Логистика аутсорсинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:18, реферат

Описание работы

На основе зарубежных источников можно утверждать, что аутсорсинг логистических услуг - определяется передача части или всех логистических функций, в основном непроизводственного характера, сторонним логистическим организациям — провайдерам логистических услуг (3PL провайдерам). Сочетание эффективности применения инструментов логистики и тенденции концентрации предприятий на основных видах деятельности («ключевой компетенции») дает широкие возможности для развития рынка логистического аутсорсинга и специализированных логистических посредников.

Файлы: 1 файл

логистика аутсорсинга.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

Как видно из табл. 1 основными  операциями, передаваемыми на аутсорсинг, являются складирование, транспортировка и грузопереработка, а также таможенные услуги. Эти услуги традиционно оказываются клиентам узкоспециализированными логистическими посредниками (перевозчиками, таможенными брокерами, складскими операторами и п.т.). Однако сейчас рынок развивается в направлении повышения комплексности оказываемых услуг.

Согласно мировой теории логистики, компанию можно признать 3PL -провайдером, если она во-первых, оказывает транспортно-экспедиторские услуги, а во-вторых-- услуги добавленной стоимости (погрузка/выгрузка, услуги по комплектации ассортимента, складские услуги, управление грузопотоками в цепи, маркетинговые и финансовые услуги).

Характерным признаком 3PL -провайдера является сочетание собственных  и привлеченных по субподряду активов. Дополнительный признак - наличие собственной  агентской сети, обеспечивающей нарастание объемов услуг добавленной стоимости  и экономию за счет масштаба. 

 Весь спектр услуг,   оказываемых 3PL- провайдером, может быть условно разделен на четыре группы (рис. 1) [8]:

 

 

 

Функции 3PL-провайдера

   
             
             

Операции с грузовым потоком

 

Услуги по информационному  обеспеченью

 

Документооборот

 

Управление грузовым потоком

                     

Прямая транспортировка

 

Проектирование информационных систем управления и мониторинга  товарно-транспортных потоков

 

Таможенное декларирование

 

Организация схемы доставки

Складирование, грузопереработка, перевалка грузов

 

Выбор информационного обеспечения

 

Подготовка документов для  экспорта/импорта и фрахтования

 

Выбор перевозчиков/экспедиторов

 

Консолидация, маркировка грузов и прочие операции

 

Поддержка информационных систем

 

Проверка и отслеживание счетов на оплату услуг контрагентов

 

Мониторинг надежности работы контрагентов

       

Оформление договоров  с контрагентами по доставке

 

Переговоры о тарифах

       

Оформление платежей за перевозки

 

Экспедирование грузов

                     

Рис. 1.Функции 3PL-провайдера 

Форму организации бизнеса 3PL-провайдеров можно определить как комбинацию ряда особенностей:

1. владение парком транспортных  средств и управление ими;

2. владение складскими  помещениями и управление ими;

3. предоставление широкого  ассортимента логистических услуг;

4. наличие операционных  и информационных технологий;

5. управление перемещениями  грузов в глобальных цепях  поставок.

Однако на российском рынке  логистических провайдеров третьего уровня немного. И зачастую компании, позиционирующие себя как 3PL-компании, таковыми не являются. Во многом это связано с тем, что логистика в России начала свое становление сравнительно недавно.             

Помимо этого часто  называют следующие причины слабого  развития 3PL в России:

1. недостаточная управленческая  культура;

2.  уровень большинства российских операторов низок, за исключением нескольких ведущих игроков российского рынка, поэтому крупные иностранные компании пользуются услугами зарубежных логистических провайдеров;

3.  «серые схемы» работы многих отечественных предприятий;

4. недостатки стратегического  менеджмента, проявляющиеся в  неумении правильно считать издержки: даже когда логисты предприятия  честно пытаются оптимизировать  стоимость по каждой отдельной  услуге, деньги начинают теряться  на стыках этапов; при этом  также страдает обеспечение сроков, бесперебойность, качество, надежность, сохранность и ответственность  по возникающим рискам.  

