Понятие и сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:48, реферат

Описание работы

Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя. В начале ХХ века в России профессора Петербургского института путей сообщения издали труд «Транспортная логистика», на его базе были построены модели перевозки войск, которые получили практическое применение при проведении и планировании военных действий Первой мировой войны. В ходе Второй мировой войны логистика имела широкое применение в материально‑техническом снабжении армии.

Файлы: 1 файл

логистика.docx

— 20.79 Кб (Скачать файл)

1. Понятие  и сущность логистики

Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя. В начале ХХ века в России профессора Петербургского института путей сообщения издали труд «Транспортная логистика», на его базе были построены модели перевозки войск, которые получили практическое применение при проведении и планировании военных действий Первой мировой войны. В ходе Второй мировой войны логистика имела широкое применение в материально‑техническом снабжении армии. Активное применение логистики в экономике относится к 60–70 годам прошлого века. До середины прошлого века не придавалось большого значения созданию схем поставки товара. Этот период характеризуется развитием производства. Однако к середине прошлого века возникла необходимость поиска путей создания конкурентных преимуществ. На этом этапе денежные вложения в систему распределения влияют на положение поставщика на рынке сильнее, чем капиталовложения в сфере производства. Отслеживание всех этапов движения сырья, деталей и конечной продукции позволяет увидеть потери, допускаемые в привычных схемах управления материальными потоками. Логистику стали применять для более эффективного управления материальными потоками. Активному применению логистики помог научно‑технический прогресс, который сделал компьютерные технологии и моментальную связь более доступными. Это позволило следить за материальными и информационными потоками, управляя ими на всех этапах перемещения.

 

2. Конкурентоспособность  как экономическая категория 

Конкурентоспособность товара — это комплекс потребительских  и стоимостных характеристик  товара, которые определяют его успех  на рынке.Одной из составляющих конкурентоспособности является качество продукции (услуги). Качество продукции — это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.Производственная деятельность любого предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.Успешная работа предприятий в условиях конкуренции зависит от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера.

Основными требованиями для  достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной  технологии, современных методов  менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности  и ритмичности процессов.

Рассмотрим логистику  в качестве фактора повышения  конкурентоспособности. Это предполагает, что последствия принимаемых  решений в данной области должны поддаваться измерению и плане  их воздействия на функциональные затраты  и на доходы от продажи товаров. В  связи с этим актуализируется  задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно  отражающих связь логистики с  основными экономическими и финансовыми  индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные параметры  последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера:

- наличия хорошо отлаженной  учетно-информационной системы;

- проведення комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;

- определения доли прибили  от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

В зарубежной экономической  литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК - прибыль на инвестированный капитал). При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения фирм конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.

 

 

Существенное влияние  на оборотный капитал логистика  оказывает через сокращение запасов  сырья, полуфабрикатов, комплектующих  и готовых изделий. Очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, и значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровней запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством - составная часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а, следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга.Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и на его соотношение с прибылью.Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности. Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее.

 

На рынке инвестиционных товаров важным конкурентным фактором является надежность отгрузки. Она  существенна для получения повторных  заказов от потребителя или для  получения заказов от новых потребителей по рекомендации прежнего заказчика. Значимость надежности отгрузки обусловлена тем, что она должна вписываться, по сути дела, в разного рода примеры, происходящие у потребителя, включая зачастую строительство, укомплектование персоналом, его обучение и т.д. Воздействие на конкурентоспособность очень велико, поскольку повторный заказ нередко оказывается наиболее прибыльным предпринимательством с точки зрения долгосрочной перспективы по причине более низких до продажных и послепродажных издержек, более низких затрат на проектирование и стандартизацию продукции. Надежность отгрузки также является фактором, оказывающим влияние па производство по повторным заказам для такого вида продукции, как оборудование и приборы.

 

На рынке потребительской  продукции длительного пользования  надежность отгрузки в большинстве  случаев не является доминирующим фактором, так как данный вид товара, как  правило, всегда имеется в каналах  распределения, а надежность оказывает  лишь незначительное воздействие на запасы. Потребители и сбытовики  часто легко соглашаются с  определенной степенью ненадежности или  неопределенности в отгрузках без  смены поставщика или марки. При  таких условиях логистика является главным образом фактором сокращения затрат, а не инструментарием маркетинга. Однако она все-таки может иметь  большое значение с точки зрения повышения качества услуг. Особенно в деле сокращения сроков выполнения логистических операций при запуске производства новой продукции, а также в организации производства с широкой разновидностью моделей.

Какова роль логистики  на рынке промышленных материалов, т.е. продукции, которая используется потребителями в качестве компонентов? В этом случае продукция изготовляется  в основном по спецификациям потребителя, но после ее разработки она является стандартной, а производство - повторным. Из этого следует, что надежность отгрузки имеет большое конкурентное преимущество перед другими факторами, например, скоростью или частотой отгрузок.

Таким образом, когда на многочисленных рынках товаров вероятность дифференцирования  продукции по ее свойствам или  по качеству уменьшается, а корпоративный  имидж или стратегия фирм трудноизменяемы  в краткосрочной перспективе, логистика  становится все более важным конкурентным фактором.В таких условиях конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы посредством своей логистической деятельности добиваться: различий в сегментации рынка, изменений в экономическом окружении и рыночных требованиях, а также изменений собственных и чужих тактических маневров. Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности.

Повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики - процесс непрерывный и динамичный.

В сферах производства и  обращения применение логистики  позволяет:

- снизить запасы на  всем пути движения материального  потока;

- сократить время прохождения  товаров по логистической цепи;

- снизить транспортные  расходы;

- сократить затраты ручного  труда и расходы на операции  с грузом.

Зарубежная литература, имеющая  отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают  логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.


Информация о работе Понятие и сущность логистики