Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является разработка системы информационно-логистического обеспечения бизнес-процессов и сервиса абонентов в системе коммунального водоснабжения и водоотведения города, позволяющего повысить эффективность деятельности предприятий водоканала за счет использования собственных внутренних ресурсов, скрытых внеэффективных схемах работы предприятия.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. Методические основы логистического сервиса предприятий жилищно-коммунального хозяйства. 8
§ 1. Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города. 8
§ 2. Логистические принципы организации реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства. 12
ГЛАВА 2. Системы логистического сервиса предприятия водоснабжения и канализации. 15
§ 1. Моделирование логистических систем на предприятии водоснабжения и водообеспечения. 15
§ 2. Логистические принципы обработки информации на предприятии водоснабжения и водоотведения. 24
ГЛАВА 3. Прогрессивные способы организации логистических систем на предприятиях водоснабжения и водоотведения. 29
§ 1. Микрологистическая система «Kanban». 29
§ 2. Сущность и идея систем «MRP I» и «MRP II». 32
Заключение 36
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

1.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

§ 1. Микрологистическая система «Kanban».

«Kanban» - система организации производства и МТО, позволяющая наиболее полно реализовать принцип "точно вовремя". Разработана и впервые в мире практически реализована фирмой «Toyota» (Япония) в конце 60-х - начале 70-х гг. Систему «Kanban» на нынешнем этапе развития мировой экономики широко применяют предприятия, фирмы и компании Европы, Азии и Америки. Так, известно, что в США данную систему применяют около 30 фирм, в Германии – более 100, в Японии – все известные автоконцерны и фирмы, сотрудничающие с ними.

В настоящее  время система «Kanban» применяется как в переработанном виде, так и в комбинации с другими известными системами организации производства и МТО.

При работе по системе «Kanban» цех-изготовитель не имеет законченного плана и графика, он жестко связан не общим планом, а конкретным заказом цеха-потребителя, оптимизирует свою работу в пределах этого заказа. Конкретный график производства на декаду и месяц отсутствует. График производства фактически формируется обращением карточек «Kanban», т.к. до снятия карточки отбора графика фактически не было. 

Обращение карточек отбора и карточек заказа происходит следующим образом. Пусть на конвейерной  линии изготовляется продукция А, В и С. Элементы, необходимые для сборки (детали (а) и (b) изготовляются на предшествующем участке производства. Детали (а) и (b) складируются вдоль конвейера и к ним прикрепляются карточки заказа «Kanban». Рабочий с конвейерной линии, изготовляющей продукцию А, прибывает на место изготовления детали (а) с карточкой заказа «Kanban» и забирает необходимое количество деталей. Затем он доставляет полученные детали на линию сборки вместе с карточкой отбора «Kanban». Оставленные карточки заказа фактически формируют заказ на изготовление новых деталей [6].

При работе по системе «Kanban» производство постоянно находится в состоянии настройки, идет его юстировка под изменение рыночной конъюнктуры. Однако колебания спроса и рыночной конъюнктуры имеют свои пределы, за границами которых система начинает давать сбои. Предел прочности «Kanban» системы, по данным различных исследователей, составляет ± 10 % укрупненного плана. Система «Kanban» предполагает специфический подход к выбору и оцениванию поставщиков, основанный на работе с узким кругом поставщиков, отбираемых по их способности гарантировать поставку "точно вовремя" комплектующих изделий высокого качества. При этом количество поставщиков сокращается в 2 и более раза, а с оставшимися устанавливаются длительные связи. 

Головная фирма  оказывает поставщикам самую  разнообразную помощь, направленную в первую очередь на повышение  качества поставляемой ими продукции. Внедрение системы «Kanban» предполагает также применение системы всестороннего управления качеством, автономного контроля качества продукции, комплексной системы обеспечения высококачественной работы оборудования, распространение кружков качества и т.п.

Практическое  применение «Kanban» дает японским фирмам значительный эффект. Многие западные специалисты не без оснований считают, что высокая конкурентоспособность японской промышленной продукции в первую очередь обусловлена применением идей и методов системы «Kanban». Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, внедривших данную систему, показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные - на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества продукции.