Среди 3PL-операторов, действующих  сейчас в России, необходимо выделить в первую очередь международных  игроков, среди которых есть очень  известные логистические компании. Например, компания FM Logistic Vostok осуществляет свою деятельность в составе холдинга FM Logistic, созданного во Франции в 1968 году, компания DSV, созданная в Дании в 1976 году, работает в России с начала девяностых. В 2008 году произошло слияние этой компании с известным международным логистическим оператором ABX Logistic. После слияния в 2009 году STS Logistics и RLS, объединенная компания STS/RLS Logistics стала одним из крупнейших логистических операторов России и СНГ, сеть представительств которой покрывает Россию, Украину, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, а также США, Европу, Японию и Китай. Так же на российском рынке логистических услуг действуют такие международные компании, как TNT, DHL, Kuhne & Nagel,   «Вельц», «Шенкер Россия» и др.

На данный момент всех 3PL-операторов можно условно разделить на две  группы: в одной из них преобладают  тяжелые логистические активы в виде складских площадей и больших автопарков, другие же предпочитают наращивать интеллектуальные мускулы, осуществляя свои операции на арендованных площадях и заключая долгосрочные договора с транспортными компаниями. При этом немалые средства идут на развитие информационных систем и складского оборудования. Например, компания STS/RLS Logistics вложила десятки миллионов рублей в складское оборудование и WMS систему Logistic Vision.                                                             

 В 1996 г. компанией  Accenture (Andersen Consulting) была предложена концепция 4PL, как системной логистической интеграции.  Было дано определение 4PL-провайдера как «интегрирующей структуры, собирающей ресурсы и технологии в своей организации и других структурах для разработки современных решений для цепей поставок и для последующей их реализации».       В отличие от 3PL-провайдеров, выполняющих определенные логистические операции, деятельность 4PL-операторов направлена на координацию и интеграцию ключевых бизнес-процессов в логистических цепях.

 Основными функциями,  возлагаемыми на 4PL-провайдера, являются: проектирование и оптимизация  цепей поставок; мониторинг выполнения  заказов в цепях поставок; мониторинг  товарно-транспортных потоков; оптимизация  транспортных схем и маршрутов  доставки; интеграция IT-систем и  приложений контрагентов цепи  поставок; ведение общего документооборота (в бумажном и электронном виде), управление складами и запасами  и т.п. Как правило, весь комплекс  услуг, не может быть выполнен  силами одного предприятия. Компетенция  4PL как раз и заключается в  привлечении услуг исполнителя.  Обычно такими исполнителями  являются логистические провайдеры 3-го уровня, привлекаемые для оперативной реализации физических логистических услуг. 

 По сути, 4PL-операторы  являются координационными центрами, которым  для осуществления своей деятельности не требуется ни автопарка ни складских площадей. 

 Однако клиенты аутсорсинговых организаций часто не готовы перейти на новую схему работы. Компании опасаются доверять все свои бизнес-процессы одной компании, и поэтому стремятся осуществлять основные логистические функции своими силами, основывая новые отделы и подразделения организации, тем самым увеличивая свои затраты. При этом, концепция 4PL-предполагает стратегическое взаимодействие аутсорсиговой организации с клиентом, партнерство. Т.е. аутсорсер должен быть заинтересован в эффективности деятельности компании-заказчика, чтобы у последней укреплялось доверие к 4PL-провайдеру.                               

Задачей 4PL-провайдеров является оптимальное интегрирование предприятий  или их отдельных подразделений  между собой при использовании  современных информационных технологий, чтобы процесс создания добавленной  стоимости становился наиболее экономичным  и бесперебойным. Это включает в  себя как организацию материальных и информационных потоков, так и  решение организационных вопросов внутри возникающих коопераций. 

 Однако в настоящее  время логистические компании, предлагающие услуги по интеграции  цепей поставок не распространены на российском рынке транспортно-логистических услуг. На нынешнем этапе развития рынка у большинства участников есть только желание совершенствоваться в достижении уровня 3PL-провайдера, но не у всех сегодня есть возможности – для этого многим не хватает компетентности в выборе необходимого профессионального консультанта.  Но динамика ранка и постоянно растущий уровень конкуренции будет заставлять компании искать пути по оптимизации своих издержек, одним из которых и является применение логистического аутсорсинга.

3PL, 4PL, 5PL логистические операторы — это интеграторы логистических процессов высокого уровня, когда вся цепочка поставок контролируется и управляется одним высококвалифицированным логистическим провайдером. Обычно такого типа операторы востребованы на конкурентных рынках. Их услугами пользуются транснациональные корпорации, производящие высокотехнологичные продукты при непрерывном производственном цикле. Транснациональных корпораций, пользующихся услугами 4PL-операторов, множество, это, в частности, Sony, Toshiba, автомобильные концерны (Ford, Daimler Chrusler) и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример логистического аутсорсинга

Если говорить о таком  виде груза, как продукты питания, в  том числе и напитки, то тут  есть своя специфика. Все начинается с того, что производитель объявляет  тендер на обслуживание регионального  дистрибуционного центра и заключает контракт с логистическим аутсорсером.  

