Информационная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Целью работы является выяснить особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем, являющихся предметом изучения информационной логистики.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи: рассмотреть понятие, цель и задачи информационной логистики; изучить информационные потоки и системы в логистике; виды информационных систем и принципы их построения; исследовать эффект от применения логистических информационных систем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, цель и задачи информационной логистики………4
Глава 2. Информационные потоки в логистике……………………….6
Глава 3. Информационные системы в логистике……………………...9
3.1 Виды информационных систем в логистике………………………11
3.2 Принципы построения информационных систем…………………13
Список используемой литературы……………………………………..15

Файлы: 1 файл

Информационная логистика.docx

— 34.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие, цель и задачи информационной логистики………4

Глава 2. Информационные потоки в логистике……………………….6

Глава 3. Информационные системы  в логистике……………………...9

3.1 Виды информационных  систем в логистике………………………11

3.2 Принципы построения  информационных систем…………………13

Список используемой литературы……………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На мой взгляд, тема исследования контрольно-курсовой работы «Информационная  логистика» - актуальна. В современных  условиях через сферу производства и обращения по направлению к  конечному потребителю продвигаются мощные потоки продукции, имеющей вещественную форму. Номенклатура продукции год  от года становится все шире. Требования к качеству процессов её продвижения  делаются все жестче: процессы должны быть быстрее, точнее, экономичнее. В  действиях механизма, обеспечивающего  движение материальных потоков, должна возникать высшая степень согласованности  отдельных звеньев – гармония. Необходимым условием возникновения  данной согласованности является наличие  информационных систем, которые в  состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в  нужный момент.

Целью работы является выяснить особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем, являющихся предметом изучения информационной логистики.

Для достижения указанной  цели ставятся следующие задачи: рассмотреть  понятие, цель и задачи информационной логистики; изучить информационные потоки и системы в логистике; виды информационных систем и принципы их построения; исследовать эффект от применения логистических информационных систем.

По вопросам и задачам, поставленным в ККР, имеется весьма много литературы. Я полагаю, степень  разработанности проблемы обширна. Анализ данной проблемы представлен  в трудах следующих учёных: А.М. Гаджинский, И.А. Леншин и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, цель и задачи информационной логистики

 

Информационная логистика - это часть логистики, которая  является связующим звеном между  снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его  перемещения.

Цель информационной логистики  определяется общей целью логистики, т. е. её шестью правилами: нужный продукт, в нужном месте, в нужное время, в  необходимом количестве и необходимого качества, с минимальными затратами. Для выполнения этих правил в нужном месте, в нужное время должна оказаться  и нужная информация. Количество и  качество этой информации должно отвечать предъявляемым требованиям, затраты, связанные с её продвижением, должны быть минимальны.

Таким образом, целью информационной логистики является наличие:

нужной информации (для  управления материальным потоком);

в нужном месте;

в нужное время;

необходимого содержания (для лица принимающего решение);

с минимальными затратами.

Средства информационной логистики должны позволять планировать  материальные потоки, управлять ими  и контролировать их. Следовательно, основными задачами информационной логистики являются:

планирование логистических  потребностей;

анализ решений, связанных  с продвижением материальных потоков;

управленческий контроль логистических процессов;

интеграция участников логистической  цепочки.

Доставка информации к и от системы управления предприятием, при этом каждый уровень иерархии должен получать только необходимую ему информацию в требуемые сроки. Информационная логистика и ее высший уровень руководства - информация для выработки стратегии и политики для принятия решения. Средний уровень руководства - управленческая информация для тактического планирования и принятия решений Информационная логистика и ее контролирующий орган – информация для оперативного планирования и контроля. Информационная логистика и ее оперативный орган – обработка оперативных сделок, ответ на запросы. В ходе протекающих в логистической системе процессов информационная логистика должна реализовывать:

1)сбор информации в  местах возникновения

2)анализ информации и ее преобразование

3) накопление информации и ее хранение

4) также информационная  логистика должна реализовывать  транспортировку информации

5) фильтрация информационного  потока

6)выполнение элементарно-информационных  преобразований

7) информационная логистика  должна управлять информационным  потоком.

Учёные разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила в основном благодаря  появлению и развитию средств  передачи и обработки данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Информационные потоки в логистике

 

Одним из ключевых понятий  логистики является понятие информационного  потока.

