Управление закупочной деятельностью оптового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Организация коммерческой деятельности и совершенствование оптовой торговли неразрывно связана с организацией снабжения товарами торговой сети, то есть с организацией закупок.
Коммерческая деятельность представляет, пожалуй, самое новое направление в работе предприятий, получившее развитие в связи с формированием рыночных отношений в экономической системе России, что в значительной мере определяет тот интерес, который проявляется к ней со стороны участников процесса производства товаров, поскольку этот интерес напрямую связан с возможностями работы предприятий и зачастую определяет дальнейшее его существование

Содержание работы

Введение
1. Коммерческая деятельность по организации закупочной работы: сущность, значение, оценка эффективности
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности на потребительском рынке и её особенности в оптовых предприятиях
1.2 Понятие закупок, их роль и значение
1.3 Организация закупочной деятельности: задачи, функции и её особенности в оптовой торговле
1.4 Оценка эффективности коммерческой деятельности по закупочной работе
2. Исследование закупочной деятельности оптового предприятия ИП Ларцева И.В.
2.1 Краткая торгово-организационная и экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация коммерческой работы по закупке товаров
2.3 Оценка закупочной деятельности оптового предприятия
3. Рекомендации по повышению эффективности закупочной деятельности оптового предприятия ИП Ларцева И.В.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Управление закупочной деятельностью оптового предприятия.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

2.3 Оценка закупочной деятельности  оптового предприятия

Ассортимент реализуемых исследуемым предприятием торговли товаров состоит из четырех групп товаров: средства по уходу за волосами, средства по уходу за телом, косметика и парфюмерия.

Для анализа ассортимента данного предприятия сгруппируем его в таблицу.

Таблица 2.7. Анализ ассортимента продукции ИП Ларцева И.В.

 

Широта ассортимента

Насыщенность

Глубина ассортимента

 

Средства по уходу за волосами

Шампуни для волос

- «Белита»

- «Модум»

- «Витэкс»

- «Маграв»

- «Флоралис»

- «Красная линия»

- «Комплимент»

 
 

Бальзамы для волос

Краски для волос

- «Белита»

- «Витэкс»

- «Флоралис»

- «Комплимент»

- «Фара»

- «Бест Колор»

 
 

Средства для укладки волос

- «Nova»

- «Красная линия»

- «Арнест»

 

Средства по уходу за телом

Солнцезащитные средства

Средства для депиляции

- «Флоресан»

- «Пляж»

- «Косметика XXI век»

- «Veet»

- «Маграв»

- «Аквасилк»

- «Флоресан»

 
 

Гели для душа

- «Маграв»

- «Модум»

- «Витэкс»

- «Красная линия»

 

Парфюмерия

Женская туалетная вода

Детская туалетная вода

Мужская туалетная вода

- «City»

- «Bi-es»

- «Новая заря»

- «Rasasi»

- «Новая заря»

- «City»

- «Косметика XXЙ век»

- «City»

- «Bi-es»

- «Новая заря»

- «Rasasi»

 
 

Карандаши для глаз и губ

Губные помады и блески

Туши для ресниц

Тени

- «Triumf»

- «Ffleur»

- «Laura Dion»

- «Ruby Rose»

- «Ffleur»

- «Ruby Rose»

- «Still»

- «Голден Роуз»

- «Triumf»

- «Ruby Rose»

- «Ffleur»

- «Fennel»

- «Голден Роуз»

- «Maybelline»

- «Ffleur»

- «Ruby Rose»

- «Still»

- «Голден Роуз»

- «Triumf»

 
       

Это лишь небольшая часть того товарного ассортимента, который представлен на предприятии ИП Ларцева И.В.

По сравнению с 2007 годом в 2008 году ассортимент был расширен. В частности, в 2008 году в торговый ассортимент предприятия не входили бальзамы для волос и карандаши для глаз и губ, что, по-моему, являлось упущением отдела закупок, так как это дополняющий товар. Для покупателя удобнее и выгоднее приобрести оба вида товара у одного продавца. В 2008 году ассортиментный перечень остался без изменений. Предлагаемый ИП Ларцевой И.В. торговый ассортимент узкий - 4 группы товаров. Однако ассортимент внутри групп достаточно глубок. Следует отметить, что для небольшой развивающейся фирмы это хорошо. Расширение ассортимента в 2008 году было обусловлено спросом покупателей на данные разновидности товара. Судя по увеличению товарооборота в 2008 году, данная мера была оправдана и дала соответствующие финансовые результаты.

