Понятие логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 29.34 Кб (Скачать файл)

ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКА

 

Логистика — часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.  
 
Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контролем движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. [2] 
 
С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. 
 
Логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. По сути, область применения логистики настолько специфична и нова, что в настоящий момент специалисты данной профессии на рынке труда испытывают большие трудности.

 
ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКА

 
Этимология слова «логистика» в русском языке неоднозначна: термин «логистика» производят как от древнегреческих корней (log-мышление, logistea-исскуство практического проведения расчетов), так и от французского (loger-квартировать, помещать, устраивать постой). Последняя трактовка объясняется тем, что возникновение и развитие практической психологии связывают с военным делом, с проблемами военных сообщений. 
 
В античной математике под логистикой понимали совокупность известных в то время вычислительных и измерительных алгоритмов – в отличие от развиваемой путем содержательных рассуждений «теоретической математики». Кроме того, в Древних Афинах существовало государственное учреждение «логистерия», где проверялись финансовые отчеты афинских должностных лиц. 
 
В настоящее время издания, базирующееся на материалах статей из философских словарей Германии, США и Великобритании, трактуют логистику как современную форму логики, отличающуюся от традиционной как своей формализованностью, так и тем, что ее основным методом является логическое исчисление. Логистика в широком смысле – это учение о логическом исчислении, его предпосылках и применении; логистика в узком смысле – только учение о логическом исчислении. В логистике выделяют: исчисление высказываний, предикатов, классов, отношений, модальностей, а также многозначную логику, комбинаторную логику и силлогистику. 
 
В официальной советской классификации наук термин «логистика» вообще не имел отношения не только к экономике, но и к общественным наукам в целом. Логистика трактовалась как: 
 
1. синоним термина «математическая логика»; 
 
2. наименование этапа в развитии математической логики, представленного работами Б. Рассела и его школы. Указывалось, что термин «логистика» имеет ряд производных: логистический метод (способ изложения формальной логики посредством построения формализованных языков), логистическая система (то же, что формальная система). 
 
Основоположником логистики в ее современном понимании является А. Жомини, который систему управления войсками подразделял на стратегию, тактику и логистику. Он утверждал, что логистика занимается не только перевозками, но и широким кругом вопросов, включающих планирование, управление и снабжение. 
 
Термин «логистика» до сих пор не получил экономического определения. Во многом это объясняется тем, что логистика включает множество направления и акцентирование внимания на одном из них существенно меняет смысл и содержание самого определения. Содержание дефиниции логистики в значительной мере является следствием функционального значения логистики. 
 
Так, Американское общество инженеров – логистиков предложило следующее определение: логистика есть искусство и наука управления, техники и технической активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения для реализации намеченных операций во имя достижения поставленной цели. Французские специалисты трактуют логистику как совокупность различных видов деятельности в целях получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в определенном месте. 
 
Ряд немецких ученных под логистикой подразумевает процесс планирования, реализации и контроля, эффективных и экономных (с точки зрения затрат на перемещение и хранение) материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а так же связанной с их транспортировкой информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентуры. 
 
Достаточно интересную трактовку понятия логистики дает Д. Уотерс, определяя ее как функцию. Он пишет: «логистика это функция, отвечающая за материальный поток, идущий от поставщиков в организацию, проходящий через операции внутри организации и за тем уходящий к потребителям». В этой же книге приводится определение, которое дают специалисты Института логистики и транспорта – ведущей профессиональной организации Великобритании в этой сфере. Они считают, что логистика это – зависящая от времени местоположение ресурсов, или стратегическое управление всей цепью поставок. Таким образом, в зарубежных публикациях акцент делается все же на практической стороне логистической деятельности. 
 
В отличии от зарубежных публикаций, в российской экономической литературе при определении самого понятия логистики авторы делают акцент на научные аспекты. Одно из самых лаконичных определений приводит Б. К. Плоткин: «Логистика это научная дисциплина об управлении потоками в системах». Несмотря на краткость, такое определение все же является слишком широким и всеохватывающим, так как в нем не уточняется, какими именно потоками, в каких системах и с какой целью осуществляется процесс управления. 
 
М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров в работе «Логистика» предлагают следующее определение. Логистика – теория и практическая деятельность по планированию, организации, функциональному управлению и контролю процессов движения совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в системе рыночной экономики. Итак, применение логистики означает регулирование всего процесса изготовления продукции и оказания услуг от поставщика ресурсов до потребителя конечной продукции. Основной экономический эффект логистического подхода достигается за счет сокращения запасов материальных ресурсов и времени доставки. Главным преимуществом комплексного управления грузовыми перевозками и складским хозяйством является оптимизация суммарных затрат по продвижению и хранению ресурсов. 
 
Поиск новых источников повышения эффективности деловых фирм приводит к расширению зоны изыскания резервов за пределами фирм. Кроме того, возникла потребность оптимизировать всю совокупность ресурсного потенциала фирм. 
 
