Роль транспортной логистики на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики существует большое количество предприятий желающих производить организованную доставку и транспортировку своей продукции, услуг. Исходя из этого транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.

Файлы: 1 файл

Реферат ЛТП.docx

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Роль транспортной логистики на предприятии

В условиях рыночной экономики существует большое количество предприятий  желающих производить организованную  доставку и транспортировку своей продукции, услуг. Исходя из этого транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.

Благодаря транспорту, логистический  процесс товародвижения (начиная  от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой  продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт  становится неотъемлемой частью единого  транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении. Исходя из этого можно определить цель  данной работы - определение сущности и роли транспортной логистики на предприятии.

Проанализировав историю  развития слова «логистика» можно  выделить основные этапы. [5] Понятие  логистики имеет свою давнюю историю. Слово «логистика» является греческим  по происхождению. В Древних Афинах была специальная должность - «логист», или чиновник общественного самоуправления (в V в. до н. э. их было около 30). С течением времени термин «логистика» употреблялся в различных науках и сферах деятельности человека. Например: В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации, в 1904 г. по предложению Ительсона, Лаланда и Кутюра философский конгресс в Женеве утвердил определение логистики как математической логики. В начале 20 века термин «логистика» в основном использовался в военном деле, и означал материально-техническое снабжение армии различными видами транспорта и способами. После Второй Мировой Войны во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. В начале 1970-х гг. были сделаны попытки определить этот термин как науку управления материальными ресурсами предприятия. К 1980 г. оптимизация хозяйственного управления потребовала освоения и применения методов физического распределения. Логистика выделилась из маркетинга и находит все большее применение в экономике, становится самостоятельной областью науки и практики, оставаясь в тесном взаимодействии с маркетингом.

Логистика - часть экономической  науки, предмет которой заключается  в организации рационального  процесса продвижения товаров и  услуг от поставщиков сырья к  потребителям, функционирования сферы  обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Транспортная логистика - это деятельность, которая организовывает процесс транспортировки товара с места производства через определенные маршруты к месту назначения.  Учёные выделяют две основные функции транспортной логистики: 1) перемещение грузов и 2) хранение грузов. Перемещение грузов - это изменение их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е. «связывают» капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов - в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта.

Функция транспортировки  определяет ее главную цель - доставку товаров в место назначения как  можно быстрее, дешевле и с  наименьшим ущербом для окружающей среды.

Хранение грузов как функция  транспортировки происходит в случаях  целесообразности экономии средств  на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава), недостаточности  складских мощностей и необходимости  изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время  нахождения грузов в пути.  В общем, использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хранения, либо если допустимо удлинение сроков доставки.

Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в  целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при  соблюдении экономии за счет масштабов  грузоперевозки и дальности маршрутов. Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что, чем крупнее  груз, тем меньше транспортные расходы  на единицу веса. Экономия за счет дальности  маршрута связана с тем, что чем  длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу  расстояния. Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания.

Для определения роли транспортной логистики на предприятии целесообразно  будет отобразить деятельность самих  логистов и их роль. В штат крупных  фирм грузоперевозчиков входят опытные  логисты. Основная сфера их деятельности состоит в организации четкой работы с грузоперевозчиками, разработкой краткого и оптимального маршрута, выбора транспортного средства, который больше всего подходит к конкретному случаю. Так же логисты занимаются организацией хранения груза, его сопровождения и охраны.

В сферу деятельности логистов входят погрузочно-разгрузочные работы, упаковка и маркировка груза, а также  фрахт транспортного средства, подготовка сопроводительных документов, страхование  груза.

Подводя итоги, можно сделать  вывод, что логистика это самостоятельная  наука, которая формировалась и  изменялась начиная ещё с древних времён. Как и любая другая наука логистика имеет различные направления, среди них выделяют и транспортную логистику – наука о правильной и рациональной доставке грузов. Роль, которую играет транспортная логистика на предприятии, гораздо более сложная, чем просто осуществление отгрузки товаров заказчикам. Только посредством хорошо организованной системы транспортировки продукция может быть доставлена в нужное время в нужное место строго в соответствии с требованиями клиента. Такая транспортная логистика становится между производителем и заказчиком своего рода мостом.

