Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 07:13, реферат

Описание работы

Располагая системой морских портов на Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах, развитыми сетями железных дорог и внутренних судоходных путей, протяженной сетью автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, воздушными трассами, проходящими над территорией страны в широтном и меридиональном направлениях и обеспечивающими эффективное использование нашего воздушного пространства для международных и, прежде всего, транзитных перевозок, Россия обладает огромным транспортным потенциалом, который способен реализовать национальный транзитный ресурс для обеспечения евроазиатских связей и потребности страны в перевозках пассажиров и грузов во всех видах сообщений.

Файлы: 1 файл

Федеральня целевая программа Развитие транспортной системы России 2010 2015 годы.docx

— 61.10 Кб (Скачать файл)

Введение.

Положение России в XXI веке и становление  ее как одного из ведущих центров  многополярного мира должно опираться  на устойчивое экономическое развитие, основанное на дальнейшей структурной  перестройке экономики и повышении  конкурентоспособности отечественных  товаров и услуг на мировых  рынках, а также на интеграцию страны в динамично изменяющуюся систему  международных отношений, что позволило  бы ей занять достойное место в  постиндустриальной структуре мира.

Проводя внешнеэкономическую политику, направленную на расширение взаимовыгодного  сотрудничества с государствами  всех континентов земного шара, обладая  огромным ресурсным потенциалом, Россия является одним из крупнейших участников мирового товарообмена.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового  обмена требуют новых подходов к  развитию транспорта, поиску новых  технологий и рациональных путей  освоения перевозок пассажиров и  грузов.

Располагая системой морских портов на Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах, развитыми сетями железных дорог  и внутренних судоходных путей, протяженной  сетью автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, воздушными трассами, проходящими над территорией  страны в широтном и меридиональном направлениях и обеспечивающими  эффективное использование нашего воздушного пространства для международных  и, прежде всего, транзитных перевозок, Россия обладает огромным транспортным потенциалом, который способен реализовать национальный транзитный ресурс для обеспечения евроазиатских связей и потребности страны в перевозках пассажиров и грузов во всех видах сообщений.

Для более полного использования  преимуществ географического положения  страны, обеспечения возрастающих объемов  внешнеторговой деятельности, укрепления роли России в мировой хозяйственной  системе необходимо формирование и  планомерное развитие российских международных  транспортных коридоров, как важных элементов создаваемой международной  евроазиатской транспортной инфраструктуры.

Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются  по осям Запад - Восток и Север - Юг и  совпадают с главными направлениями  перевозок в межрегиональном  сообщении внутри России, в районе прохождения которых сосредоточено  свыше 80% населения и промышленного  потенциала Российской Федерации. Из этого  следует, что развитие транспортной системы отвечает как внешним, так  и внутренним экономическим интересам  Российской Федерации.

Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"

 

1.  Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.     

Развитие транспортной системы  страны становится в настоящее время  необходимым условием реализации инновационной  модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения.

Несмотря на благоприятные тенденции  в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации.

Несбалансированное и несогласованное  развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному  соотношению в транспортном балансе  страны. Ослаблены позиции гражданской  авиации и внутреннего водного  транспорта, что не позволяет в  полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания  и реализации транзитного потенциала страны. Значительные резервы повышения  эффективности функционирования транспортной системы выявляются на стыках взаимодействия отдельных видов транспорта, где  имеют место наибольшие потери и диспропорции.

Пять субъектов Российской Федерации не имеют железных дорог, 40 тыс. населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Из-за отсутствия транспортного железнодорожного обеспечения не осваиваются 23 разведанных крупных месторождения природных ресурсов. Различия между отдельными субъектами Российской Федерации по плотности дорог с твердым покрытием в расчете на 1000 кв.км достигают 450 раз.

Несоответствие уровня развития автомобильных  дорог уровню автомобилизации и  спросу на автомобильные перевозки  приводит к существенному росту  расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85 процентов увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15,7 процента, то есть темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог. По оценкам экспертов, потери Российской Федерации, обусловленные неразвитостью и низкой пропускной способностью сети автомобильных дорог, составляют 3 процента валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза. 

Сегодня доля протяженности автомобильных  дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, достигла 29 процентов (14 тыс.км), а в пределах Московского транспортного узла - более 60 процентов. Около 50 процентов общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок, снижению безопасности  движения.     

  В настоящее время транзит через территорию Российской Федерации составляет менее 1 процента товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5-7 процентов ее транзитного потенциала. Реализация транзитного потенциала Российской Федерации возможна только при комплексном развитии крупных транспортных коридоров в направлениях "Запад - Восток" (с использованием Транссиба), "Север - Юг" (побережье Балтийского моря - Персидский залив) и Северного морского пути. Увеличение транзита требует качественно нового развития транспортных узлов, терминально-логистических комплексов и таможенных переходов. Для решения этих задач Российская Федерация имеет минимальный запас времени с учетом того, что иностранными государствами инициируется ряд крупных проектов, предусматривающих осуществление евроазиатских экономических связей в обход территории Российской Федерации. Реализация таких проектов может нанести ущерб экономике страны и ее политическим интересам.

