Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является разработка системы информационно-логистического обеспечения бизнес-процессов и сервиса абонентов в системе коммунального водоснабжения и водоотведения города, позволяющего повысить эффективность деятельности предприятий водоканала за счет использования собственных внутренних ресурсов, скрытых внеэффективных схемах работы предприятия.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. Методические основы логистического сервиса предприятий жилищно-коммунального хозяйства. 8
§ 1. Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города. 8
§ 2. Логистические принципы организации реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства. 12
ГЛАВА 2. Системы логистического сервиса предприятия водоснабжения и канализации. 15
§ 1. Моделирование логистических систем на предприятии водоснабжения и водообеспечения. 15
§ 2. Логистические принципы обработки информации на предприятии водоснабжения и водоотведения. 24
ГЛАВА 3. Прогрессивные способы организации логистических систем на предприятиях водоснабжения и водоотведения. 29
§ 1. Микрологистическая система «Kanban». 29
§ 2. Сущность и идея систем «MRP I» и «MRP II». 32
Заключение 36
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

1.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

В период сложных трансформационных сдвигов в российской экономике коренному реформированию должны быть подвергнуты как парадигма управления (в связи с новым содержанием социально-экономических процессов), так и сама система управления и используемые управленческие технологии, переориентированные на процессы децентрализации, расширение экономических прав регионов с одновременным учетом специфики объектов управления. Это в полной мере распространяется на естественные монополии, играющие особую роль в системе рыночных отношений, к которым относятся, в том числе предприятия коммунальной сферы, обеспечивающие население и организации водой, газом, теплом, электроэнергией.

В новых условиях хозяйствования управлению системой водоснабжения и водоотведения придается глубокий социально-экономический смысл, к нему предъявляются принципиально иные требования, пока еще не нашедшие адекватного воплощения в виде новой концепции управления естественными монополиями. В связи с этим появилась необходимость кардинального изменения управленческих технологий в сфере коммунальных услуг.

Избранный аспект рассмотрения проблемы обусловлен особой отраслевой остротой и спецификой решения задач в коммунальной сфере. Так, существенные изменения основ экономических взаимоотношений и возникшая внутриотраслевая организационная разобщенность привели к тому, что экономические показатели деятельности жилищно-коммунального хозяйства в последнее время резко снизились, увеличился дефицит денежных средств, направляемых на развитие отрасли, наметилась тенденция роста сумм неплатежей хозяйствующих субъектов и населения за предоставляемые им услуги, появились признаки снижения объемов подачи воды потребителям и определенные технико-технологические трудности с ее транзитом по причине высокой степени износа оборудования. Вследствие этого обозначилась опасность возникновения ситуации, при которой наметившийся подъем промышленного производства и объемов жилищного строительства будет тормозиться дефицитом водных ресурсов и как следствие нарушением баланса между качеством и ценой на коммунальные услуги.

Развитие логистики оказывает существенное влияние на жилищно-коммунальную сферу и структурные изменения в характере деятельности предприятий, входящих в нее. В основе логистического подхода к проблеме лежит единство трех основных потоков: материального, информационного и финансового. Их синхронизация и упорядочение позволят повысить эффективность работы хозяйствующего субъекта в целом.

Логистика как инструмент оптимизационного управления экономическими потоками в рыночной экономике способна существенно повысить устойчивость и конкурентоспособность предприятий коммунальной сферы.

Поэтому назревшей необходимостью и масштабностью практического решения задач устойчивого развития сферы водообеспечения в условиях рыночной экономики определяется значимость разработки эффективного экономического механизма управления ее внутренними финансовыми, материальными и информационными потоками, ориентированного на трансформацию функций управления и формирование комплекса мероприятий по обеспечению повышения качества процесса снабжения водой субъектов коммунального хозяйства.

