Роль транспортной логистики на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики существует большое количество предприятий желающих производить организованную доставку и транспортировку своей продукции, услуг. Исходя из этого транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.

Файлы: 1 файл

Реферат ЛТП.docx

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Транспорт участвует  во множестве технологических процессов, выполняя задачи логистической системы, и существует как достаточно самостоятельная  транспортная область логистики, требующая  многоаспектной согласованности между  участниками транспортного процесса. 
Таким образом, к задачам, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса, относят: 
• обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса; 
• обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса; 
• согласование экономических интересов участников транспортного процесса; 
• использование единых систем планирования. 
Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса, осуществляющего единую функцию управления сквозным материальным потоком, создает возможностьэффективно проектировать его движение и добиваться заданных параметров на выходе. 
При организациисмешанной перевозки логистическая система предполагает: 
^ использование двух и более видов транспорта; 
^ наличие единого оператора процесса перевозки; 
^ единый транспортный документ; 
^ единую тарифную ставку; 
^ последовательно-центральную схему взаимодействия участников; 
^ единую и высокую ответственность за груз.

Результат использования  транспортной логистической системы  — высокая вероятность выполнения «шести правил логистики»: нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в  необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами. 
Обеспечение технической и технологической сопряженности в транспортной логистике требует согласования экономических интересов участников, а также использования единых систем планирования . 
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки , работать с контейнерами и грузовыми пакетами. 
Технологическая сопряженность предполагает применение единой технологии транспортировки , прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение. 
Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы. 
Совместное планирование коммерческой деятельности участников логистической системы означает разработку и применение единых планов графиков.

К задачам, решаемым транспортной логистикой, специалисты  относят: 
• создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей; 
• обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; 
• совместное планирование транспортного процесса со складскими производственным; 
• определение рационального маршрута доставки груза; 
• выбор типа и вида транспортного средства и др. 

2 . 2 . Транспортная  логистика и распределение

К задачам распределения  товаров относятся: 
• складирование готовых к отправке продуктов; 
• транспортировка готовых товаров в определенные пункты доставки.

Под транспортировкой понимается изменение местонахождения товаров с помощью транспортных средств. 
Каждая транспортная система состоит из следующих компонентов: 
• транспортных грузов; 
• средств транспорта; 
• процесса транспортировки.

Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспортировки. 
Внутрипроизводственные транспортировки включают транспортные процедуры на складах и процесс транспортировки внутрипроизводственных подразделений. К внешней транспортировке относятся транспортировка от поставщика к потребителю и транспортировка между различными заводами или складами. 
Оба вида транспортировки не следует рассматривать обособленно . При выполнении внутренних транспортировок следует как можно больше использовать внешний транспорт во избежание процессов складирования и перемещений, приводящих к дополнительным затратам. 
Таким образом, предметом транспортно-распределительной логистики является комплекс задач, связанных с перемещением грузов транспортом общего назначения , совместным планированием транспортного складского и производственного процесса, обеспечением технологического единства. 

 

2 . 3 . Внутрипроизводственная  транспортировка 
Внутрипроизводственные транспортные средства можно разделить на две основные группы. 
1. Стационарные транспортные устройства. К ним относят устройства, с помощью которых продукты перемещаются по определенному горизонтальному, вертикальному или наклонному направлениям. Стационарные устройства могут создаваться как без опоры на пол ( цепной подвесной транспортер, ручные тали), так и с опорой (несущий цепной транспортер, рольганг, ременный транспортер). 
2. Подвижные транспортные средства. Выполняют или вертикальное (различные подъемники , лифты , мостовые, портальные и козловые краны), или горизонтальное перемещение (кары).

Устройства, осуществляющие горизонтальное перемещение, в свою очередь делятся: 
^ на системы, требующие опоры на пол: вилочные подъемники , вилочные штаблеры, различные кары и тягачи и др. 
^ свободные системы: монорельсовые подвесные тележки. 
В настоящее время растущее значение приобретают транспортные средства без водителя и с дистанционным управлением.

Ключевая роль транспортировки  в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических  издержек, но и тем, что без транспортировки  невозможно само существование материального  потока. Зачастую транспортный сервис, дополненный операциями грузопереработки (например , на грузовых терминалах) включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегрированных логистических систем. Транспортировку можно определить как ключевую комплексную логистическую активность, связанную с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции определенным транспортным средством в логистической цепи (канале, сети) и состоящую в свою очередь из комплексных и элементарных активностей, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование и т.п.

На уровне логистического менеджмента предприятия управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов: 
• выбора способа транспортировки; 
• выбора вида транспорта; 
• выбора транспортного средства; 
• выбора перевозчика и логистических партнеров по транспортировке; 
• оптимизации параметров транспортного процесса. 
Существуют следующие основные виды транспорта: 
• железнодорожный; 
• морской; 
• внутренний водный (речной); 
• автомобильный; 
• воздушный; 
• трубопроводный. 
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности, достоинства и недостатки.  