Износ основных производственных фондов транспорта по отдельным группам  достиг 55-70 процентов. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. В настоящее время объемы перевозок растут благодаря увеличению интенсивности использования существующих (часто морально и физически устаревших) основных фондов.

Анализ отдельных аспектов несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития страны показывает, что они не являются проблемами отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Существующие ограничения связаны, по сути, с отсутствием единой транспортной системы. Целесообразность решения  этой проблемы с использованием программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:

  • комплексный характер проблемы, обусловленный сложной структурой транспорта, объединяющей в единую систему отдельные виды транспорта, и его особой ролью инфраструктурной отрасли, обеспечивающей условия для экономического роста, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции России в мировую экономику;
  • высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющие их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;
  • возможность концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системной проблемы в целом и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;
  • необходимость системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов развития транспортной системы, реализация которых позволит получить не только отраслевой эффект, но и приведет к существенным позитивным социально-экономическим последствиям для общества в целом;
  • возможность внедрения проектного механизма управления программными мероприятиями, который позволит скоординировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других участников инвестиционного процесса и достигнуть синергетического эффекта от реализации взаимодополняющих друг друга инвестиционных, инновационных и других мероприятий;
  • важность эффективного взаимодействия Министерства транспорта Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных агентств с другими федеральными органами исполнительной власти.

В настоящее время имеются 2 альтернативных варианта решения указанной системной проблемы:

первый вариант предусматривает разработку федеральных целевых программ развития отдельных видов транспорта, направленных на решение главным образом отраслевых проблем;

второй вариант предусматривает активное воздействие на ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, предполагающего разработку единой федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", направленной на решение проблемы в целом.

Анализ вариантов решения системной  проблемы показывает, что второй вариант  является более предпочтительным, так  как позволяет уменьшить потери от указанных рисков. Основными его  преимуществами являются:

  • концентрация ресурсов на решении приоритетных задач развития транспортной системы и реализации комплексных (на стыке нескольких видов транспорта) проектов по развитию транспортной инфраструктуры, которая будет способствовать созданию благоприятных условий для социально-экономического развития страны и решению важнейших задач государственной транспортной политики;
  • внедрение положительного опыта реализации крупных транспортных проектов на условиях государственно-частного партнерства, которое послужит сигналом для бизнес-сообщества и повысит инвестиционную привлекательность отрасли;
  • согласованное комплексное развитие транспортных узлов, которое ускорит развитие региональных "точек роста" и будет способствовать повышению конкурентоспособности субъектов Российской Федерации;
  • повышение результативности реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели.     

 
        Целями Программы, направленными на создание транспортных условий для инновационного развития Российской Федерации и повышения качества жизни ее граждан, являются:

  • развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
  • повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
  • повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
  • повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
  • улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Цели Программы являются составной  частью общенациональной системы целей, направленных на ускорение темпов социально-экономического развития страны.

Достижение цели по развитию современной  и эффективной транспортной инфраструктуры предусматривает решение задач  по увеличению пропускной способности  участков железнодорожной сети, формированию направлений железнодорожной сети с обращением поездов повышенного  веса и нагрузкой на ось, модернизации постоянных устройств и сооружений железнодорожного транспорта, строительству  железнодорожных линий в районах  нового освоения, увеличению протяженности  автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным  требованиям, устранению участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, обеспечению развития сети внутрироссийских узловых аэропортов.

Развитие современной и эффективной  транспортной инфраструктуры включает реализацию высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей  и транспортных узлов, обеспечивающих основные межрегиональные связи. Изменение  сырьевой специализации регионов будет  связано с постепенным перемещением объемов добычи сырьевых ресурсов на север и в восточные регионы  Российской Федерации, освоением российской зоны Каспия. Это предполагает строительство  новых железнодорожных линий  и автомобильных дорог с целью  расширения возможности транспортировки  грузов из этих районов (Кузбасс, Красноярский край, Иркутская область, Бурятия, Тыва, Приполярный и Полярный Урал) в  направлении промышленных центров  и портовых комплексов Северо-Западного, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов. 
     Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики. Достижение цели по обеспечению доступности услуг транспортного комплекса для населения предусматривает решение задач по строительству железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения и обновлению парка пассажирских вагонов, формированию единой автодорожной сети круглогодичной доступности, обеспечению роста перевозок морским транспортом грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах, развития региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети.

Развитие современного магистрального пассажирского транспорта, включающего  гражданскую авиацию и систему  высокоскоростного и скоростного  пассажирского железнодорожного сообщения, предоставляет возможность для  реализации конституционного права  граждан свободно и беспрепятственно перемещаться по стране. В ряде таких  регионов, как Европейский Север, значительная часть Сибири, северо-восточная  и островная часть Дальневосточного региона, воздушный транспорт является единственным видом транспорта, обеспечивающим связь этих регионов с остальной территорией России.

Информация о работе Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"