Формирование связной речи детей посредством моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 11:04, реферат

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы связной речи детей дошкольного возраста, определить понятия, виды и средства использования моделей формирования связной речи.
Задачи:
Подобрать литературу по выбранной теме.
Проанализировать психолога – педагогическую литературу.
Выявить определения, виды, особенности.
На основе обобщений изученной литературы выделить значимость моделирования, как метода формирования связной речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава 1………………………………………………………………………..….5
1.1 Значение речи………………………………………………………..……...5
1.2 Виды речи…………………………………………………………….….….5
1.3 Функции речи.………………………………………………………….…...7
1.4 Особенности речи...…………………………………………………..…….8
1.5 Задачи связной речи………………………………………………………..10
1.6 Особенности связной речи………………………………………………...10
Глава 2...…………………………………………………………………….…..13
2.1 Использование наглядности для формирования связной
монологической речи………………………………………………………….13
2.2 Моделирование как наглядно практический метод……………………..14
2.3 Требования к модели..……………………………………………………..16
2.4 Виды моделей.……………………………………………………………...16
2.5 Классификация моделей. …………………………………….….………...17
2.6 Этапы работы с моделями…………………………………….…………...18
Заключение………………………………………………………………….….19
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Развитие речи посредством моделирования.docx

— 37.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: «Формирование связной речи детей посредством моделирования»

 

 

Подготовил

воспитатель

Досмуратова Жанна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил 2015


Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….…...3

Глава 1………………………………………………………………………..….5

1.1 Значение  речи………………………………………………………..……...5

1.2 Виды речи…………………………………………………………….….….5

1.3 Функции  речи.………………………………………………………….…...7

1.4 Особенности  речи...…………………………………………………..…….8

1.5 Задачи  связной речи………………………………………………………..10

1.6 Особенности  связной речи………………………………………………...10

Глава 2...…………………………………………………………………….…..13

2.1 Использование  наглядности для формирования  связной

монологической речи………………………………………………………….13

2.2 Моделирование  как наглядно практический метод……………………..14

2.3 Требования  к модели..……………………………………………………..16

2.4 Виды  моделей.……………………………………………………………...16

2.5 Классификация  моделей. …………………………………….….………...17

2.6 Этапы  работы с моделями…………………………………….…………...18

Заключение………………………………………………………………….….19

Список использованных источников………………………………………....20

Приложение 
Введение.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь - чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить не мало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связанно с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70 % новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

Особенностью современной ситуации является ранее овладение детьми письменной формой речи. В основном это касается такого навыка, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению и письму, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложиться на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводят к расстройствам чтения и письма. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию устной речи дошкольника.

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Дает возможность поделиться   с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Для того чтобы решить перечисленные задачи по теме: «Формирование разных сторон речевого развития посредством моделирования » идет подбор эффективных методов и приемов работы с детьми. Взаимосвязь теоретических и практических исследований не дает такой результативности в развитии речевых способностей детей, как интересный инновационный метод обучения. Моделирование является таким методом. Возможность его использования довольно многообразна, этот метод актуален и очень эффективен, он позволяет ребенку быть успешным в процессе обучения.

Объект исследования: развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Предмет: моделирование как метод формирования связной речи.

Гипотеза: если, осуществляя направленную работу в направлении развития связной речи дошкольников с использованием разных видов моделей, то это повлияет на овладения ребенка способностью самостоятельно строить предложения, связывать их по смыслу с логической последовательностью, будет эффективно развиваться его связная речь и речевое творчество.

Цель: изучить теоретические основы связной речи детей дошкольного возраста, определить понятия, виды и средства использования моделей формирования  связной речи.

Задачи:

    1. Подобрать литературу по выбранной теме.
    2. Проанализировать психолога – педагогическую литературу.
    3. Выявить определения, виды, особенности.
    4. На основе обобщений изученной литературы выделить значимость моделирования, как метода формирования связной речи.