Анализ деятельности свыше 80 фирм Германии показал, что при использовании логистической системы «Kanban» производственные запасы в среднем снижаются на 50 %, готовой продукции на 80 %, производительность труда повышается на 20 – 50 %. В этой отрасли совокупные объемы производственных запасов за несколько лет сократились в четыре раза. Наиболее показательным примером является фирма «Audi». Помимо значительного сокращения производственных запасов, здесь также уменьшилась потребность в складских площадях на 80 %, а затраты на погрузочно-разгрузочные операции – на 15 %. Если учесть, что по статистике омертвление капитала в запасах достигает более одной трети, то содержание запасов требует 20 – 40 % всех расходов потребителя, а до 50 % производственных площадей будет занято буферными складами. Поэтому достижения предприятий, применяющих логистическую концепцию в своей производственно-хозяйственной деятельности, особенно в рыночных условиях, весьма ощутимы.

В конце 90-х гг. ХХ в. Ванкуверское подразделение компании «Hewlett-Packard», специализирующееся на производстве принтеров, благодаря внедрению японской системы производственной логистики «Канбан» в течение года было преобразовано в предприятие с минимальными запасами (запасы уменьшились с 3,5 до 0,9 месяца) и значительно сокращенным производственным циклом.

Наиболее очевидны преимущества системы в автомобильных фирмах Японии. Так, при годовом выпуске 11 млн. автомобилей японские фирмы имеют общий запас узлов, материалов и деталей стоимостью 800 млн. долларов, в то время как автомобильная промышленность США – 8,5 млрд долларов. Запасы деталей на каждый выпускаемый автомобиль американских фирм достигают 500, а у японской «Toyota» – всего лишь 77 долларов. 
Представленные в таблице соотношения натуральных показателей на автомобильных заводах, использующих традиционные методы организации производства («Дженерал Моторс») и логистическую концепцию «точно в срок» («Toyota»), наглядно иллюстрируют преимущества нового логистического подхода [5].

 

Показатели

«Дженерал Моторс»

«Тойота»

Фактическое время  сборки одного автомобиля, (ч.)

40,7

18,0

Число дефектов сборки

на один автомобиль, (шт.)

130

45

Производственные  площади на один автомобиль, (кв. футов)

8,1

4,8

Среднее количество товарно-материальных запасов (в днях потребности)

2 недели

2 ч


 

Таблица1.Сопоставление  традиционных и логистических методов  организации производства.

§ 2. Сущность и идея систем «MRP I» и «MRP II».

Система «MRP» – это планирование потребности в материалах, производственных ресурсов.

Существует  несколько модификаций этой системы («MRP I» и «MRP II» и другие). При этом развитие каждой последующей модификации строится по модульному принципу, когда система «MRP I» служит стандартным модулем во всех последующих конкретных и специализированных модификациях, учитывая специфику конкретного производства (заказчика).

Система «MRP » располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в масштабе фирмы в режиме реального времени.

Для осуществления  этих функций в системе «MRP» используются данные плана производства (в специфицированной номенклатуре на определенный момент времени). Система предусматривает создание текущих и страховых запасов, что целесообразно в условиях монономенклатурного производства. Для принятия решений в этой системе применяют разнообразный математический аппарат из области теории исследования операций (решение задач расчета потребностей в сырье и материалах).

Наиболее важной функцией системы «MRP I» является планирование потребности материалов. Эта функция предполагает решение ряда задач, в их числе прогнозирование, управление запасами, управление закупками и т.д. 
Прогноз потребности в материалах ведется раздельно по приоритетным и неприоритетным заказам, с анализом возможных сроков выполнения заказов и уровня страховых запасов, затрат на их содержание. 
При решении задач управления запасами производится обработка и корректировка всей информации о поступлении, движении и расходе сырья, материалов, учет запасов в разрезе складских ячеек и мест хранения, выбор индивидуальных стратегий пополнения и контроля уровня запасов по позициям номенклатуры, контроль скорости оборачиваемости запасов, выдача сообщений о приближении запасов к критической точке. Результативная информация может выдаваться по поставщикам, заказчикам, видам сырья и материалов с указанием дополнительных данных [5].

Рис.6. Важнейшие элементы системы «MRP».

 

В современной  литературе по логистике утверждается, что сегодня систему «МRP I» и более совершенный ее вариант «МRP II» применяют промышленные фирмы и компании США. Использование данной системы позволяет сократить товарно-материальные запасы в среднем на 17 %, повысить рентабельность производства на 10 % и уменьшить закупки сырья и оборудования на 7 %. При этом на 16 % возрастает объем предоставляемых потребителям услуг.

