Информационные системы в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Достижение целей логистики требует постоянного наблюдения и воздействия на логистические процессы посредством управления. Управление в этом случае направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых работой по производству и реализации продукции. Инструментом подобного объединения служит информационное обеспечение. Информация возникает при выполнении различных логистических операций и сопровождает материальный поток на всех этапах его продвижения. Информация используется при выработке и принятии управленческих решений в логистической системе.

Содержание работы

1. Информационные системы в логистике, их задачи и структура…………..3

2. Виды информационных логистических систем. Эффект от внедрения информационных систем в логистике. Практический пример. ………..……8

Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Информационные системы в логистике.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 25

Содержание

 

1. Информационные  системы в логистике, их задачи  и структура…………..3

 

2. Виды информационных  логистических систем. Эффект от  внедрения информационных систем  в логистике. Практический пример. ………..……8

 

Список литературы……………………………………………………….……17

1. Информационные  системы в логистике, их задачи  и структура

 

 

Достижение целей логистики  требует постоянного наблюдения и воздействия на логистические  процессы посредством управления. Управление в этом случае направлено на координацию  деятельности всех подразделений, занятых работой по производству и реализации продукции. Инструментом подобного объединения служит информационное обеспечение. Информация возникает при выполнении различных логистических операций и сопровождает материальный поток на всех этапах его продвижения. Информация используется при выработке и принятии управленческих решений в логистической системе.

Информационная логистика  организует поток данных, сопровождающих материальный поток, и является тем  существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. Задачей информационной логистики является обеспечение высокой степени наполнения информацией системы управления, а также предоставление каждому уровню иерархии управления логистической системы необходимой ему информации должного качества и в необходимые сроки1.

Информационная логистика  организует информационные потоки и  реализует информационные процессы, протекающие в логистической  системе.

Информационный поток  – это информация, находящаяся  в упорядоченном движении по заданным направлениям с фиксированными начальными, промежуточными и конечными точками.

Информационный процесс  – это процесс, в котором информация рассматривается в качестве основного  объекта с определенной последовательностью  изменений. При этом имеет место сбор, анализ, преобразование, хранение, поиск и распространение информации.

В ходе информационного  процесса, протекающего в логистической  системе, реализуются следующие  функции:

сбор информации в  местах ее возникновения;

анализ информации и ее преобразование;

накопление информации и ее хранение;

транспортировка информации;

фильтрация потока информации, т.е. отбор необходимых для того или иного уровня управления данных и документов;

объединение и разделение информационных потоков;

выполнение элементарно-информационных преобразований;

управление информационным потоком.

Весь процесс логистики  характеризуется тесной связью материальных и информационных потоков. Различают  три варианта их взаимодействия:

Информация опережает  материальный поток. В этом случае от. информационного потока поступают сведения о движении материальных потоков (прямое направление) или он содержит сведения о заказе (встречное направление)2.

Информация сопровождает материальный поток, движется одновременно с ним. Этим потоком идут сведения о количественных и качественных параметрах материальных потоков, что позволяет правильно и быстро оценивать их состояние и принимать необходимые регулирующие решения.

Информационный поток  отстает от материальных потоков. В этом случае информация служит только для оценки результатов.

В современных условиях управление материальными потоками осуществляется с использованием информационных логистических систем, которые представляют собой автоматизированные системы  управления материальными потоками. Наиболее часто информационные системы подразделяются на две подсистемы: функциональная и обеспечивающая.

Функциональная подсистема включает в себя совокупность задач, сгруппированных по признаку цели. Эти задачи ориентированы на основные цели логистической системы: реализация необходимых объемов доставки продукции в нужное место и в установленные сроки, обеспечение необходимого качества услуг, поддержание на должном уровне запасов и т.д.

Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы3:

  • техническое обеспечение, т.е. комплекс технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информации;
  • информационное обеспечение – справочники, классификаторы, кодификатор и т. д.;
  • математическое обеспечение – совокупность методов решения функциональных задач и программное обеспечение.

Информационные логистические  системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное  и надежное взаимодействие. В связи  с этим к информационным системам в логистике предъявляются следующие требования:

  • актуальность информации;
  • обеспечение информационной потребности руководителей;
  • необходимость и достаточность информации;
  • обеспечение информационной связи между подразделениями;
  • обязательность передачи информации.

На уровне отдельного предприятия информационные логистические  системы подразделяются на три группы.