Логистика позволят экономическим субъектам формировать эффективную стратегию по обеспечению своего конкурентного преимущества на основе ориентации на конкретного, детерминированного в пространстве и во времени потребителя. При этом, логистическое мышление включает гораздо более широкий круг вопросов, чем только управление физическим распределением продукции. Для принятия квалифицированного решения необходимо формализовать возможно больший массив информации, адекватно описывающий как саму фирму, так и окружающую ее внешнюю среду. Достижению этих целей и служит логистика, которая знаменует переход от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования. 
 
                          ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАК НАУКИ

 
   Если обратиться к истории, то решающим фактором для возникновения логистики были армия и войны. Само существование логистики берет начало во французских вооруженных силах конца XVII века - в то время под логистикой понималась совокупность мер, направленных на обеспечение военных действий необходимым снаряжением, провиантом и боеприпасами.  
В наши дни логистика определяется как движение сырья или товаров от места добычи до производства и от производства – до места сбыта. Совет Логистического Менеджмента дает следующую формулировку: «Логистика - это процесс планирования, осуществления и управления эффективным и оптимальным по затратам процессом движения и складирования сырья, данных о наличии товаров на складе,готовых товаров и сопутсвующей информации от пункта производства до пункта потребления с целью удовлетворения требований потребителя."  
В современном мире логистика – это очень обширная сфера деятельности, от которой во многом зависит уровень жизни общества. Потребители привыкли ждать от логистики высококачественного сервиса и, собственно, вспоминают о ней лишь когда возникают проблемы с доставкой товаров или услуг. В условиях непрекращающейся борьбы за повышение производительности, бизнес прошел долгий путь по преодолению возникающих трудностей, одновременно улучшая логистику. Несмотря на то, что многие из этих изменений коснулись управления цепочками поставок и распределения, основная задача логистики осталась прежней: организация наиболее качественного обслуживания покупателя с наименьшими затратами.  
Что же до глобальной экономики, то целью транснациональных корпораций является достижение максимальной эффективности процесса доставки товаров и услуг до потребителя, будь то частный покупатель или другая корпорация. Поэтому, несмотря на огромный прогресс, который предприятиям, да и целым странам, удалось достичь в развитии логистики, остается еще широкое поле деятельности для дальнейшей оптимизация этих процессов. На то есть несколько причин:  
1) потребители ожидают и требуют более высокого уровня обслуживания;  
2) Появление Интернета размыло границу между потребителем и производителем;  
3) Благодаря Интернету обмен информацией между потребителями стал куда более интенсивным.  
 
Во всем мире (особенно в США) потребители ждут от корпораций не только предоставления заказанных товаров. Помимо технической поддержки по использованию того или иного продукта, потребители ожидают от компаний предоставления дополнительных услуг. Эти дополнительные сервисы могут быть ориентированы непосредственно на потребителя, на продвижение товара или услуги, на более эффективное производство или на уменьшение временных затрат.  
 
За последние 10 лет в логистике произошло больше изменений, чем за все годы со времен промышленной революции. Будучи отраслью с широкими возможностями, логистика указывает дальнейший путь развития процессов цепочки поставок, тем самым позволяя производству сосредоточиться на своих основных задачах. Традиционная цепочка поставки состоит из пяти звеньев: поставщик, производитель, дистрибьютор, розничный продавец и конечный потребитель. В некоторых отраслях электронная коммерция, вкупе с информационными технологиями, делают возможным прямое взаимодействие поставщика или производителя с потребителем. Тем предприятиям, которые хотят выжить в конкурентной борьбе и остаться на рынке, следует сосредоточить свои усилия на улучшении качества логистики в трех областях: обработка заказов, доставка и управление складами.  
Сегодня компьютеры, электронная почта и Интернет позволяют значительно сократить цикл заказа и одновременно создать непрерывный процесс без использования бумажной документации, удобный как для потребителя, так и для компании. Многие корпорации уже разрабатывают "виртуальные организации" – целостные, состоящие из интерактивных частей, системы, охватывающие множество отделов и подорганизаций. Отдача от такой интеграции настолько велика, что обеспечивает этим компаниям существенные конкурентные преимущества - за счет наилучшего обслуживания клиента и минимизации времени исполнения заказа.  
 
Пользуясь услугами интернет-провайдеров, потребители, будь то частные лица или корпорации, получают доступ к источникам информации, а также имеют возможность делать заказы напрямую у корпораций и общаться с другими пользователями Сети. 
 
                                                 ИСТОРИЯ ЛОГИСТИКИ

   Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. 
  Известно, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в нужных количествах. Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики, логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управлениядвижением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем ипроизводства. 
   В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товаро-движенческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

  Логистика, с одной стороны, — это планирование, управление и контроль 
поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока. Многие специалисты исследуемой области отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

 
  Логистика, кроме того, определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая 
связывающую эти задачи информационную систему. 
В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. 
   В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю. В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле. Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации. 

   В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логистику). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации.

  В логистической цепи  (Приложение 1) выделяют следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции. 
  Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает кадры, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции. 
 
    Усложнение производства и обострение конкуренции в 90-х гг. нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

 
   Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала,задействованного в рамках рыночной стратегии. Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг 
другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным 
потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и 
технологии физического перемещения товаров; разработка способов управленияоперациями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства. 
 
   В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало, чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.  
 
   К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. 
 
 


Информация о работе Понятие логистика