Специфика внешнеэкономического контракта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Помимо Рекомендаций, при подготовке контрактов можно воспользоваться типовыми формами контракта, разработанными в рамках Европейской экономической комиссии ООН, можно использовать пакеты стандартных решений, т. е. наборы различных вариантов статей (разделов) контракта, которые варьируются в ходе переговоров. Типовые контракты, пакеты стандартных решений сокращают затраты труда по подготовке контракта, позволяют сосредоточить усилия на отработке конкретных условий сделки. Упомянутые выше Рекомендации помогут российским предприятиям при заключении контрактов полнее учитывать свои интересы. И, тем не менее, конкретный контракт, составленный на базе типовой формы, даже с учетом Рекомендаций, будет трафаретным, если не учесть специфику товара, правовые ситуации, другие сложности, которые могут возникнуть в процессе исполнения контракта.

Файлы: 1 файл

Специфика внешнеэкономического контракта.docx

— 73.21 Кб (Скачать файл)

При определении качества путем ссылки на стандарт следует  обратить внимание на следующее :

- действующие в России  стандарты могут быть неизвестны  иностранному партнеру;

- в одном и том же  стандарте могут предусматриваться  несколько видов аналогичного  товара, поэтому ссылки только  на стандарт в этом случае  могут быть недостаточны.

При продаже товара по образцу  претензии по качеству бывают из-за:

- нечетких формулировок  в договоре, определяющих порядок  отбора и сличения поставленного  товара с образцом, срок хранения  сторонами образцов;

- отсутствия методик оценки  качества товара;

- невключения в договор пункта о гарантии качества.

С учетом возможных споров о качестве наряду с применением  национальных сертификатов качество экспортируемых товаров следует подтверждать сертификатами, выдаваемыми международными инспекционными организациями, представительства  которых есть в каждой стране мира.

В контракте может быть предусмотрена гарантия качества на поставляемый товар. 

 

Этот пункт может выглядеть  так: 

 

Продавец гарантирует  нормальное функционирование поставляемого  товара в 

течение двух  лет  с  даты  поставки,  если  не  нарушены  правила  его 

эксплуатации.                                                      


 

 

Если момент начала гарантийного срока в контракте не определен, то он исчисляется с момента передачи товара покупателю. 

 

Упаковка и  маркировка 

 

Нормы по упаковке товаров  четко определены в различных  международных документах. Надо указывать  маркировку на русском и иностранном  языках на двух сторонах грузового  места. Если указать на упаковке маркировку сложно, можно прикрепить к товару бирку с маркировкой. 

 

Этот пункт контракта  может выглядеть так: 

 

Маркировка  должна  включать:  наименование  пункта  назначения,  адрес  

получателя товара, наименование и адрес  продавца  с  указанием  страны  

отправления товара,  номер  места,  вес  брутто,  вес  нетто  и  другие 

реквизиты, которые могут  быть  заблаговременно,  до  начала  поставки,  

сообщены Покупателем Продавцу.                                         


 

 

Нужно быть внимательными, так  как если товар потеряется, то все  дополнительные затраты возлагаются  на продавца.

Пункт об упаковке товара лучше  обсудить с партнером заранее. Дело в том, что партнеры по сделке вы можете руководствоваться различными соображениями, когда выбираете  вид упаковки.  Так, например, партнер считает, что товар должен сохраниться в пути от Вены до Москвы. Вы же знаете, что после этого товар будет отправлен в Новосибирск. Поэтому имеет смысл оговорить дополнительные требования к упаковке.  

 

Наиболее коротко этот пункт контракта может выглядеть  так: 

 

Товар должен быть упакован в  деревянные  ящики,  масса  нетто  75  кг. 

Упаковка должна  выдержать  морскую,  железнодорожную  и  автомобильную  

перевозки. Стоимость упаковки включена в стоимость товара.           