Таблица 2.8 - Анализ структуры товарооборота ИП Ларцевой И.В. за 2007 - 2008 гг.

 

Товарная группа

2007 год

2008 год

Отклонения 2008 от 2007 года

Темп роста 2008г. к 2007г., %

 
 

Сумма тыс. руб.

Уд. вес,%

Сумма тыс. руб.

Уд. вес,%

Сумма тыс. руб.

Уд. вес,%

   

Средства по уходу за волосами

17712,2

21,4

24603,4

21,5

6891,2

0,1

138,9

 

Парфюмерия

20156,8

24,3

28457,9

24,8

8301,1

0,5

141,2

 

Средства по уходу за телом

18968,7

22,9

25987,4

22,7

7018,7

-0,2

137,0

 

Косметика

26011,2

31,4

35365,1

31,0

9353,9

-0,4

136,0

 

Итого:

82848,9

100,0

114413,8

100,0

31564,9

-

138,1

 
                 

В течение данного периода отмечается рост товарооборота по всем товарным группам, что объясняется расширением внутригруппового ассортимента товаров и ростом покупательского спроса.

В 2008 году по сравнению с 2007 г. произошло увеличение продаж по группе товаров «Средства по уходу за волосами» на 21,5% или 6891,2 тыс. руб., т.к в 2008 году предприятие заключило не малое количество договоров с клиентами, те которые занимаются продажей данного ассортимента товара. По товарной группе «Косметика» увеличился ассортимент реализуемой продукции, т.к. заключили договора с новыми поставщиками по более низким ценам из этого следует, что продажи по этим группам товаров увеличились в 2008 году по сравнению с 2007 году.

Изменение суммы товарооборота по товарным группам может быть из-за увеличения суммы поступления товаров, некоторого изменения ассортимента товаров. Для повышения продажи товаров необходимо изучать спрос потребителей и расширять ассортимент товаров.

Торговый ассортимент на исследуемом предприятии торговли всегда полный и стабильный. Это достигается вследствие реализуемого на предприятии метода работы, когда основанием для закупки товаров служат, прежде всего, заявки покупателей плюс резервный запас, рассчитываемый по итогам реализации за предыдущие периоды, что возможно благодаря хорошо налаженным связям с поставщиками.

Закупка товара осуществляется по мере необходимости - определенной периодичности не существует в связи с неравномерностью спроса. На предприятии ведется компьютерный учет ТМЦ с помощью специальной программы. Узкая товарная номенклатура позволяет достаточно оперативно и точно отражать приход/отгрузку товара в программе, что позволяет отделу закупок в любой момент получать достоверную информацию об остатках товаров на складе и принимать решения о закупках. Товар приобретается сравнительно небольшими партиями с учетом предполагаемых объема и структуры заявок от покупателей. При этом также учитывается небольшая площадь склада.

Эффективность использования товарных запасов определяется с помощью таких показателей, как время товарного обращения и скорость товарного обращения.

Время товарного обращения (Ов) рассчитывается по следующей формуле (2.1):

Ов = (ТЗ х t) / Р, (2.1)

где ТЗ - средний товарный запас, тыс. руб.;

Р - объем товарооборота предприятия, тыс. руб.;

t - количество дней в  периоде, дни.

На исследуемом предприятии были зафиксированные следующие данные:

ТЗ = 4987,5 тыс. руб.;

Р = 114413,8 тыс. руб.;

t = 365 дней.

Отсюда,

Ов = (4987,5 х 365) / 114413,8 = 15,9 дней

Оптимальное значение данного показателя составляет 20-25 дней. При слишком низком значении данного показателя происходит дефицит товара, и предприятие недополучает объёма товарооборота и соответственно желаемой суммы прибыли.

Следовательно, исследуемому предприятию торговли ИП Ларцева И.В. необходимо в значительной мере повысить количество своих товарных запасов. Следующим показателем эффективности использования товарных запасов является скорость товарного обращения (От), которая показывает, за сколько оборотов обернется средний товарный запас для получения объема продаж в данном периоде, и рассчитывается по формуле (2.2):

 

От = Р / ТЗ, (2.2)

Следовательно,

От = 114413,8 / 4987,5 = 22,9 оборота.

На протяжении нескольких лет работы предприятие осуществляло поставку товаров от различных производственных и оптовых торговых предприятий. И в конечном итоге путем выбора наиболее оптимальных источников поставки товаров выбор был остановлен на таких поставщиках, как: ООО «Косметик-Стиль», ООО «Дигидон», ООО «Атриум-Парфюм», ЗАО «Юниленд», ООО «Градиент», ООО «КМ-Косметик».