Плановые информационные системы создаются на высшем уровне управления логистических систем и  служат для подготовки и принятия решений стратегического характера: создание и оптимизация звеньев логистической цепи, планирование производства, общее управление запасами и резервами и т.д.

Диспозитивные или диспетчерские  системы создаются для управления складом или цехом с целью  обеспечения отлаженной работы этих логистических систем. Здесь решаются следующие задачи: управление запасами на складах и в цехах, управление транспортом, отбор и комплектование грузов, учет отправленных товаров и др.

Исполнительные или  оперативные системы создаются на базе тех или иных органов управления и решают задачи, связанные с оперативным управлением материальными потоками, контролем выполнения планов и графиков их движения, управлением перемещениями грузов и др.

Информационная логистическая  система соответствует иерархической структуре системы управления предприятием и включает три уровня4.

Первый уровень –  рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция.

Второй уровень –  участок, цех, склад, где размещаются  рабочие места и происходит транспортировка грузов.

Третий уровень –  система транспорта и перемещения  грузов, охватывающая цепь событий  от отгрузки сырья до поставки готовой  продукции.

Информация, поступающая  из этих трех уровней, интегрируется  в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальная интеграция обеспечивает связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией  считается связь между отдельными комплексами в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

Построение и функционирование5

информационных логистических  систем

Формирование информационных логистических систем основано на следующих  принципах6:

  • система должна быть построена таким образом, чтобы передача информации, ее переработка, хранение и использование учитывали потребности всех подразделений предприятия.
  • информационная система должна обеспечить необходимые взаимосвязи предприятия с поставщиками, клиентами и всеми пунктами отправок, промежуточного складирования и потребления.
  • обмен информации между уровнями логистической системы должен быть минимальным, но обеспечивать потребность управления.
  • характер информации должен быть сориентирован на конкретного потребителя в системе управления.
  • при построении системы должен учитываться принцип аппаратных и программных моделей.
  • важным требованием является упрощение и стандартизация используемой в системе документации.

Ввод данных в систему  при управлении материальными потоками начинается при возникновении материального потока. С этого момента весь процесс передвижения грузов, включая его перегрузки, пребывание на складах, задержки и т.д., находится в оперативной памяти ЭВМ. В установленные сроки или по запросам информация поступает пользователю и используется для принятия управленческих решений.

Информационные логистические  системы могут быть созданы на предприятии, охватывать регион, функционировать  в рациональном масштабе.

 

2. Виды информационных логистических систем. Эффект от внедрения информационных систем в логистике. Практический пример

Информационные системы  в логистике предполагают быструю  адекватную реакцию на требование рынка, слежение за временем доставки, оптимизацию  функций в целях качественной доставки и своевременного снабжения и другое. Логистические информационные системы подразделяются на три группы.

Плановые информационные системы. Эти системы создаются  на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи7.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются  на уровне управления складом или  цехом и служат для обеспечения  отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие  задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внут-рискладским (или внутризаводским) транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.

 При построении логистических информационных систем необходимо соблюдать определенные принципы.

Принцип использования  аппаратных и программных модулей. Соблюдение принципа использования  программных и аппаратных модулей позволит: обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управлении; повысить эффективность функционирования логистических информационных систем; снизить их стоимость; ускорить их построение.

Принцип возможности  поэтапного создания системы. Логистические  информационные системы, построенные  на базе современных электронных  систем, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно  развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач8.

Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики.

Принцип гибкости системы  с точки зрения специфических  требований конкретного применения.

Принцип приемлемости системы  для пользователя диалога "человек - машина".

Совокупность важнейших  экономических выгод от введения логистических информационных систем можно изложить в семи пунктах:

- сокращение времени  прохождения процесса;

- снижение запасов  в результате снижения рисков;

- рациональное использование  ресурсов;

- повышение качества  логистического процесса;

- сокращение потребления бумаги;

- сокращение ошибок;

- сокращение затрат  на актуализацию данных.

Остановимся подробнее  на характеристике отдельных

слагаемых эффекта.

Сокращение времени  прохождения процесса

Благодаря опережающему информационному потоку можно заранее  оптимизировать ход последующих транспортных, складских, погрузочноразгрузочных и производственных процессов и сократить время их прохождения.

Снижение запасов в  результате снижения рисков

Своевременная и надежная информация снижает риски, связанные  с созданием запасов. Запасы сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий можно частично заменить информацией о запасах, находящихся на складе или на пути к нему.

Информация о работе Информационные системы в логистике