 Разработкам концептуальных  основ логистики посвящены труды российских и зарубежных ученых: А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, Н.В. Афанасьева, А.Г. Белоусова, A.M. Гаджинского, Б.А. Голикова, М.П. Гордона, Ю.М. Горского, В.В. Дыбской, Е.А. Ерохиной, Е.П. Жаворонковой, Н.В. Зубанова, В.В. Зырянова, Е.К. Ивакина, Д.Д. Костоглодова, A.M. Корикова, B.C. Лукинского, Л.Б. Миротина, В.Н.Стаханова, Д.В. Стаханова, Р.В. Шеховцова, Д. Бауэрскока, Д. Клосса, М. Кристофера и др.

Общие теоретические  основы управления экономическими системами  в сфере услуг даны в работах таких ученых, как П. Ансофф, Р. Брейли, Ж. Йеннекенс, Н.П. Конопкова, Е.В. Кузнецова, Д. Клилланд, В.Н.Овчинников.

Исследованию экономических  проблем и вопросам деятельности предприятий коммунальной сферы  в системе рыночных отношений  посвящены труды В.В. Бузырева, В.И. Воропаева, Л.Б. Зеленцова, Н.Е.Симионовой, В.Д. Шапиро.

Работы вышеуказанных  авторов внесли значительный вклад  в развитие и становление системы логистической поддержки коммунального хозяйства, но вместе с тем ещё не сформирована целостная концепция информационно-логистического обеспечения бизнес-процессов и сервиса абонентов для предприятий коммунального хозяйства, что значительно сдерживает решение проблемы эффективного водоснабжения и водоотведения потребителей.

Целью исследования курсовой работы является разработка системы информационно-логистического обеспечения бизнес-процессов и сервиса абонентов в системе коммунального водоснабжения и водоотведения города, позволяющего повысить эффективность деятельности предприятий водоканала за счет использования собственных внутренних ресурсов, скрытых внеэффективных схемах работы предприятия.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих  задач, отражающих логику и структуру  исследования:

-изучить существующее  состояние методологии логистики в сфере жилищно-коммунальных услуг, а также исследовать особенности подходов к созданию информационно-логистических систем в системе водоснабжения и водоотведения города;

-разработать методику  снижения логистических издержек технологического процесса обработки информации;

-сформулировать концепцию  технологии расчетов с абонентами  на основе электронных платежей и интернет-технологий;

-разработать экономико-математическую  модель системы управления сервисом потребителей услуг предприятий ЖКХ на основе микрологистических критериев (индикаторов) деятельности абонентской службы предприятия;

-выработать подходы  к созданию информационно-логистических  систем в коммунальной сфере  на базе интегрированной информационной технологии управления логистико-ориентированными бизнес-процессами на предприятии.

Предметом исследования являются процессы информационно-логистического обеспечения бизнес-процессов и сервиса абонентов, осуществляемые в системе водоснабжения и водоотведения города.

Объектом исследования являются внутрихозяйственные логистические процессы на предприятии коммунальной сферы, связанные с повышением эффективности их работы на открытом конкурентном рынке.

 

ГЛАВА 1. Методические основы логистического сервиса  предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

§ 1. Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города.

 

 Эффективность финансово-хозяйственной  деятельности предприятий водоснабжения  и водоотведения зависит от управленческих решений, основой которых служит информация, предоставляемая действующей системой бухгалтерского учёта, которая направлена на формирование показателей финансовой отчётности, отражающей уже свершившиеся события.

Повышение эффективности  управленческих текущих решений в значительной степени обеспечивается использованием качественной информации о фактическом и прогнозируемом состоянии текущих бизнес-процессов, формируемой во внутренней управленческой отчётности, отражающей специфические финансовые и нефинансовые показатели объектов управленческого учёта текущей деятельности. На современном: этапе рыночных преобразований предприятий ЖКХ в: части водоснабжения и водоотведения очевидна необходимостью совершенствования тарифообразования, поскольку формирование тарифов существует в отрыве от фактических, условий функционирования предприятия, а их величина не соответствует реальным затратам и не обеспечивает реально необходимый производственный потенциал. Основными направлениями развития тарифообразования выступает применение современных методов калькулирования затрат на оказание услуг водоснабжения.

