Роль транспортной логистики на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики существует большое количество предприятий желающих производить организованную доставку и транспортировку своей продукции, услуг. Исходя из этого транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.

Файлы: 1 файл

Реферат ЛТП.docx

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Интермодальной (интегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта. Согласно определению UNCTAD(United Nation Conference  on Trade and Development) «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, при которой один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения, и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов».

Перевозку называют мультимодальной в том случае, если лицо , организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа. 
В тоже время в некоторых работах специалистами указывается, что в отличие от интермодальных систем, где укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех участвующих видов транспорта, в мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта — как клиенты, оплачивающие его услуги.

Терминальная перевозка занимает промежуточное положение между интермодальной и мультимодальной перевозками. 
При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может быть, например , экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Однако специалисты полагают, что признаками интермодальной (мультимодальной) перевозки служат: 
• наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала); 
• единая сквозная ставка фрахта; 
• единый транспортный документ; 
• единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки. 
К основным принципам функционирования интермодальных и мультимодальных систем перевозок относятся: 
• единообразный коммерческо - правовой режим; 
• комплексный подход к решению финансово - экономических вопросов организации перевозок; 
• максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота; 
• единый организационно-технологический принцип управления перевозками и координация действий всех посредников , участвующих в транспортировке; 
• кооперация логистических посредников; 
• комплексное развитие инфраструктуры перевозок различными видами транспорта. 
При осуществлении мультимодальных перевозок за пределы страны (при экспортно - импортных операциях) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления грузов, а также транспортное законодательство и коммерческо-правовые аспекты перевозок в тех странах , по которым проходит маршрут следования груза . В международных мультимодальных перевозках принцип единообразия коммерческо-правового режима предусматривает: 
^ унификацию физического распределения в части транспортировки; 
^ упрощение таможенных формальностей; 
^ внедрение стандартных коммерческих грузовых и транспортных документов международного образца.

2 . 7 . Выбор маршрута  транспортировки

Основной метод  логистики при определении оптимального маршрута движения груза заключается  в анализе полной стоимости. 
Применение этого метода означает учет всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. При этом предполагается, что в одной области можно повысить затраты , если это приведет к экономии в целом по системе. 
Выбор оптимального маршрута доставки производится, как правило, экспедитором грузовладельца при получении заявки на организацию транспортировки нового для него груза или известного груза на новом направлении . На основании предварительной оценки возможных решений определяются два—четыре конкурентоспособных варианта. По каждому из них собираются исходные данные , а затем на основе выполненных расчетов рекомендуется оптимальный вариант.

Пример. Рассмотрим определение расходов на перевозку  сланцев в количестве 20 ООО т  из Кохтла-Ярве (поставщик, Эстонская  Республика) в китайский порт Далянь (покупатель) при условии, что основную перевозку оплачивает поставщик. В  соответствии с этими условиями  грузоотправитель должен организовать основную перевозку груза, перевалку  в порту или на железнодорожной  станции, транспортировку от порта  до места назначения. Экспедитор предложил  следующие схемы доставки: 
1) Кохтла-Ярве — железнодорожный транспорт — порт Силламяэ — морской транспорт — порт Далянь. 
Расходы при перевозке по железной дороге от Кохтла-Ярве до Таллинна составляют 5,06 долл./т плюс 5,8 долл./т — ставка за погрузочно- 
разгрузочные работы в порту плюс 17,5 долл./т — фрахтовая ставка от порта Таллинн до порта Далянь. Всего транспортировка составила 
28,36 долл./т. Общая сумма = 567 200 долл.; 
2) Кохтла-Ярве — железнодорожный фанспорт — порт Мууга морской фанспорт — порт Далянь: 18,42 + 5,1 + 17,5 = 41,02 долл/т. 
Обшая сумма = 820 400 долл.; 
3) железнодорожный вариант от Кохтла-Ярве до города Далянь. Общая сумма = 1 130 000 долл. 
По цене перевозки оптимальным будет первый вариант, однако экспедитор помимо стоимости оценивает также другие факторы: 
• время транспортировки; 
• вероятность непредвиденных расходов, задержек в пути; 
• вероятные повреждения груза. 
Вместе с грузовладельцем отбирается наилучший вариант. 
После выбора оптимальной схемы экспедитор выбирает непосредственных участников перевозки и заключает соответствующие договоры. 

 

2.8. Определение  логистических расходов на транспорте. Транспортные тарифы.