 

  

 

Сдача-приемка  товара по количеству и качеству 

 

Сдача-приемка товара - это  завершающий этап поставки товара. Момент сдачи-приемки товара по количеству и качеству определяется базисными  условиями поставки (переход права  собственности на продукцию от продавца к покупателю).  Кроме того, фирма может оговорить в контракте иные условия о сдаче-приемке товара. Этот раздел контракта может выглядеть так: 

 

Приемка  товара  по  количеству  будет   производиться   представителем 

Покупателя в присутствии  представителя перевозчика в  течение двух  дней 

с момента прибытия  товара  на  склад  Покупателя  по  адресу:  Россия,  

г.Москва, ул.Академическая, д.30. Продавец обязан в течение двух недель  

возместить недостачу  товара и  заменить  недоброкачественный  товар  на 

качественный.                                                        


 

 

Ответственность за нарушения условий контракта, санкции 

 

Организация может предусмотреть  ответственность за нарушение условий  контракта двумя способами: уплата штрафов (неустоек, пеней); возмещение убытков. 

 

Уплата штрафов  

 

Законы большинства стран  разрешают включить в договор  условия о штрафе. В то же время  право некоторых стран, в частности  США и Великобритании, не признает штрафов, выплачиваемых вне зависимости  от причиненных убытков. Взыскать штраф  можно только в случае, если суд  признает, что это условие носит  характер заранее оцененных убытков, размер которых можно было бы реально  предвидеть в момент заключения договора. Поэтому, если контракт подчиняется  материальному праву этих стран, организация будет обязана возместить только убытки.

Если в тексте контракта  не указано, законами какой страны регулируются отношения между продавцом и  покупателем, применяют законы той  страны, с которой договор наиболее тесно связан (ст.1211 ГК РФ). Такой  страной считается страна, где  находится место жительства или  основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение договора (поставляет товар). 

 

Возмещение убытков  

 

Оценки убытков в англо-американском (например, США, Великобритания) и в  континентальном (например, Россия, Германия, Франция, Испания) праве различаются. Например, согласно правовым нормам Германии, если фирма нарушает контракт умышленно, то ей придется возместить все убытки. Кроме того, во время заключения внешнеэкономического контракта, нужно особо оговорить, что организация понимает под убытками.

Этот пункт может выглядеть  так: 

 

Убытки за нарушение контракта  одной стороной составляют  сумму,  равную  

тому ущербу, включая упущенную  выгоду, который понесен другой  стороной  

вследствие нарушения  контракта. Такие убытки не могут  превышать  ущерб, 

который  нарушившая  контракт  сторона  предвидела  или   должна   была 

предвидеть в  момент  его  заключения  как  возможное  последствие  его 

нарушения, учитывая обстоятельства, о которых она в то время  знала  или 

должна была знать.                                                  


 

 

На практике бывает, что  иностранная организация злоупотребляет своими правами, когда взыскивает с  фирмы убытки. Для того чтобы этого  не произошло, рекомендуем в текст  договора внести такой пункт: 

 

 

 

Сторона, ссылающаяся на нарушение контракта, должна принять  такие меры, 

которые являются разумными  при данных  обстоятельствах  для  уменьшения  

ущерба, включая  упущенную  выгоду,  возникающую  вследствие  нарушения 

контракта. Если она не примет таких мер, то нарушившая контракт сторона  

может потребовать сокращения возмещаемых убытков на сумму,  на  которую 

они могли быть уменьшены.                                            


 

 

Организация может предусмотреть  ответственность за нарушение любого из условий контракта. Вот краткий  перечень нарушений обязательств и  размеров ответственности за нарушения, которые чаще всего встречаются  на практике:

продажа товара под другим названием или видом - 10% плюс убытки;

нарушение требований контракта  к качеству, упаковке, маркировке - штраф  в размере 5-7%;

неизвещение или несвоевременное извещение об отгрузке - штраф в размере 4-8%;

отсутствие на судне с  товаром в порту прибытия всех или какого-либо из предусмотренных  в контракте отгрузочных документов - штраф 0,5-1% стоимости партии груза  за каждый день, начиная с даты прибытия судна, плюс убытки;

нарушение условий контракта  по оформлению документов - штраф 1-5% плюс убытки;

нарушение условий контракта  по срокам поставки - 0,5-1% от стоимости  непоставленного товара за каждый день просрочки плюс отказ от контракта при превышении 30-45 дней;

нарушение срока оплаты товара - штраф в размере 0,5-2% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки;

односторонний отказ от выполнения контракта - штраф 10%;

простой транспортных средств, доставивших товар, по вине покупателя - штраф в размере до 20% от стоимости  товара плюс убытки (в данном случае столь высокий процент штрафа объясняется штрафными санкциями  со стороны перевозчика к продавцу, заказавшему транспорт). 