Как известно, у компаний — производителей продуктов питания/напитков (например, пива) есть сезонные подъемы  и спады. Какой объем реализации по различным торговым маркам придется на высокий сезон, достаточно сложно точно спрогнозировать. Соответственно, у производителей возникает вопрос: что делать с тем резервом, который  неизбежно остается невостребованным? Бывает так, что колоссальное количество продукции, у которой истекают сроки  годности, отдается логистическому аутсорсеру на ответственное хранение.

В этом случае перед ним  стоит важная задача — обеспечить скорость обработки грузов и сроки  реализации товара. Производитель оговаривает  время погрузки и разгрузки машин  по минутам: быстро приняли — быстро отдали. Оператору вменяется в  обязанность руководствоваться  принципом FIFO (First In — First Out).

Дальнейшая схема разыгрывается  по заранее спланированному сценарию: условно говоря, 1 мая на склад  оператора приходит груз с датой  производства 1 апреля, на что логистический аутсорсер не обращает внимания, так как это не предусмотрено условиями договора. Если груз расставлять еще и по датам разлива, то необходимы площади, большие в разы, нежели имеются в наличии, кроме того, если документально оформлять приемку товара по датам разлива прямо на рампе, это существенно увеличит время приемки груза, что тоже не допускается грузовладельцем. Поэтому груз расставляется в соответствии с оговоренным принципом FIFO, поскольку именно так услуги и тарифицированы. Если тарифицировать их по принципу FEFO (First Expired — First Output), то получится совершенно другая стоимость, и оператор просто не пройдет по условиям тендера, что производителю также хорошо известно.

Срок реализации у пива в среднем составляет от 3 до 6 месяцев. К августу пришедший в мае  груз еще не весь продан и часть его остается на складе. Внезапно приходит еще фура (или даже несколько) с таким же пивом, но только произведенным в марте. Отказаться логистический аутсорсер не имеет права, кроме того, руководствуясь принципом FIFO, он ставит пришедший груз в конец линейки. В результате продукция пришла позже, а дата его производства — раньше.

Практически сразу на складе появляется представитель грузовладельца и запрашивает отчет по срокам реализации, в котором «совершенно  неожиданно» выявляется просроченный груз или груз, срок годности которого истекает. Главный нюанс заключается  в том, что, несмотря на указание сроков реализации приходящего груза в  компьютерной системе учета, логистический аутсорсер не может никак документально доказать, что именно этот груз пришел позже. Это невозможно, так как ни в накладных, ни в актах материального хранения, ни в какой-либо другой документации согласно условиям договора ни дата производства, ни сроки реализации продукции не указаны.

При этом акцент при выставлении  претензий грузовладельцем делается на нарушение принципа FIFO, якобы этот груз должен был быть отдан первым, а не был отдан вообще. В данном случае грузовладелец начинает злоупотреблять законодательством, настаивая на том, что именно несоблюдение этого принципа на складе привело к нанесению ущерба грузовладельцу и порче товара. 

Данный вариант беспроигрышен, так как магазины могут отказаться от товара, срок хранения которого истекает. Грузовладельцу известно о существовании  невостребованного товара, о том, что истекает срок его реализации, и его представители намеренно  не присылают заявок на отгрузку данной продукции с тем, чтобы потом, когда срок годности истечет, подвести это под понятие порчи и  возместить якобы причиненные им убытки во время хранения.

Определенные сложности  могут возникнуть у логистического аутсорсера в случае досрочного расторжения договора. Наступает момент, когда оператор понимает, что он не только не заработает на обслуживании, но еще и должен будет заплатить грузовладельцу за свою победу в тендере и предоставленную возможность оказать услуги по обработке его грузопотока, что на практике фактически разоряет его.

Предположим, производитель  объявляет о намерении расторгнуть  договор ранее указанного оператором срока. Например, по договору с момента  направления уведомления до прекращения  договорных обязательств должно пройти 90 дней, а производитель предлагает разорвать взаимоотношения за 2 недели. При этом производитель отказывает в выплате предусмотренных в  подобных случаях компенсационных  платежей, аргументируя это некачественно  оказанными услугами.

Информация о работе Логистика аутсорсинга