Логистические расходы  на транспорте прежде всего складываются из стоимости транспортировки грузов на различных видах транспорта , которая определяется тарифом или фрахтовой ставкой. Тариф — цена за перевозку грузов, установленная перевозчиком на определенный период времени. Фрахт — цена за транспортировку, установленная по согласованию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конкретную перевозку на морском транспорте. 
Цены за услуги автомобильных перевозчиков устанавливаются предприятиями самостоятельно в зависимости от тарифной ставки и тарифной схемы. Последняя представляет собой установленный для определенной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза. На практике используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу транспортной работы. Тарифные схемы и ставки перевозчик может дифференцировать по потребителям, видам груза,типам и маркам подвижного состава. 
На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности . Являясь ценой на услуги транспортной организации , тариф должен обеспечить возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли для перевозчика, а покупателю транспортных услуг возможность покрыть транспортные расходы. 
Так, к основным факторам, влияющим на размер платы при перевозке грузов по железной дороге, относятся: 
• скорость перевозки; 
• вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая); 
• расстояние перевозки; 
• тип вагона, в котором осуществляется перевозка (универсальные вагоны, изотермические, специализированные, цистерны, платформы); 
• принадлежность вагона или контейнера (кто является собственником ) ; 
• количество перевозимого груза. 
Тарифы — система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспорта и выступают при этом транспортными издержками потребителя товарных услуг.

Тарифная ставка определяется по формуле: 
Т=с ( 1 + r/100), 
где Т — тарифная ставка; 
с — себестоимость перевозок; 
r — прибыль,%.

На транспорте используются следующие виды тарифов: 
• автомобильный транспорт: 
^ сдельные; 
^ на условиях платных авто - тонно / часов; 
^ за повременное пользование грузовым транспортом; 
^ по километровому расчету; 
^ за перегон подвижного состава; 
^ договорные тарифы; 
• железнодорожный транспорт: 
^ общие тарифы; 
^ исключительные тарифы; 
^ льготные тарифы; 
^ местные тарифы; 
• морской транспорт: 
по тарифу на постоянных линиях; 
^ по фрахтовым ставкам на непостоянных линиях; 
• речной транспорт: 
тарифы определяются пароходством.

Ставки линейного  тарифа дифференцируются в зависимости  от рода груза, пункта погрузки, выгрузки. 
В зависимости от рода груза существуют три формы построения тарифа. 
1. Классные тарифы . В данных системах приводится тарифная шкала, где для каждого класса устанавливается своя ставка, номер класса по каждому грузу приводится в тарифной номенклатуре. 
2. Постатейные тарифы , т.е. статья указывается непосредственно в алфавитном перечне напротив каждого наименования груза (удобно использовать при большой номенклатуре груза). 
3. Смешанные тарифы. Когда для основных грузов указывается постатейный тариф , а для других — классный.

Уровень ставки зависит  от следующих факторов: 
• равенства: 
^ транспортных характеристик груза (удельный погрузочный объем — м3/т ) ; 
^ времени погрузки, выгрузки; 
^ расходов и рисков перевозчика, связанных с сохранностью груза и без опасностью судна. 
Если удельный погрузочный объем м3/т >1, то груз легкий и тариф дается на 1 м
Если м3/т<1, то груз тяжелый и тариф дается на 1 т. Время погрузки, выгрузки учитывается путем дифференцирования ставки по родам груза и видам упаковки (если груз трудоемкий —ставка увеличивается).

Для особо ценных грузов, подверженных хищениям, ставка может устанавливаться в процентах  от страховой стоимости груза. 
На размер ставки влияет также: 
• платежеспособность грузоотправителя, подразумевающая ту максимальную ставку, которую может обеспечить линия без риска потери груза грузоотправителя; 
• заинтересованность государства, порта, грузовладельца в рассмотрении грузопотока или привлечения грузов. 
Дифференциация тарифов осуществляется в зависимости от портов погрузки и выгрузки. Все порты конференциальных линий (от слова конференция ) делятся н а два типа: 
1) базисные порты, включенные в расписание как обязательные; 
2) необязательные порты — аутпорты (out-port) , заход в которые предусмотрен при количестве груза не более определенного. 
Ставка за заход в аутпорт устанавливается таким образом, чтобы компенсировать дополнительные расходы судовладельцев.

Условия применения тарифа: 
• оговариваются правила определения массы груза (способ определения массы нетто или брутто и т.д.) или объема; 
• надбавки к базисным ставкам (за длинномерность груза; за перевозку пожароопасных грузов; устанавливаются коэффициенты , учитывающие изменение курса валюты тарифаицены бункера, т.е. топлива)  ; 
• для перевозки и обычного портового обслуживания установлен базовый уровень тарифа , указывается, что включается в ставку и какова система плат за дополнительное обслуживание. 
Стандартный линейный тариф (СЛТ) включает: 
^ оплату приема груза на склад перевозчика; 
^ хранение в течение определенного времени; 
^ погрузку на судно; 
^ укладку на судно с обычной сепарацией; 
^ перевозку; 
^ выгрузку и з судна; 
^ хранение на складе в течение ограниченного времени; 
^ сдачу груза получателю. 