Результаты  различных исследований о деятельности системы показывают:

    1. своевременность обеспечения материалами при использовании «MRP II» повышается до 95 – 97против 85 – 90 %;
    2. уровень запасов готовой продукции на складах сокращается на 10 – 12 %;
    3. объем незавершенного производства снижается на 20 – 30 %;
    4. число нарушений сроков поставок уменьшается в среднем на 30 – 35 %.

Затраты на внедрение  таких систем, как Materials Requirements Planning (MRP) сравнительно невелики. В компании, функционирующей в области тяжелого машиностроения, с годовым оборотом 75 млн. долларов, стоимость внедрения системы планирования и управления материалами составила 200 тыс. долларов. За год эксплуатации данной системы была получена экономия примерно 1млн. долларов за счет:

  • уменьшения запасов;
  • увеличения производительности оборудования;
  • сокращения простоев и т. д.

Таким образом,  для более эффективной работы предприятия необходимо применять прогрессивные способы организации производственных логистических систем.

Система «Kanban» позволяет обеспечивать оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.

С помощью системы  «MRP» осуществляется планирование производственных ресурсов, отвечающих потребностям деятельности предприятия.

 

 

Заключение

Логистизация как процесс представляет собой сложный и комплексный проект, включая преобразование технологической и технической структуры основных и вспомогательных бизнес-процессов, трансформацию организационно-экономического механизма, информационной подсистемы и социально-психологических основ функционирования предприятия или крупной экономической системы, и предполагает участие в проекте не только специалистов-логистов, но и инженеров-технологов, экономистов, маркетологов, программистов, психологов и финансистов. Кроме того, процесс логистизации имеет определенную временную локализацию.

Определено, что  услуги в области логистического реинжиниринга направлены на совершенствование отдельных бизнес-процессов и целых логистических систем. Оно может заключаться, во-первых, в изменении содержания, алгоритма, структуры бизнес-процессов. В результате возникнет необходимость перепроектировать процесс с учетом принципиально изменившихся требований, целей и новых технологий. Во-вторых, совершенствование бизнес-процессов или систем может носить постепенный характер, путем постоянного внесения изменений в состав, алгоритм логистических операций при этом не требуется кардинально изменять процесс или систему.

Логистический сервис необходим для оптимизации экономических потоков в условиях действующих на предприятиях коммунальной сферы бизнес-процессов и информационных ресурсов.

Эффективность работы коммунального предприятия зависит от таких параметров, как управление затратами, сокращение производственных потерь и эффективное использование рабочей силы. В свою очередь, уровень затрат характеризуется показателями энерго- и материалоёмкости на единицу услуги. Сокращение производственных потерь выражается в процентах от общего объёма производства. Многие коммунальные предприятия анализируют и представляют информацию о величине потерь коммунальных ресурсов, которые подразделяются на производственные (технологические) и нерациональные (необоснованные). Эффективное использование рабочей силы устанавливается как соотношение между количеством персонала коммунальных предприятий с разбивкой его на группы работников, занятых в производстве услуг, работников, занятых техническим обслуживанием, и работников административных к количеству потребителей, пользующихся услугами данного предприятия.

При формировании новых тарифов и новых принципов ценообразования на коммунальные услуги следует прекратить практику манипулирования терминами о перекладывании на потребителя 100 % затрат, складывающихся при производстве тех или иных коммунальных услуг. Мировая практика показывает, что прямыми платежами потребителей возмещается 85 - 90 % расходов на водоснабжение, около 95 % - на электроэнергию, до 70 % - на канализование. И речь в этом случае может идти о полной оплате, приходящейся на конкретного потребителя величины затрат. Остальная часть расходов оплачивается местными органами власти, так как часть коммунальных услуг потребляется совместно всем городским сообществом.

В современных  экономических условиях складываются новые подходы к формированию структуры расходов коммунального предприятия, которые должны быть сбалансированы доходами, с учётом величины прямых платежей различных групп потребителей и субсидий местных властей.

Реформа коммунального  хозяйства - один из заявленных приоритетов в деятельности Правительства Российской Федерации. Основным её направлением считается развитие конкуренции и частной инициативы в сфере ЖКХ, акционирование существующих предприятий, привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс. Эти меры должны привести к уменьшению издержек за счёт эффективного управления, технической модернизации всего жилищно-коммунального комплекса.

Информация о работе Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города