предоставление ссуды в иностранной валюте и др. Итак, в процессе управления следует четко отличать кредитный риск, связанный с невозвращением основной суммы долга и процентов, от других видов риска, так как к ним применяются разные методы управления.

Таким образом, проблема снижения кредитного риска  банка существенно зависит от совершенства применяемых банком методов его оценивания. Эти методы могут быть унифицированы лишь к определенной мере, ведь каждый банк имеет собственную клиентуру, свой сегмент рынка, отраслевую специфику, конкретные возможности. Избранные банком методики должны максимально учитывать эти особенности и воплощать дифференцированный подход к оценке кредитного риска, ведь показатели, за которыми оценивается деятельность одних заемщиков, могут быть совсем неприемлемыми для других. Тем не менее минимальный уровень унификации методики оценивания кредитного риска есть необходимым, ведь это помогает банкам разработать собственную систему поддержки управленческих решений из предоставление ссуд и обеспечивает заданный уровень качества кредитного портфеля банка.

 Поиск оптимального  соотношения между унификацией  и дифференциацией в подходах  к оценке кредитного риска  осуществляется и в отечественной  банковской практике. Дифференциация  обеспечивается через кредитную  политику, которую каждый банк  формирует учитывая свою стратегию и на собственное усмотрение, а унификация - через методику анализа, разработанную НБУ для формирования резерва под кредитные риски. Практика свидетельствует, что процесс формирования методики анализа кредитных рисков происходит итеративно, поскольку и методика НБУ, и методы кредитного анализа банков постоянно пересматриваются, уточняются, совершенствуются.

Управление  кредитным риском банка осуществляется на двух уровнях соответственно причинам его возникновения — на уровне каждой отдельной ссуды и на уровне кредитного портфеля в целом.

 

Основные причины  возникновения кредитного риска  на уровне отдельного кредита:

- неспособность заемщика к созданию адекватного денежного потока;

- риск ликвидности залога;

- моральные и этические характеристики заемщика.

К факторам, которые  увеличивают риск кредитного портфеля банка, принадлежат:

- чрезмерная концентрация - сосредоточение кредитов в одном из секторов экономики;

- чрезмерная диверсификация, которая приводит к ухудшению качества управления при отсутствии достаточного количества высококвалифицированных специалистов со знаниями особенностей многих областей экономики;

- валютный риск кредитного портфеля;

- несовершенная структура портфеля, если его сформировано лишь с учетом потребностей клиентов, а не самого банка;

- недостаточная квалификация персонала банка.

К методам управления риском отдельного кредита принадлежат:

1) анализ кредитоспособности  заемщика;

2) анализ и  оценка кредита;

3) структурирование  ссуды;

4) документирование  кредитных операций;

5) контроль  за предоставленным кредитом  и состоянием залога.

Особенность перечисленных  методов состоит в необходимости  их последовательного применения, поскольку  одновременно они являются этапами  процесса кредитования. Если на каждом этапе перед кредитным работником поставлена задачи минимизации кредитного риска, то правомерно рассматривать этапы процесса кредитования как методы управления риском отдельной ссуды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление операционным риском

 

Операционный риск (англ. Operational risk) — риск, связанный с выполнением компанией бизнес-функций, включая риски мошенничества и внешних событий. Чаще всего принимается определение, данное в Базель II:

Операционный  риск - риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. Это определение включает юридический риск, но исключает стратегический и репутационный риски.

Более развернуто: операционный риск - это риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Операционный  риск присущ всем банковским продуктам, направлениям деятельности, процессам  и системам, и эффективное управление операционным риском всегда является одним из основных элементов системы управления рисками банка. В мировой банковской практике управление операционными рисками является ключевой и первостепенной задачей. В большинстве российских банков управление операционными рисками находится в "начальном" состоянии. Согласно опросу Центробанка в 2012г., в России операционный риск занимает 3–4-е место среди основных банковских рисков.

