Специфика лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.
Таким образом, лидер - это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.
Лидерство может быть формальным (официальное руководство) и неформальным.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)

Специфика лидерства

Слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести». В широком, социальном смысле лидерство - это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида.

Лидерство – способность  оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Роль лидера заключается  в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких  связей между людьми в системе, которые  способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.

Таким образом, лидер - это  авторитетный член организации или  социальной группы, личностное влияние  которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах  и ситуациях, в регулировании  взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.

Лидерство может  быть формальным (официальное руководство) и неформальным.

Руководитель –наделен законной властью для воздействия на других (руководитель отдела, подразделения, староста учебных групп и пр.). Формальные лидеры связаны с официальной организацией и имеют возможность представлять группу в целом и защищать ее интересы перед организацией. В некоторых ситуациях группа сама избирает формального лидера (вместо того чтобы назначить кого-то главой комитета, декан может предоставить право комитету самому избрать председателя из своей среды). Во время работы группа может иметь только одного формального лидера, но лидерские функции могут выполнять несколько человек.

Неформальные лидеры – это члены группы, чей авторитет  опирается на их влияние в группе. Неформальные лидеры – это члены  группы, авторитетные в сфере психологических  взаимоотношений членов группы. Неформальные лидеры не обладают законной властью, их влияние основано, скорее, на компетентности и авторитете.

Существует большое  количество определений лидерства. Различные подходы акцентируют  внимание на той или иной стороне  достаточно сложного комплекса отношений, в которые вступают лидер и  ведомые. Р.Стогдилл классифицировал все определения лидерства по одиннадцати ключевым идеям, позволившим сгруппировать эти в соответствии с ними.

  1. Лидерство как центр групповых интересов. Лидер является духовно-эмоциональным центром группы, выражением власти всех в одном лице. Он определяет групповую структуру, атмосферу, идеологию и групповые интересы.
  2. Лидерство как проявление личностных черт. Этот подход предполагает выявление наиболее оптимального набора личностных черт, позволяющих человеку успешно добиваться лидерских позиций в конкретной группе или организации и удерживать их.
  3. Лидерство как искусство достижения согласия. Акцент делается на обязательно присущем эффективному лидеру умении добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведомых, умении улаживать конфликты. Лидерство здесь рассматривается как инструмент подчинения группы воле лидера.
  4. Лидерство как действие и поведение. Акцент – на поведенческих аспектах лидерства. Лидерское поведение – любые действия, которые совершает лидер для управления и координации работы группы.
  5. Лидерство как инструмент достижения цели или результата. Эффективность лидерства напрямую связывается с достижением результатов и удовлетворением потребностей группы.
  6. Лидерство как взаимодействие. Согласно этому подходу необходимым условием эффективного лидерства является его осознание и поддержка со стороны членов группы. Лидерство понимается как эффект группового действия.
  7. Лидерство как умение убеждать. Лидер управляет путем убеждения, поощрения и побуждения к действию силой собственного примера. Такое поведение лидера характерно для многих политических и общественных (чаще всего неформальных) организаций.
  8. Лидерство как осуществление влияния. Лидерство рассматривается как процесс влияния на деятельность организованной группы, дополняющий нормы и предписания для выполнения задания. Большое значение придается анализу межличностных отношений.
  9. Лидерство как отношения власти. Форма лидерских отношений, которая рассматривается как способность одного индивида доминировать над другими и преодолевать сопротивление последователей.
  10. Лидерство как дифференциация ролей. Каждый участник взаимоотношений «лидерство – подчинение» рассматривается как ролевая дифференциация. Процесс взаимодействия и взаимовлияния между членами группы.
  11. Лидерство как инициация или конструирование структуры группы. Лидерство рассматривается как процесс, порождающий и поддерживающий ролевую структуру группы.

Лидер выдвигается  в результате взаимодействия членов группы для организации группы при  решении конкретной задачи. Он демонстрирует  более высокий, чем другие члены  группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи, принимая на себя при этом определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с  лидером такие отношения, которые  предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство  необходимо рассматривать как групповое  явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой  структуры. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Таким образом, феномен лидерства – это весьма специфическое явление.