Информационный поток  – это совокупность циркулирующих  в логистической системе, между  логистической системой и внешней  средой сообщений, необходимых для  управления и контроля логистических  операций. Информационный поток может  существовать в виде бумажных и электронных  документов.

В логистике выделяют следующие  виды информационных потоков.

В зависимости от вида связываемых  потоком систем – горизонтальный и вертикальный;

В зависимости от места  прохождения – внешний и внутренний;

В зависимости от направления  по отношению к логистической  системе – входной и выходной;

В зависимости от вида носителя информации – бумажные, электронные, смешанные;

В зависимости от плотности  – малоинтенсивные (до 1 Мбит/с), среднеинтенсивные (1-2 Мбит/с), высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит/с);

В зависимости от периодичности  – регулярные, оперативные, случайные, on-line, off-line.

Информационный поток  может опережать материальный, следовать  одновременно с ним или после  него. При этом информационный поток  может быть направлен как в  одну сторону с материальным, так и в противоположную:

Опережающий информационный поток во встречном направлении  содержит, как правило, сведения о  заказе;

Опережающий информационный поток в прямом направлении –  это предварительные сообщения  о предстоящем прибытии груза;

Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и  качественных параметрах материального  потока;

Вслед за материальным потоком  во встречном направлении может  проходить информация о результатах  приемки груза по количеству или  по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом  движения материального потока.

Информационный поток  характеризуется следующими показателями:

Источник возникновения;

Направление движения потока;

Скорость передачи и приема;

Интенсивность потока и др.

Управлять информационным потоком  можно следующим образом:

Изменяя направление потока;

Ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

Ограничивая объем потока до величины пропускной способности  отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу  времени.

В практике хозяйственной  деятельности информация может измеряться также:

- количеством обрабатываемых  или передаваемых документов;

- суммарным количеством  документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.

Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков  информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного  информационного потока в крупном  магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь инфрмации (более 50%) составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный поток.

Логистические операции в  магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%.

В целом 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для контроля и управления логистическими операциями. На производственных предприятиях или  предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков  еще значительней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Информационные системы в логистике

 

Значимым элементом любой  логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение  и обработку информации, которая  при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных  подсистем. Так же, как и любая  другая система, информационная система  должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных  элементов и обладать некоторой  совокупностью интегративных качеств.

Составными частями информационных логистических систем являются различные  виды обеспечения:

Техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;

Информационное обеспечение, которое включает в себя различные  справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

Математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения  функциональных задач. Логистические  информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических  информационных системах – это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

Совокупность решаемых информационной системой задач, сгруппированных по признаку общности цели, образует т.н. функциональную подсистему этой системы.

Таким образом, в информационной системе можно выделить две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Информационная система  в логистике – это определенным образом организованная совокупность персонала, взаимосвязанных средств  вычислительной техники, различных  справочников, необходимых средств программирования и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Информационно-техническое  обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для их обработки, а  методами и принципами, используемыми  для их построения.

Системный подход к проектированию систем предусматривает определенную последовательность действий, в соответствии с которой вначале определяют цель функционирования системы, затем  формулируют требования к ней, затем  формируют ориентировочно некоторые  подсистемы, из которых в итоге  синтезируют систему, используя  при этом критерии выбора.

Целью функционирования логистической  информационной системы в общем  случае является совокупность шести  правил логистики (только применительно  к информационному потоку).

Основные требования к  логистическим информационным системам, позволяющие понять, что будет  в качестве конечного продукта, проектируя информационное обеспечение логистических  процессов.

Требования к логистическим  информационным системам опережающее  прохождение информационных потоков

стандартизованные технические  интерфейсы и протоколы передачи данных;

возможность для партнеров  доступа к прикладным программам;

объединение существующих систем банков данных и возможность для  партнеров доступа к ним;

однократная безошибочная регистрация  данных;

организация селективного санкционированного доступа к данным;

обработка или архивация  данных в момент и в месте возникновения;

открытость архитектуры  системы.

Организация связей между  элементами в информационных системах логистики может существенно  отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено  тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное  и надежное взаимодействие.

 

3.1 Виды информационных  систем в логистике

 

Информационные системы  в логистике могут создаваться  с целью управления материальными  потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации  логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.

На уровне отдельного предприятия  информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:

Плановые;

Диспозитивные; (диспетчерские)

Исполнительные; (оперативные)

Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми  своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся  подробнее на специфике отдельных  информационных систем.

Информация о работе Информационная логистика