Далее проведем оценку поставщиков ИП Ларцева И.В. в зависимости от их функционального признака. По данному признаку все поставщики подразделяются на две основные группы:

а) поставщик-изготовитель;

б) поставщик-посредник.

Таблица 2.9- Структура поставщиков по функциональному признаку

 

Функциональный признак

Предприятие

Уд. вес, %

 

А

1

2

 

1. Поставщик-изготовитель

ООО «Косметик-Стиль»

92,59

 
 

ООО «Дигидон»

   
 

ООО «Градиент»

   
 

ООО «КМ-Косметик»

   
       

2. Поставщик-посредник

ООО «Атриум-Парфюм»

7,41

 
 

ЗАО«Юниленд»

   

Итого:

6

100

 
       

Для более наглядного представления структура поставщиков предприятия ИП Ларцевой И.В. представлена на диаграмме (рисунке 2.8).

Из нижеприведенного рисунка мы видим, что подавляющее большинство (а именно 92,59%) поставщиков ИП Ларцева И.В. являются изготовителями поставляемой продукции.

Рис. 2.8- Структура поставщиков ИП Ларцева И.В., %

Практически все поставщики предприятия ИП Ларцева являются изготовителями.

Далее проведем анализ поставщиков предприятия по формам оплаты заказов. Полученные данные свидетельствуют, что со всеми поставщиками торговое предприятие рассчитывается с помощью безналичного расчета. В начале 90-х годов данный вид расчета был не выгоден для поставщиков продукции, так как в связи с не развитой экономикой страны, постоянно возникали проблемы при обналичивании денег. В связи с этим многие предприятия предпочитали наличный расчет делая значительные скидки при этом. Поэтому возникали проблемы с приобретением товара у поставщиков, находящихся в других регионах, и как следствие сужение ассортимента реализуемой продукции.

 

Таблица 2.10- Анализ поставщиков в зависимости от формы платежа

 

Форма платежа

Предприятие

 

1. Безналичный расчет

ООО «Косметик-Стиль»

 
 

ООО «КМ-Косметик»

 
 

ООО «Атриум-парфюм»

 
 

ЗАО«Юниленд»

 
 

ООО «Градиент»

 

2. Наличный расчет

ООО «Дигидон»

 
     

В настоящее время данные проблемы на рынке страны не возникают, что связано с относительно успешным развитием экономики.

Безналичный расчет является наиболее оптимальным и удобным, поэтому он применяется со всеми поставщиками исследуемого предприятия торговли.

Лишь в редких случаях ИП Ларцева И.В. закупает необходимую продукцию за наличный расчет у предприятия-производителя «КМ-Косметик».

Далее проведем анализ поставщиков с точки зрения надежности. Результаты данного анализа занесём в таблицу.

Таблица 2.11 -Анализ надежности поставщиков

 

Предприятие

Заключено договоров на сумму, тыс. руб.

Выполнено на сумму, тыс. руб.

Отклонение (+;-)

Надежность, %

 

ООО «Косметик-Стиль»

16379,9

16068,7

-311,2

98,10

 

ООО «Дигидон»

10056,8

10056,8

0

100,00

 

ООО «Атриум-парфюм»

11148,6

10654,3

-494,3

95,56

 

ЗАО«Юниленд»

16018,1

13248,6

-2769,5

82,71

 

ООО «Градиент»

17125,9

12056,7

-5069,2

70,40

 

ООО «КМ-Косметик»

16416,9

16251,1

-165,8

98,99

 

ИТОГО:

87146,2 тыс. руб.

78336,2 тыс. руб.

8810,0 тыс.

90,34

 
           

В общем, в 2008 году было заключено договоров на поставку товаров на сумму 78336,2 тыс. руб. из них были выполнены договора лишь на сумму 87146,2 тыс. руб., другими словами, в 2008 году ИП Ларцева И.В. не дополучило товаров от своих поставщиков на сумму 8810,0 тыс. руб. Общий показатель надежности поставщиков исследуемого предприятия торговли составил 90,34%.

Основываясь на полученных данных можно провести ранжирование поставщиков предприятия в зависимости от их надежности. По данному признаку поделим поставщиков на 5 основных групп:

а) абсолютно надежные поставщики (100%);

б) надежные поставщики (90-100%);

Информация о работе Управление закупочной деятельностью оптового предприятия