Функции лидера

Роль лидера может быть рассмотрена с позиции анализа  его специфических функций. Многие функции входят, прежде всего, в круг обязанностей формальных руководителей, как первичных коллективов, так  и крупных организаций. Как отмечает Ю.Н. Емельянов, специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит: в демократичных группах решающее значение имеют совершенно иные функции, нежели в "авторитарных". Эти функции качественно различны.

  1. Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. В круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Сущность административной функции заключается в предписании работы другим членам группы.

Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Функция включает в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности.

  1. Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. Групповые цели и методы их достижения имеют три источника:
  • Указания сверху, получаемые группой от руководителя в соответствии с субординацией.
  • Указание снизу, т.е. решение самой группы. Хотя цели и средства определены снизу, лидер тем не менее несет ответственность за их реализацию, поскольку он также вовлечен в выработку этих целей и методов.
  • Указания самого лидера.

Таким образом, независимо от источника, определение групповых  целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.

  1. Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. При высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей и консультантов. Выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности самого руководителя. В организациях с менее жесткой формальной структурой или спонтанно возникающих группах лица, обнаружившие наибольшую профессиональную осведомленность в интерпретации групповых целей, сами становятся лидерами. Почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера.
  2. Лидер как представитель группы во внешней среде. Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех. Лидер отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т.д. он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы.
  3. Лидер как регулятор отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая существует в группе. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда существуют в группе приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является и «одним из всех».
  4. Лидер как источник поощрений и наказаний. Эту функцию лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы. Она предъявляет высокие требования к личностным качествам лидера. Лидер должен знать индивидуальную мотивацию деятельности каждого члена группы, соизмерять силу воздействия поощрительных и пенитенциарных мер по отношению к каждому участнику группы. Помимо административного регулирования и применения официальных средств поощрения, лидер может умело применять неформальные социальные санкции, которые обычно складываются в малых группах.
  5. Лидер как третейский судья и миротворец. Эта функция связана с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, т.е. кого-то поощрять и кого-то наказывать.
  6. Лидер как образец поведения. Лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать.
  7. Лидер как символ группы. Группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных индивидуумов. Лидеры таких групп начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению. В равной степени это касается различных научных школ, представители которых даже после смерти лидера идентифицируют себя с ним.
  8. Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность. Лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать. Таким образом, в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения. Причем последователи довольно охотно передают свою свободу лидерам (Фромм назвал это явление «бегством от свободы).
  9. Лидер как проводник мировоззрения. Лидер служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Он отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа. В масштабах организации частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов.
  10. Лидер как «отец». Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли "отца'' для членов группы. Истинный лидер - это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. «Отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.
  11. Лидер как «козел отпущения». Лидер может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся». Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера. Поэтому идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы.

 

Стиль лидерства

В социальной психологии показано, что стиль лидерства является предпосылкой и следствием уровня группового развития. Он зависит также от содержания совместной деятельности, которая лежит  в основе межличностных отношений  в группе.

К.Левин выделил следующие стили лидерства:

  1. Авторитарный стиль. Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль обеспечивает вполне приемлемые результаты работы, но недостатков больше чем достоинств: высокая вероятность ошибочных решений; подавление инициативы, творчества подчиненных, пассивность сотрудников; неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат, целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.
  2. Демократический стиль. Решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей. Является наиболее эффективным, т.к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.
  3. Либерально-анархический стиль. Характеризуется с одной стороны, «максимумом демократии», а с другой стороны, «минимумом контроля»; результаты работы при этом обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества и стимула добросовестно трудиться, идет расслоение на конфликтующие подгруппы .
  4. Непоследовательный (алогичный) стиль. Проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому, что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
  5. Ситуативный стиль. Гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Является стилем эффективного руководителя; отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.
  6. Партисипативный (соучаствующий) стиль. Этому стилю свойственны следующие черты: 1) регулярные совещания руководителя с подчиненными; 2) открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; 3) вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; 4) делегирование руководителем подчиненным ряда прав и полномочий; 5) участие рядовых работников, как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений; 6) создание групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений; 7) предоставление возможности работнику автономно разрабатывать проблемы, новые идеи. Этот стиль применим если: 1) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; 2) подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе; 3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения. Стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях

Информация о работе Специфика лидерства