Понятия «логистика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Большинство из них связывают это понятие с материальным потоком и потоком информации. Всю совокупность определений логистики можно объединить в две группы. Первая группа определений трактует логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Вторая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных и информационных потоков.

Файлы: 1 файл

к.р__логистика.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИФИ»

Димитровградский инженерно-технологический институт

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Дисциплина «Логистика »

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Вариант № 1

 

 

Студент       гр. МОз-41 Ижболдина Алёна Сергеевна            (                        )

(группа, фамилия, имя,  отчество)  (подпись) 

 

Руководитель     Попова Маргарита Викторовна                   (                         )

(фамилия, имя, отчество)   (подпись)

Димитровград 2013

  1. Определение понятия «логистика».

История термина

Понятие логистики имеет  свою историю. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных  контролеров называли логистами. В  Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.

В дальнейшем термин «логистика»  стали использовать для характеристики навыков и практики расположения и перемещения воинских подразделений  и обозных служб. Император Византии Леон VI, живший в IX-X вв. нашей эры, использовал  термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение  войск». В начале XIX в., в эпоху наполеоновских войн, логистика определялась как наука об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. В России в середине XIX в., согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи неприятеля, организация их тылового обеспечения.

Новый этап в развитии военной  логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические  подходы стали широко применяться  при планировании и подготовке военных  операций.

В 50-е годы XX в. было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. В начале 70-х годов XX в. логистический подход начинает широко применяться в экономике различных стран.

Постепенно понятия логистики  и логистического управления наполнялись  многообразным содержанием и  проникали в различные сферы  производства и товарообращения.

Определение понятия  логистики

Существует несколько  подходов к определению понятия  логистики. Большинство из них связывают  это понятие с материальным потоком  и потоком информации. Всю совокупность определений логистики можно  объединить в две группы. Первая группа определений трактует логистику  как направление хозяйственной  деятельности, которое заключается  в управлении материальными и  информационными потоками в сферах производства и обращения. Вторая группа определений рассматривает логистику  как междисциплинарное научное  направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных и информационных потоков.

В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому  направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными  и информационными потоками в  сферах производства и обращения.

В терминологическом словаре  по логистике, изданном в России в 1995 г., дается такое определение логистики: «Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».

Обобщая все сказанное  выше, можно предложить более краткое  определение логистики.

Логистика – наука  об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника  до конечного потребителя.

Содержание процесса логистики

Выделяется два аспекта  логистической деятельности на предприятиях.

Первый связан с понятием индустриального инжиниринга и  затрагивает проблемы эксплуатации складов и транспортных средств, выбора и использования погрузочного оборудования, способа упаковки, функционирования информационно-управляющих систем.

Второй аспект касается собственно организации и управления материальными  потоками на макро- и микроуровнях и сводится к анализу взаимовлияния различных факторов в процессе функционирования логистической системы.

Логистика рассматривается  как система, обеспечивающая рыночную ориентацию управления предприятием, что и определяет содержание деятельности предприятия по установлению его  связей с потребителем. Основными  направлениями работы, осуществляемыми  в этой области, являются:

  • изучение рынка и прогнозирование спроса на конкретные виды продукции;
  • закупка материальных ресурсов, потребных для производства продукции, принятие решений о размерах запасов и управление запасами;
  • организация материальных потоков в производстве;
  • организация товарораспределения: подбор и упаковка готовой продукции, транспортирование ее к месту назначения, поставка продукции потребителю, оформление необходимой документации.
  1. Критерии качества логистического сервиса.

Понятие сервиса  в логистике

Работа  по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется сервисом.

Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и  представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров потребителю. Объектом логистического сервиса являются предприятия производственной и непроизводственной сферы, население.

Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области послепродажного обслуживания.

Все работы в области логистического сервиса можно разделить на три  основные группы:

  • предпродажные, т.е. работы по определению политики предприятия в сфере оказания услуг и формированию системы логистического обслуживания;
  • работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров, например предоставление информации о прохождении грузов; подбор ассортимента, упаковка, формирование грузов единиц и т.п.;
  • послепродажный логистический сервис, включающий в себя гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.п.

Система логистического сервиса

Формирование  системы логистического сервиса

Определение политики предприятия в сфере  оказания услуг связано с формированием  системы логистического сервиса  и предполагает проведение комплекса  взаимосвязанных работ.