 

Основные факторы  операционного риска связаны:

- со случайными или преднамеренными действиями людей или организаций, направленными против интересов организации, в том числе несоблюдением требований законодательства и предусмотренных внутренних правил и процедур;

- с несовершенством организационной структуры (распределения обязанностей подразделений и работников), порядков и процедур, а также их документирования, неэффективностью внутреннего контроля и т.д.;

- со сбоями в функционировании систем и оборудования;

- с внешними обстоятельствами вне контроля организации.

 

Система управления операционными рисками – комплекс организационных, методических, информационных средств, направленных на предупреждение возможных операционных рисков, минимизацию отрицательных последствий и недопущения повторных инцидентов операционного риска. Управление операционными рисками призвано обеспечить снижение убытков организаций от различного рода инцидентов операционного риска, обеспечить менеджмент компании системой формирования "планов мероприятий по предупреждению операционных рисков" и "планов действий при наступлении инцидентов операционного риска".

 

Методы управления операционными рисками:

- риск-аудит операций, процедур и направлений деятельности;

- сбор и анализ внутренних и внешних данных по операционным рискам;

- мониторинг ключевых индикаторов риска (KRI) ;

- оценка (включая сценарный анализ) и самооценка операционного риска бизнес-подразделениями;

- регламентация бизнес-процессов (внутренних правил и процедур) ;

- контроль соблюдения законодательства и внутренних правил и процедур;

- контроль информационно-технологических рисков;

- обучение и совершенствование системы мотивации персонала;

- автоматизация бизнес-процессов, в том числе отдельных (стандартных) процедур контроля;

- регулярная внутренняя отчетность по операционным рискам;

- разработка планов по обеспечению непрерывности деятельности и действий на случай реализации операционных рисков;

- страхование от операционных рисков;

- аутсорсинг отдельных функций;

 

Ключевой индикатор операционного  риска (KRI, в русском варианте - КИР  или КИОР) - показатель, используемый для отслеживания и прогнозирования фактов реализации операционного риска.

Ключевые индикаторы риска  используются для регулярного (с  различной периодичностью - в зависимости  от ключевого индикатора риска) мониторинга  подверженности риску, проявления риска и источников (причин) потерь.

 

Значительные объемы операций, высокая сложность внутренних бизнес-процессов  и технологий, большое количество задействованных в процессах  структурных подразделений - далеко не полный перечень факторов, подвергающих современные финансовые учреждения операционным рискам. И хотя на текущий момент у отечественных компаний, предоставляющих финансовые услуги, сформировалось четкое понимание необходимости управления операционными рисками, зачастую в этом процессе возникают проблемы, связанные с отсутствием методологических и информационно-технологических средств идентификации, контроля и мониторинга операционных рисков. Одновременно, существующие рекомендации Базельского межбанковского комитета, касающиеся в первую очередь крупных финансовых учреждений, вынуждают их создавать системы управления операционными рисками для повышения "кредита доверия" и рейтинга надежности.

Необходимо отметить, что  процесс идентификации и классификации  операционных рисков может натолкнуться в крупных банках на серьезные проблемы, связанные с отсутствием моделей бизнес-процессов финансового учреждения, без которых не возможно точно определить участки возникновения рисков (функции, процедуры процессов), частоту возникновения (количество риска за период), оценить размеры потерь и вероятность их наступления. Существующие подходы интеграции моделей процессов организации и операционных рисков позволяют сегодня решать подобные проблемы.

Другой не менее важной проблемой, связанной с процессом  построения системы управления операционными рисками является получение внутренней и внешней аналитической отчетности в различных информационных срезах данных (например, количестве риска в технологическом процессе, размере потерь на структурное подразделение и т.д.). Решением подобной проблемы может служить применение систем моделирования и анализа процессов, поддерживающих функции описания и контроля операционных рисков, а также поддерживающих возможность интеграции с внешними системами (для импорта расчетных данных и экспорта отчетной информации).

Информация о работе Элементы системы управления кредитным риском