 

 

 2.4. Логистический  подход к организации транспортного  процесса. 
Существуют два основных подхода корганизации транспортного процесса: 
1) традиционный; 
2) логистический с участием оператора мультимодальной перевозки. 
При традиционном подходе единая функция управления сквозным материальным потокм отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низка, так как некому координировать их действия . Традиционный подход к смешанной перевозке представлен на рис. 2.1. 
При логистическом подходе к смешанной перевозке появляется новый участник транспортного процесса — единый оператор мультимодальной перевозки. Наличие такого оператора создает возможность планировать продвижение материального потока и добиваться заданных параметров на выходе (рис. 2.2).

 

 

2 . 5 . Выбор транспортного  средства

Выбор транспорта решается в о взаимной связи с другими  задачами логистики : создание и поддержание  оптимального уровня запасов, выбор  вида упаковки и др . На выбор транспортных средств будут влиять: 
• характер груза (вес, объем, консистенция ); 
• количество отправляемых партий (используемый контейнер); 
• срочность доставки груза заказчику; 
• местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик; 
• расстояние, на которое перевозится груз; 
• ценность груза (страхование); 
• близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям; 
• сохранность груза, невыполнение поставок.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных  особенностях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, внутреннего водного, воздушного и  трубопроводного). 
Рассмотрим преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния: 
1) преимущества: 
^ высокая маневренность; 
^ доставка «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности; 
^ регулярность поставки; 
^ возможность поставок малыми партиями; 
^ наименее жесткие требования к упаковке товара и др .; 
2) недостатки: 
^ высокая стоимость перевозок; 
^ срочность разгрузки; 
^ возможность хищения груза и угона автотранспорта; 
^ сравнительно малая грузоподъемность и др.

Железнодорожный транспорт: 
1) преимущества: 
^ перевозка больших партий грузов при любых погодных условиях; 
^ сравнительно быстрая доставка груза на большое расстояние ; 
^ регулярность перевозок; 
^ удобная организация погрузочно - разгрузочных работ; 
^ сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, 
а также наличие скидок и др.; 
2) недостатки: 
малая скорость передвижения; 
^ ограниченное количество перевозчиков; 
^ хищения и потери; 
^ небольшая возможность доставки к пунктам потребления (в ряде случаев должен дополняться автомобильным) 
и др.

Морской транспорт: 
1) преимущества: 
^ низкие грузовые тарифы; 
^ высокая провозная способность и др .; 
2) недостатки: 
^ низкая скорость; 
^ ограниченная возможность доставки к пунктам потребления ; 
^ жесткие требования к упаковке и креплению грузов; 
^ малая частота отправок; 
^ зависимость от погодных и навигационных условий.

Внутренний водный транспорт: 
1) преимущества: 
^ низкие грузовые тарифы (самый дешевый транспорт при перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км); 
2) недостатки: 
^ малая скорость доставки; 
^ ограниченная возможность доставки к пунктам потребления; 
^ малая частота отправок; 
^ низкая географическая доступность.

Воздушный транспорт: 
1) преимущества: 
^ наиболее высокая скорость доставки; 
^ возможность доставки в отдаленные районы; 
^ высокая сохранность грузов. 
2) недостатки: 
^ высокие грузовые тарифы; 
^ ограниченность размера партии; 
^ зависимость от метеоусловий (приводит к непредсказуемости графиков поставки).

Трубопроводный  транспорт: 
1) преимущества: 
^ низкая себестоимость; 
^ высокая пропускная способность. 
2) недостатки: 
^ узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Для определения  основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов , влияющих на принятие решения: 
1) время доставки; 
2) стоимость перевозки; 
3) надежность соблюдения графика доставки груза; 
4) частота отправлений; 
5) способность перевозить разные грузы; 
6) способность доставить груз в любую точку. 
Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико - экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта. Оценка различных видов транспорта п о каждому из факторов приведена в табл. 2.2 (единице соответствует наилучшее значение ).

Экспертная оценка значимости различных факторов показала, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание: 
• надежность соблюдения графика доставки; 
• время доставки; 
• стоимость доставки.

Эти данные могут  служить лишь приблизительным ориентиром для оценки соответствия того или  иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.

2 . 6 . Виды/типы транспортировки

В процессе осуществления  закупок и доставки материальных ресурсов, а также дистрибуции  готовой продукции потребителям фирма - произвоводитель может использовать различные виды транспорта, различных логистических партнеров, а также различные варианты транспортировки (рис. 2.3).

Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования или грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно служат вид груза, объем отправки, время доcтавки груза потребителю, затраты на перевозки. 
Например , при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкооптовых отправках на короткие расстояния — автомобильный.

Смешанная перевозка  грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: 
железнодорожно - автомобильная , речная-автомобильная, морская - автомобильная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в та к называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером служит обслуживание автотранспортными предприятиями железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной перевозки выступают наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком , действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими , причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.   

 Комбинированная  перевозка отличается от смешанной наличием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения ) , когда, например, отправка крупных партий готовой продукции производится с завода- изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.

Информация о работе Роль транспортной логистики на предприятии