Действия  по формированию системы логистических  услуг выполняются в следующей  последовательности:

  1. сегментация потребительского рынка, т.е. разделение его на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления;
  2. определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;
  3. ранжирование услуг, входящих в составленный перечень. Сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах;
  4. определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;
  5. оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;
  6. установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.

При этом сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому  фактору, по характеру оказываемых  услуг или другому признаку. Выбор  значимых для покупателей услуг, их ранжирование и определение стандартов логистического обслуживания производится путем проведения опросов потребителей.

Уровень логистического обслуживания

Основным  критерием, позволяющим оценить  систему сервиса, как с позиции  поставщика, так и с позиции  получателя услуг, является уровень  логистического обслуживания.

Уровень логистического обслуживания – это  количественная характеристика соответствия фактических значений показателей  качества и количества логистических  услуг оптимальным или теоретически возможным значениям этих показателей. Расчет уровня логистического обслуживания выполняется по следующей формуле:

(2.7.1)


где Y – уровень логистического обслуживания;

m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистических услуг;

М – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.

Пример 1. Рассмотрим деятельность оптового предприятия, торгующего запасными частями к автомобилям определенной марки. Допустим, что общий список запасных частей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 500 видов. Тогда уровень обслуживания будет равен

 

Уровень обслуживания можно оценивать также, сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего  комплекса возможных услуг в  процессе той же поставки. Расчет выполняется  по следующей формуле:

(2.7.2)


где n и N – соответственно фактическое и теоретически возможное количество оказываемых услуг;

ti – время на оказание i-й услуги.

Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, оказание которых сопряжено со значительными  затратами, а отсутствие – с существенными  потерями на рынке.

Зависимость расходов на сервис от уровня обслуживания показана на рис. 1.

 
Рис.1. Зависимость затрат на обслуживание от уровня обслуживания

 

Начиная от 70% и выше затраты на сервисное  обслуживание растут экспоненциально  в зависимости от уровня обслуживания и при достижении уровня 90% увеличение объема логистического сервиса становится невыгодным. При этом снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса (рис.  2).

 
Рис. 2. Зависимость потерь, вызванных  
ухудшением обслуживания, от уровня обслуживания

 

Задача  логистической службы заключается  в поиске оптимальной величины уровня обслуживания. Графически оптимальный  размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от уровня обслуживания (рис. 3).

 
Рис. 3. Зависимость затрат и потерь от величины уровня обслуживания

Критерии качества логистического обслуживания

Для оценки качества логистического обслуживания применяются следующие критерии:

  • гибкость поставки;
  • надежность поставки;
  • длительность выполнения заказа.

Гибкость поставки характеризует степень удовлетворения пожелании клиента об изменении первоначальных условий поставки без нарушения согласованного срока выполнения заказа. Сюда относят возможность изменения формы или способа передачи заказа, вида тары и упаковки по сравнению с установленными в рамках спецификации заказа и др.

Надежность поставки определяет способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки выполнения заказа. Существенным фактором, влияющим на надежность поставки, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых поставщик несет ответственность за нарушение сроков поставки.

Длительность выполнения заказа характеризует календарный период с момента получения заказа до поставки партии товаров потребителю. Длительность выполнения заказа включает в себя время оформления заказа, изготовления (если заказанные товары отсутствуют на складе), упаковки, отгрузки и доставки потребителю.

Послепродажное  логистическое обслуживание

Послепродажное  логистическое обслуживание представляет собой комплекс услуг по техническому обслуживанию товаров в течение  всего срока их эксплуатации, информированию и обучению потребителей.

Логистическое обслуживание в послепродажный период включает следующие основные мероприятия:

  • определение услуг, предоставляемых клиенту посла продажи товара;
  • установление порядка послепродажного обслуживания в ходе обсуждения условий его поставки;
  • подготовку и выпуск необходимой технической документации, обучение пользователей товаров;
  • реализацию запасных частей, а также инструментов и измерительных приборов, позволяющих осуществлять уход за поставляемыми товарами;
  • управление процессом логистического обслуживания путем прямого его осуществления или посредством контроля за качеством обслуживания, проводимого субподрядчиками, дистрибьюторами или самими клиентами;
  • определение и возможную подготовку необходимой инфраструктуры и помещений для хранения запасных частей и проведения ремонтных работ;
  • управление транспортными средствами, погрузоразгрузочными работами, временным складированием и упаковкой в ходе перемещения запасных частей, а также передвижениями обслуживающего персонала.

Информация о работе Понятия «логистика»