Таким образом, система транспортной логистики является базой для  эффективного и целесообразного  бизнеса в целом, давая толчок к развитию и всем остальным логистическим  службам компании. Умелая транспортная логистика, способствуя улучшению  качества обслуживания клиентов, делает предприятие намного конкурентоспособней.

Литература:

1. http://logistic-info.org.ua/transportnaja-logistika.html

2. http://www.logisticsglobe.ru/?p=212

3. http://pereezdpro.ru/rol-i-naznachenie-transportnoj-logistiki.html

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-М.: ИНФРА-М,2007.

5. http://learnlogistic.ru/istoriya-razvitiya-logistiki/

Сервис

транспортного обслуживания потребителей

 

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными  организациями, осуществляются с

помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

• платы, взыскиваемые за перевозку  грузов;

• сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

• правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на

продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

• транспортному предприятию —  возмещение эксплуатационных расходов и

возможность получения прибыли;

• покупателю транспортных услуг  — возможность покрытия транспортных расходов.

Как показано в предыдущем параграфе, одним из существенных факторов,

влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за

клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в

транспортные тарифы. Например, железные дороги Украины испытывают сегодня

серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области пере возок  небольших

партий грузов так называемых мелких малотоннажных отправок. Это оказывает

сдерживающее влияние на рост соответствующих  железнодорожных та рифов.

     Умелым регулированием уровня тарифных ставок раз личных сборов можно

стимулировать также спрос  на дополнительные услуги, связанные с перевозкой

грузов. На пример, относительное снижение в феврале 1994 г. уровня ставок сбора

за охрану и сопровождение грузов подразделениями военизированной  охраны

Министерства путей со общения позволило увеличить спрос на эту услугу и

повысить сохранность перевозимых  грузов.

Системы тарифов на различных видах  транспорта имеют свои особенности.

Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте

для определения стоимости перевозки  грузов используют общие, исключительные,

льготные и местные тарифы.

Общие тарифы — это основной вид  тарифов. С ее помощью определяется стоимость

перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются та рифы, которые устанавливаются  с

отклонением от общи тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти та

рифы могут быть повышенными  или пониженными. Они распространяются, как

правило, лишь на конкретные грузы

Исключительные тарифы позволяют  влиять на размещение промышленности, так как

с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья,

например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с

помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года,

добиваются снижения уровня неравномерности  перевозок на железных дорогах.

Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в

устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при  перевозке грузов для определенных целей, а

также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти

тарифы, включающие в себя размеры  плат за перевозку грузов и ставки различных

сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и

грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой

грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами

железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку

веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование

грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.

Перечислим основные факторы, от которых  зависит размер платы при перевозке

грузов по железной дороге.

     Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной,

контейнерной, малотоннажной — весом до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой

отправкой — весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.

     Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой,

большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько  километров

в сутки должен проходить груз.

     Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по

кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках

грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное

расстояние — в случае перевозки  негабаритных грузов или перевозки грузов

пассажирской скоростью.

     Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге

груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических

вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае

будет различным.

     Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер

могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или

грузоотправителя.

     Количество перевозимого груза — фактор, также оказывающий существенное

влияние на стоимость перевозки.

     На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов

используют следующие  виды тарифов:

•сдельные тарифы на перевозку грузов;

• тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

• тарифы за повременное пользование  грузовыми автомобилями;

• тарифы из покилометрового расчета;

• тарифы за перегон подвижного состава;

•договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают влияние следующие

факторы:

• расстояние перевозки;

• масса груза;

объемный вес груза, характеризующий  возможность автомобиля. По этому

показателю все перевозимые  автомобильным транспортом грузы  подразделяют на

четыре класса;

• грузоподъемность автомобиля;

Информация о работе Роль транспортной логистики на предприятии