 

2 . 9 . Тариф на  перевозку груза в контейнерах

Тарифные правила  на перевозку груза морским транспортом  обладают рядом недостатков: 
• существующие тарифные системы сложны в использовании; 
• существуют различные тарифы для аналогичных грузов; 
• различается последовательность расположения отдельных тарифных правил; 
• кроме метрической системы использования существуют и другие системы; 
• нет четкого определения работ, входящих в состав аккордной ставки и тарифа на перевозку; 
• нет единообразия в определении различных терминов, четкого порядка и правил уплаты фрахта. 
Уровень ставок может определяться себестоимостью перевозки и принципом «сколько выдержит грузовладелец». 
Для линейных конфедераций , реально приемлемых по себестоимости, правила предполагают решение следующих проблем: 
• определение размера капитала и уровня рентабельности; 
• установление величины амортизационных отчислений; 
• учет в издержках правительственной помощи, т.е. кредитов, льгот, субсидий; 
• способы распределения прямых и распределяемых расходов по числу перевозимых мест; 
• установление количества груза, при котором перевозка является безубыточной; 
• выбор компаний, чьи издержки должны быть приняты в качестве базовых: либо технически отсталых компаний с минимальными 
издержками, либо наиболее эффективных, либо средних; 
• оценка темпов прироста издержек в будущем.

Как правило, тариф  за транспортировку груза в контейнерах  исчисляется на основании тарифных ставок и количества фрахтовых 
тонн каждого груза в контейнере с учетом соблюдения степени использования грузоподъемности и грузовместимости контейнера. Неконференциальные линии стали котировать поконтейнерные (ПК) тарифные ставки плюс скидки за количество предъявляемых контейнеров. 
Поконтейнерные тарифные ставки: 
• не зависят от количества и рода груза; 
• зависят от групп грузов (10), для каждой группы своя ставка при перевозке в контейнере. 
Существуют следующие виды скидок (перевозка груза вконтейнерах): 
^ за количество предъявляемого к перевозке груза; 
^ за количество груза в установленное время; 
^ за верность (данной компании ).

Тарифной политикой  судоходных компаний предусмотрены  скидки или надбавки при перевозке  грузов в контейнерах грузовладельцев. 
На многих судоходных линиях уровень тарифа не зависит от того, используется контейнер транспорта или грузовладельца. 
Базисная тарифная ставка учитывает время нахождения контейнеров у грузовладельца. За задержку сверх льготного периода устанавливается дополнительная оплата. 

 

2 . 1 0 . Стивидорные  работы при линейном морском  сообщении.

В линейных судоходных перевозках стивидорные расходы  оплачиваются полностью или частично. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ линейная компания заключает  со стивидорной компанией соглашение , где указываются порядок выполнения работ, перечень работ, их уровень, права и обязанности сторон. 
Уровень тарифных ставок устанавливается с учетом трудоемкости работ и учитывает род упаковки , габариты грузового места, способ перевозки. 
Если удельный погрузочный объем (V)>1, то аккордная ставка назначается за 1 м3
Если удельный погрузочный объем (V)<1, то аккордная ставка назначается за 1 т. 
В коносаменте указывается и масса, и объем. 
Аккордная ставка предусматривает перечень работ, обязательных к выполнению (погрузка, выгрузка, укладка, сепарация, мелкий ремонт в трюме).

За работы, не предусмотренные  аккордной ставкой, устанавливаются  надбавки, например, за работу с вредным  грузом, за работу со слежавшимся или  смерзшимся грузом, перекладку в трюме, сортировку поконосаментным партиям, работу в загрязненных трюмах и неудобных помещениях. Судовладелец оплачивает стивидорной компании следующие простои: 
^ вызванные виной судовладельца; 
^ по метеопричинам; 
^ отсутствие груза или вагонов; 
^ в случае завершения работ до конца смены. 
Стивидорное соглашение определяет обязанности судовладельца по отношению к стивидорным компаниям: 
^ заблаговременно сообщить сроки подхода судна (количество груза, распределение груза по трюмам, исправность грузовых судовых средств); 
^ согласовать карго - планы (схемы размещения грузов н а судне) 
^ по организации погрузочно-разгрузочных работ; 
^ своевременно оплатить счета и др. 

 

2 . 1 1 . Транспортные  операции, включаемые в состав  провозной платы

Рассмотрим транспортные операции: 
• при оплате грузовых работ: 
^ в тарифную ставку включаются терминальные расходы как в порту погрузки, так и в порту выгрузки; 
^ в тарифную ставку включаются только терминальные расходы в порту погрузки (в порту выгрузки оплачивается отдельно); 
^ в тарифную ставку не входят терминальные расходы; 
• загрузка и разгрузка контейнеров выполняются: 
^ перевозчиком на его территории; 
^ загрузка — перевозчиком, разгрузка — грузовладельцем; 
^ загрузка — клиентом , разгрузка — перевозчиком; 
^ загрузка и разгрузка — клиентом. 
При стивидорных расходах по контейнеру ставки устанавливаются за контейнер , независимо от количества и наименования груза. Дополнительно оплачиваются работы по приему и сдаче контейнеров на склад, перемещение порожних контейнеров, загрузка/выгрузка.

Информация о работе Роль транспортной логистики на предприятии