Исследование практики функционирования ряда предприятий водоснабжения и водоотведения РФ свидетельствует о том, что в процессе внедрения бухгалтерского учёта необходимо учитывать следующие факторы: 

    • отраслевые, особенности системы управления и процесса производства предприятий ВКХ;
    • виды затрат, определяющих формирование себестоимости услуг; организационную структуру водоканалов;
    • наличие информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений;
    • распределение полномочий и ответственности между уровнями управления.

Планирование показателей текущей деятельности на предприятиях ВКХ предполагает в рамках финансового учёта внедрение системы бюджетирования, включающей сводный бюджет, состоящий из двух и взаимосвязанных блоков: операционных и финансовых бюджетов. Кроме того, формирование бюджетов по бизнес-процессам деятельности водоканалов обеспечит систему управления своевременной и достоверной информацией. К бюджетам по бизнес-процессам можно отнести прогноз объёма оказания услуг, бюджет запасов материалов, бюджет обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Необходимым условием для постановки системы бюджетирования является наличие делегирования ответственности за бюджеты.

Помимо этого исследование практики управления на предприятиях ВКХ подтверждает ограниченное использование инструментария управленческого анализа. Это приводит к неэффективности управленческих решений. Поэтому совершенствование управленческого анализа, направленное на развитие приёмов и методов анализа, внедрение современных информационных технологий в процессе анализа не только финансовых, но и нефинансовых показателей, позволяют сформулировать качественную  информацию для повышения эффективности.

Управления  материальными потоками на предприятии водоснабжения и водоотведения представляет собой процесс целенаправленного воздействия на производственные подразделения, занятые продвижением материальных и информационных потоков из пункта производства в пункт потребления продукции.

Принятие управленческих решений осуществляется на основе данных о ходе движения производственных заказов, информации и ресурсах и потребительском спросе (рис.1) [5].

Рис.1. Основные данные, используемые  
в процессе управления материальными потоками.

 

С помощью поступающей с рынка сбыта и рынка снабжения информации формируется план материального обеспечения, в соответствии с которым организуется деятельность предприятия. По результатам проверки вырабатываются управленческие решения, направляемые на устранение отклонений от графика выполнения заказов. Таким образом, в системе управления материальными потоками осуществляется циркуляция информации и формируется замкнутый контур управления с обратной связью [5].

Рис.2. Система управления материальными потоками

Управление  материальными потоками на предприятии  предполагает выполнение следующих  функций.

  • Координация действий участников логистического процесса заключается в формулировании и доведении целей управления материальными потоками до отдельных подразделений, в согласовании отмеченных целей с глобальными целями предприятия и обеспечении на этой основе совместной слаженной работы всех звеньев логистической цепи.
  • Организация материальных потоков предполагает формирование и установление пространственных и временных связей между участниками товародвижения, а также создание системы управления материальными потоками на предприятии.
  • Планирование материальных потоков включает выполнение таких подфункций, как научно-техническое и экономическое прогнозирование, разработка программы действий и детализация планов. Прогнозирование предшествует собственно разработке планов и составлению программы действий. Оно выполняет задачу по оценке будущих тенденций состояния логистической системы [13].

В зависимости  от целей прогнозы в управлении материальными  потоками могут быть подразделены на следующие группы:

    1. прогнозы технического развития, целью которых является прогнозирование в области путей создания новых видов продукции и изменений в технологии производства, появления новых материалов;
    2. прогнозы спроса на продукцию с целью замены изготавливаемой продукции новой или уменьшения объема ее выпуска, определения тенденций в углублении диверсификации производства;
    3. прогнозы материальных ресурсов, имеющие целью определение потребности в материалах с учетом возможных изменений товарной политики предприятия;
    4. прогнозы изменения цен на материалы составляются с тем, чтобы создать запасы тех видов материалов, цены, на которые вероятно возрастут [3].

Информация о работе Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города