 

Основания освобождения от ответственности (форс-мажор) 

 

В этом разделе указываются  условия, которые разрешают переносить срок исполнения контракта или вообще освобождают стороны от полного  или частичного исполнения контракта.

Желательно максимально  подробно и четко определить в  контракте, что именно фирма считает  действием непреодолимой силы и  форс-мажором. Это может выглядеть  так: 

 

Непреодолимой силой  признаются  следующие  события:  пожар,  эпидемия, 

авария на  транспорте,  война  и  военные  действия,  блокада,  издание 

государственными органами актов, препятствующих  исполнению  настоящего  

контракта; землетрясение, наводнение и другие стихийные бедствия.     


 

 

Чтобы подтвердить фактически события непреодолимой силы, нужно  получить свидетельство торгово-промышленной палаты и представить его иностранному партнеру. На практике получить такое  свидетельство в российских условиях очень сложно. Однако надо учитывать, что список этих событий во всех странах разный. Так, например, арбитражная  практика стран Восточной Европы относит к непреодолимой силе также паводки, селевые потоки, резкое падение уровня воды в реках. Так  что, если контракт организации заключен с одной из стран этого региона, ей нужно учесть эти обстоятельства во время составления договора.  Например, фирма может указать в контракте, что список обстоятельств непреодолимой силы регламентируется законами Российской Федерации. Кроме того, фирма может указать, что права и обязанности сторон регламентируются статьей 79 Венской конвенции 1980 года. В этом случае фирма не несет ответственности за неисполнение обязательств, если докажет, что возникшее препятствие находилось вне контроля фирмы и что его нельзя было предусмотреть перед заключением договора.  

 

Страхование 

 

Если организация хочет  обезопасить себя от рисков утраты и порчи товаров, она может  застраховать груз.

Обязанность застраховать груз зависит от базисных условий поставки "Инкотермс". Например, при поставке на условиях CIP или CIF - это обязанность продавца. В остальных случаях страхование является добровольным, и его основные условия фирма устанавливает в контракте.

Если в контракте обязанность  по страхованию не предусмотрена, то сторона, на которой лежит риск случайной  гибели товара в период транспортировки, обычно сама заинтересована в его  страховании.

В контракте нужно обязательно  указать:

обязанность продавца или  покупателя по страхованию груза;

длительность и объем  страховой гарантии;

условия страхования.

Если фирма страхует товар, для нее  предпочтительнее всего условие "с ответственностью за все риски". Это условие предусматривает, что возмещению подлежит ущерб, который причинен любыми событиями. Однако в этом случае стоимость услуги по страхованию будет достаточно велика. Фирма может использовать также условие, называемое "с ответственностью за частную аварию". В этом случае возмещению подлежит ущерб, который вызван утратой или повреждением груза. Это происходит под воздействием стихийных сил, вследствие аварийных ситуаций при погрузке, укладке, подборке, выгрузке груза и приеме судном топлива. Страховать товар на других условиях нет смысла, так как они не защитят товар фирмы от рисков в должной мере. 

 

Этот раздел контракта  может выглядеть так: 

 

Продавец производит страхование  товара против  транспортных  рисков  на  

полную контрактную стоимость  товара.  По  желанию  Покупателя  Продавец  

должен застраховать товар  на  110%  цены  товара  CIF  за  свой  счет. 

Страхование  производится  в  валюте  контракта  в  страховой  компании  

"Ингосстрах" на условиях "с ответственностью за все  риски".  Страховой 

полис выписывается на имя  Покупателя.                                 


 

 

Арбитраж 

 

В этом разделе контракта  устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами. Надо указать нормы  права какой страны будут использоваться, равно как и суд, где будет рассматриваться спор. Это может выглядеть так: 

Информация о работе Специфика внешнеэкономического контракта