 

 

Глава 1.

1.1 Значение речи.

Речь ребенка социальна с момента ее возникновения, она более чем другая функция, зависит от конкретной социальной ситуации развития. Между речевым развитием ребенка характером его общения с взрослым существует двусторонняя связь: с одной стороны, общение с взрослым является источником нормального развития речи, с другой стороны, усвоение речи открывает возможности для разнообразных форм общения.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических средств и правил общения.

Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».

Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности» (А.И.  Сорокина).

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего, различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

1.2 Виды речи.

Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц. Которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи – уметь выслушивать высказывания партнера и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого развития.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативной цель которой – сообщение о каких – либо фактах действительности (А.Р. Лурия, Л.И. Федоренко).

 Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (жесты, мимика, интонация),умение говорить эмоционально, живо, выразительно, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее определенно говорящим и предварительно планируется.

1.3 Функции речи.

В основе всего вербального развития ребенка лежит:

  • Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях, как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани.
  • Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности. Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации – преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями (Л. С. Выготский ). В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.
  • Программирующая функция речи выражается в построение смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий.
  • Речь как средство мышления. Слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции. Речевые формулировки создаются под воздействием мыслительного процесса, который в свою очередь опирается на внутренние речевые формулировки («внутреннюю речь»), развивающиеся на базе внешней (слышимой) речи (Ананьев, Берендес). В этом и заключается диалектическая взаимосвязь речи и мышления.

1.4 Особенности речи.

Слово становится «сигналом сигналов» не сразу. Раньше всего у ребенка формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые раздражители, затем на вестибулярные (покачивание) и позже на звуковые и зрительные. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Общаясь с ребенком, взрослые обычно произносят слова, сочетая их с другими непосредственными раздражителями. В результате слово становится одним из компонентов комплекса. Например, на слова «Где мама?» ребенок поворачивает голову в сторону матери только в комплексе с другими раздражителями: кинестетическими (положения тела), зрительными (правильная обстановка, лицо человека, задающего вопрос), звуковыми (голос, интонация).

М.И. Лисина интерпретирует факт избирательного отношения детей первого года жизни  к речевому воздействию как выражение важнейшей потребности маленького человека – потребности в общение.

Первый год жизни ребенка, когда общение с взрослым осуществляется при помощи экспрессивно – мимических и предметно – действенных средств, мы называем довербальным.

 Показ  предмета и его называния постепенно  приводит к формированию их  ассоциаций, затем слово начинает  заменять обозначаемый им предмет. Это происходит к концу первого  года жизни и началу второго. Однако слово замещает лишь  конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще.

 

1 этап: развития слово выступает как интегратор первого порядка. Превращение слова в интегратор второго порядка, или в «Сигнал сигналов», происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него был выработан пучок связей (не менее 15 ассоциаций). Ребенок должен научиться оперировать различными предметами, обозначаемыми, одним словом. Если число выработанных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

2 этап: между третьим и четвертым годами жизни формируются понятия – интеграторы третьего порядка. Ребенок уже понимает такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные».

3 этап: к пятому году жизни понятия усложняются. Так, ребенок словом «вещь», относя его к игрушкам, мебели, посуде и т.д.

С развитием речи у ребенка в возрасте 2 – 3 лет усложняется интегративная деятельность мозга: появляются условные рефлексы на отношения величин, весов, расстояний, окраски предметов. В возрасте 3 – 4 лет вырабатываются различные двигательные и речевые стереотипы.

К концу дошкольного возраста речевое развитие должно достигнуть уровня, необходимого для успешного обучения в школе, что предполагает звуковую культуру речи, овладение лексическим и грамматическим строем родного языка. Определенную степень осознания речи (выделение слов, слогов и звуков) и ее произвольность, заключающаяся в способности ребенка к адекватному выбору языковых средств.

Информация о работе Формирование связной речи детей посредством моделирования