Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность системы коррекционного обучения, направленного на формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с психолого-педагогическим изучением дизартрии в логопедической литературе.
2. Рассмотреть формирования пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
3. Провести экспериментальную работу по изучению и формированию пространственного восприятии у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогическое изучение дизартрии в логопедической литературе 6
1.1 Причины и механизмы дизартрии у детей 6
1.2 Особенности развития пространственного восприятия у детей с дизартрией 17
1.3 Структура и содержание методики психомоторной коррекции 25
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эксперимент по изучению формирования пространственного восприятии у детей с дизартрией 30
2.1 Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией 32
2.2. Система занятий по развитию пространственных представлений у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции 37
2.3. Анализ эффективности экспериментального исследования 43
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомотор2.docx

— 124.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение             3

Глава 1 Психолого-педагогическое изучение дизартрии в логопедической литературе            6

1.1 Причины и механизмы  дизартрии у детей      6

1.2 Особенности развития пространственного восприятия у детей с дизартрией                                                                                                         17

1.3 Структура и содержание методики психомоторной коррекции                 25

Выводы по 1 главе                          28

Глава 2. Эксперимент по изучению  формирования пространственного восприятии у детей с дизартрией                        30

2.1 Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией                 32

2.2. Система занятий по развитию пространственных представлений у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции            37

2.3. Анализ эффективности экспериментального исследования          43

Выводы по 2 главе                 47

Заключение                  48

Список использованных источников              50

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы состоит в том, что ведущим дефектом при дизартрии является нарушение моторики. Расстройства крупной моторики приводят к нарушению пространственного восприятия в той или иной степени.

Среди современных исследований, посвященных изучению психического развития дошкольников с речевой патологией, можно выделить работы И.Т. Власенко, Э.Э. Фигередо, Л.Э. Царгуш, В.В. Юртайкина и других. В результате исследования особенностей речемыслительной, предметно-практической деятельности детей с недоразвитием речи была показана специфическая недостаточность у них психических процессов и необходимость их коррекции.

Пространственное восприятие — один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс (JI.C. Выготский [11]., A.A. Леонтьев [21], В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, A.A. Люблинская и другие). Кроме того, развитие пространственного восприятия лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.

Своевременное определение недоразвития пространственного восприятия в дошкольном возрасте у детей с дизартрией, возможности коррекции отклонений в развитии этого психического процесса и речи тесно связаны с проведением качественного и количественного анализа особенностей развития пространственного восприятия у названной категории дошкольников.

Изучение механизмов нарушения речи при дизартрии, определение в них роли расстройств пространственного восприятия будет способствовать выработке наиболее адекватных методов преодоления речевых нарушений, их коррекции.

Недостаточная изученность особенностей развития пространственного восприятия, его взаимосвязи с нарушениями речи у дошкольников с дизартрией, неразработанность методов профилактики и коррекции нарушений речи, сочетающихся с недоразвитием указанного психического процесса, определяют актуальность предлагаемого исследования.

Проблема исследования. Изучение особенностей речевого развития у детей с дизартрией и недоразвитием пространственного восприятия, целенаправленной коррекции и развития пространственных представлений и речи у детей данной категории.

Объект – недоразвитие пространственного восприятия у детей.

Предмет – методика формирования пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.

Целью нашей работы является: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность системы коррекционного обучения, направленного на формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Познакомиться с психолого-педагогическим изучением дизартрии в логопедической литературе.

2. Рассмотреть формирования пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.

3. Провести  экспериментальную работу по изучению и формированию пространственного восприятии у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.

Гипотеза исследования. При дизартрии нарушения моторной сферы приводят к нарушению пространственного восприятия, которое входит в структуру дефекта, поэтому эффективность коррекционного обучения детей с дизартрией может быть существенно повышена, если будет проводиться работа по формированию пространственного восприятия средствами психомоторной коррекции.

Методы исследования

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы исследования:

    • Теоретический анализ психолога педагогической литературы;
    • Биографический поиск;
    • Изучение методик
    • Экспериментально исследовать особенности пространственного восприятия у детей 3-4 лет.
    • Провести качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Теоретическая значимость данной проблемы рассматривается различными авторами: К.П.Беккер, М.Совак, О.В.Правдиной, Г.В.Чиркиной, М.Е.Хватцевым, Т.Б.Чевелевой, Б.М.Гриншпун, И.Н.Садовниковой, Р.Е.Левиной, А.Н.Корнева.

Практическая значимость: предложенная система логопедической работы может быть рекомендована начинающим воспитателям, логопедам и родителям для организации занятий по развитию пространственного мышления у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции

База исследования Исследование пространственных представлений было организовано в детском саду № 422 Ленинского района г. Новосибирска с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа). Детский сад работает по программе: «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильева.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка испольхованных источников.

 

ГЛАВА 1

 Психолого-педагогическое изучение дизартрии в логопедической литературе

 

1.1 Причины и механизмы  дизартрии у детей

Дизартрия – термин латинский и в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения («dis» - нарушение признака или функции, «artron» - сочленение).

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации [17].

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру.

Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным.

Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.

Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). Поданным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65 — 85% случаев [32]

Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие (стертые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции [18].

Нередко дизартрия наблюдается и в клинике осложненной олигофрении, но данные о ее частоте крайне противоречивы.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным) [7].

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая [3].

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 - 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 - 4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

В логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики. Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов. Следовательно, встает вопрос о дообследовании и более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных нарушений [9].

При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры [14].

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу [35].

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений [34].

Информация о работе Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией