Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность системы коррекционного обучения, направленного на формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с психолого-педагогическим изучением дизартрии в логопедической литературе.
2. Рассмотреть формирования пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
3. Провести экспериментальную работу по изучению и формированию пространственного восприятии у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогическое изучение дизартрии в логопедической литературе 6
1.1 Причины и механизмы дизартрии у детей 6
1.2 Особенности развития пространственного восприятия у детей с дизартрией 17
1.3 Структура и содержание методики психомоторной коррекции 25
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эксперимент по изучению формирования пространственного восприятии у детей с дизартрией 30
2.1 Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией 32
2.2. Система занятий по развитию пространственных представлений у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции 37
2.3. Анализ эффективности экспериментального исследования 43
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомотор2.docx

— 124.08 Кб (Скачать файл)

Более наглядно мы можем увидеть соотнесение уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией с уровнем сформированности пространственных представлений у детей с нормой речевого развития в рисунке 4.

Рисунок 4 − Уровень развития пространственных представлений

Мы видим, что уровень сформированности пространственных представлений у детей экспериментальной группы приближается к показателям данного уровня у детей контрольной группы.

Таким образом, мы видим, что данные контрольного этапа исследования подтвердили, что специально организованные коррекционные занятия по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией повысили уровень сформированности пространственных представлений. Следовательно, можно говорить об эффективности экспериментального исследования.

 

Выводы по 2 главе.

 Таким образом, в данной главе мы определили количественный состав контрольной и экспериментальной групп, описали схему изучения уровня развития пространственных представлений у детей четвертого года жизни. В нее вошли ряд заданий по исследованию ориентировки «на себе», ориентировки на плоскости, ориентировки в пространстве. Проведенное исследование показало, что дети экспериментальной группы значительно отстают от детей контрольной группы по уровню развития пространственных представлений. Это указало на необходимость целенаправленной коррекционной работы по формированию и развитию пространственных представлений.

 

 

Заключение

 

Теоретическое и практическое изучение проблемы формирования пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции, подтвердило актуальность проблемы и темы исследования.

Проведенное логопедическое и психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста, выявило количественные и качественные особенности уровня речевого развития, пространственного восприятия у части детей с дизартрии.

Дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой, стороны речи. Дизартрия — латинский термин, который в переводе означает расстройства членораздельной речи — произношения. В практике сложилось несколько иное понимание этого термина — как расстройства двигательной моторной стороны устной речи. В тяжелых случаях речь превращается в какое-то подобие мычания и делается совершенно непонятной. Такие крайние, наиболее тяжелые случаи дизартрии носят название анартрии, т. е. полной невозможности произносительной речи.

С неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую и корковую. Между перечисленными видами имеется много общего, но выявляются и глубокие различия между ними...

Основными симптомами дизартрии являются нарушение произношения и просодической стороны речи определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Помимо речевых симптомов у детей с дизартрией наблюдаются и неречевые. К ним относятся: нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, нарушения познавательных функций, эмоционально-волевой сферы.

Пространственные представления − представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях по величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении. Пространственные представления − необходимый элемент познания и всей практической деятельности. Развитие пространственных представлений начинается с внутриутробного периода и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития. Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешности.

Отсутствие какого-либо двигательного акта в онтогенезе обязательно ведёт к нарушению пространственного восприятия, что, в свою очередь, обуславливает недостаточность формирования лексико-грамматических категорий, обозначающих пространственные признаки и отношения. Пространственные представления являются базисом, на котором формируются высшие психические функции человека.

Формирование пространственных представлений в онтогенезе непосредственно связано с развитием движений. Отсутствие какого-либо двигательного акта в онтогенезе обязательно ведёт к нарушению пространственного восприятия, что, в свою очередь, обуславливает недостаточность формирования лексико-грамматических категорий, обозначающих пространственные признаки и отношения. Пространственные представления являются базисом, на котором формируются высшие психические функции человека.

Проведенное исследование показало, что дети экспериментальной группы значительно отстают от детей контрольной группы по уровню развития пространственных представлений. Это указало на необходимость целенаправленной коррекционной работы по формированию и развитию пространственных представлений.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Амбрукайте И.А. Основы дефектологии для родителей аномальных детей // Дефектология. – 2012. – № 5.
  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 2004.
  3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2003.
  4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ, Астрель, 2006
  5. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2011.
  6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
  7. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. – 2007. № 3.
  8. Бурлакова М.К., Секачёв М.В. Советы логопеда. – М., 2011.
  9. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.
  10. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент, 2002.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2 тт. Т.1. – М., 2009
  11. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Том 2. – М., 2006.
  12. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском Саду для детей с нарушениями речи. – М., 2010.
  13. Гирилюк Т.Н. Проблемы организации ранней логопедической помощи// Организация логопедической помощи: теория и практика: материалы заочной всероссийской конференции (19 мая 2008) / под ред. О.Н. Тверской. – Пермь, 2008.
  14. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. — М.,1930. – М., 2012
  15. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  16. Жинкин И. И. Механизмы речи. — М.: Наука, 1998.
  17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – Екатеринбург, 2013.
  18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. – М., 2011.
  19. Краузе Е.Н. Логопедия. – Санкт-Петербург, 2012.
  20. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. - СПб., 2012.
  21. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 2001.
  22. Лизунова Л.Р. Коррекционно-педагогическая работа при псевдобульбарной дизартрии легкой степени у дошкольников: Учебно-методическое пособие. Часть 1. Логопедическое обследование. – Пермь: ПКИПКРО, 2008.
  23. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. – Спб., 2006.
  24. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой – М.: Владос, 2012.
  25. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах. Книга 1. В 2-х частях. Часть 2. Ринолалия. Дизартрия / Авт.-сост. Л.С.Волкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина /  Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2009.
  26. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство. – М. – Воронеж, 2008. – С. 108 – 112.
  27. Лопатина Л.С., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб, 2010 // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т.1. – М., 2010
  28. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2010.
  29. Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. – СПб., 2009.
  30. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 384с.
  31. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. – СПб., 2012.
  32. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 2012. – 94 с.
  33. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005
  34. Панченко И.И. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией//Восстановительное лечение при паралитических заболеваниях у детей. – М., 2006.
  35. Правдина О.В. Логопедия. – М., 2005.
  36. Практикум по детской логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед ин-тов   / Под ред. В.И. Селивестрова. – М., 2005.
  37. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. – М., 2007.- 50с., ил.
  38. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2012. – 232с.
  39. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии – М., Просвещение, 2013.
  40. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. /Т.А. Фотекова, Т.А. Ахутина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176с.
  41. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М., 2004.
  42. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 2005.
  43. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2012. – 300с.
  44. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 240с.

 

 


Информация о работе Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией