Основы рационального питания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Рациональное питание является одним из наиболее важных и эффективных предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, оно способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и тканей, формированию скелета, ЦНС и интеллекта, повышает защитные силы организма и способствует снижению детской смертности. В детском возрасте правильное питание имеет большое значение, поскольку, кроме удовлетворения повседневной потребности в пищевых веществах, необходимо обеспечивать процессы роста и развития организма. Дефекты питания, как правило, сказываются на здоровье детей не сразу, а в более старшем возрасте при неблагоприятных условиях внешней среды, заболеваниях. Также важно рациональное питание в современных условиях в связи с акселерацией.

Содержание работы

1. Основы рационального питания детей..............................................................3
2. Потребность в пищевых веществах...................................................................5
3. Искусственное вскармливание.........................................................................15
4. Избыточная масса тела в детском возрасте....................................................17
5. Режим питания детей........................................................................................18
Список использованной литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

Основы рационального питания детей.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Широкое распространение  получили адаптированные смеси, которые  по составу наиболее близки к женскому молоку. Разработаны 2 типа заменителей женского молока: «начальные» - для вскармливания детей в течение первых двух месяцев и «последующие» - для вскармливания детей старше двух месяцев. Химический состав этих заменителей соответствует особенностям обмена и потребности организма детей данного возрастного периода.

При создании заменителей  женского молока основная задача заключается в том, чтобы содержание белка в смесях соответствовало таковому в грудном молоке.

Важной проблемой является обеспечение в смесях искусственного вскармливания процессов «нежного» створаживания белков, характеризующегося образования мелких хлопьев, легко поддающихся обработке в детском желудке соками невысокой активности, свойственными грудному возрасту. Для того чтобы обеспечить  «нежное» створаживание белков коровьего молока, производится удаление из молока кальция, обработка протеолитическими ферментами, подкисление, гомогенизация и т.д. Особенностью адаптированных молочных смесей является близость аминокислотного состава их белков к аминокислотному составу белков женского молока.

Белок заменителей женского молока должен использоваться преимущественно на анаболические нужды. В коровьем молоке примерно в два раза больше белка уходит на образование энергии, чем в грудном молоке и адаптированных смесях. Весьма весомым фактором в питании детей грудного возраста является распределение и использование энергии за счет различных источников.

В некоторых заменителях  женского молока принимаются меры к  снижению аллергических свойств, что достигается денатурацией смеси в процессе нагревания.

Необходимой составной частью в питании детей грудного возраста является жир. Жир грудного молока отличается высоким содержанием ПНЖК и низким содержанием насыщенных жирных кислот, что обеспечивает его хорошую усвояемость (90%). Небольшое содержание насыщенных жирных кислот в женском молоке создает для развития грамположительной микрофлоры кишечника, в т. ч. B.bifidus и B. acidophilus. ПНЖК также создает условия для развития положительной микрофлоры, которая составляет 90% в кишечнике ребенка, вскармливаемого грудным молоком.

В соответствии с этим в большинстве адаптированных смесей предусматривается достаточно высокое содержание ПНЖК с длинной цепью.

Лактоза в женском  молоке имеет преимущества по сравнению  с другими сахарами. Она играет важную роль в стимуляции роста бифидобактерий, необходимой для поддержания нормальной кислотности кала и предотвращения перианального дерматита. Значение лактозы заключается еще и в том, что она стимулирует всасывание Са+, которое происходит преимущественно в подвздошной кишке. Установлено, что для детей младшего возраста оптимальных является соотношение Са+ и Р+ 1: 0,5. В женском молоке соотношение их составляет примерно столько же, что физиологично для данного возраста и уменьшает вероятность появления судорог. В заменителях женского молока соотношение Са+ и Р+ соответствует этому требованию.

Серьезной проблемой  искусственного питания является профилактика анемии, вызванная дефицитом железа, которая возникает в связи  с тем, что в коровьем молоке железо содержится в недостаточном количестве (в три раза меньше, чем в женском). Для поддержания баланса железа на протяжении первых 18-ти месяцев жизни необходимо достаточно высокое поступление его с пищей. Педиатры рекомендуют использовать питание, обогащенное железом на протяжении  первого года жизни. В связи с этим предусматривается обогащение железом современных заменителей женского молока в количествах, удовлетворяющих потребность в нем. Получила полное подтверждение необходимость использования в раннем детском возрасте разбавленного коровьего молока. Женское молоко не требует большого количества воды для выведения остатков продуктов обмена. Оно характеризуется низкой осмолярностью и исключает перегрузку функции почек. При разработке заменителей женского молока стремятся придать им те же осмолярные свойства.

 

4. Избыточная масса тела в детском возрасте

 

В детском и подростковом возрасте среди болезней обмена веществ  ожирение занимает одно из ведущих  мест. Различают четыре степени ожирения:

I степень – превышение массы тела на 10 – 20 %

II степень – на 21 – 40 %

III степень – на 41 – 60 %

IV степень – на 61 – 100 % и более.

В зависимости от клинического течения заболевания различают  первичную (экзогенно-конституциональную) и вторичную (нейроэндокринную,  иначе гипоталамическую) формы ожирения.

Экзогенно-конституциональная форма ожирения возникает при  обильном питании, применявшемся с первых лет жизни, характеризуется равномерным распределением подкожной жировой клетчатки и сравнительно  незначительными нарушениями физиологического состояния.

Нейроэндокринная форма  ожирения развивается на основе предшествующей патологии: травмы, инфекционных, ревматических и других хронических заболеваний, а также частых стрессовых ситуаций. Эта форма ожирения характеризуется нарастанием нарушений обмена веществ, ухудшением общего состояния (головная боль, слабость, расстройство сна, нейроциркуляторные нарушения и т.д.).

При профилактике и лечении  первичной формы ожирения остаются действенными ограничения питания  в сочетании с повышением двигательной активности и физической нагрузки. Необходимо снижение энергетической ценности пищевого рациона за счет уменьшения потребления жира легкоусвояемых углеводов, которые стимулируют секрецию инсулина и усиливают переход углеводов в жир. Устанавливается 5 – 6 разовое питание с дробным приемом пищи, обеспечивающее снижение возбуждения центра голода и повышения возбуждения центра насыщения. Назначают разгрузочные дни (белково-овощные или белково-фруктовые), усиливается потребление богатых клетчаткой продуктов. Перечисленные диетологические мероприятия проводятся и при лечении вторичной формы ожирения, но основным является лечение первичной патологии.

 

5. Режим питания детей

 

Рациональное питание  предполагает строгое соблюдение режима приема пищи. Пищу следует принимать в определенное, точно установленное время с промежутками в 3,5 – 4 часа. Количество приемов пищи устанавливают от возраста детей, состояния их здоровья и режима дня.

Для детей старше года рекомендуется четырехразовое питание  со следующим временем приема пищи: завтрак в 8-9 часов, обед в 12-13 часов, полдник в 16-16,5 часов, ужин в 19-19,5 часов. При постоянном несоблюдении режима питания рефлекс на время угасает, прекращается выделение желудочного сока, нарушается пищеварение, ухудшается усвоение питательных веществ. Правильный режим питания способствует хорошему аппетиту.

Доказано, что организм приспосабливается  к новому режиму питания на протяжении 4-9 дней; этот период сопровождается плохим аппетитом, изменениями в пищеварении и другими отрицательными влияниями на организм. Если же строго соблюдать режим питания, аппетит проявлялся полностью, пища должна быть знакомой. На неизвестную пищу аппетит не развивается, к ней нужно приучить. Каждый прием пищи по химическому составу и калорийности должен отвечать гигиеническим требованиям: для детей дошкольного и школьного возраста завтрак (ужин) должен содержать 20-25 % суточной калорийности рациона, второй завтрак (полдник) – 10-15 %, обед – 35-40 %. Для детей до 3-х лет режим питания может изменяться в сторону более равномерного распределения калорийности на протяжении дня, следует указать, что не все авторы придерживаются мнения о том, что равномерное распределение пищи является лучшим режимом питания. Калорийность каждого приема пищи обеспечивается за счет соответствующего распределения белков, жиров, углеводов на протяжении всего дня. Учитывая анатомо-физиологические особенности детей различного возраста, на каждый прием пищи и в целом на день их следует обеспечивать блюдами и продуктами определенной массы и объема. На завтрак детям следует давать салаты, винегреты, готовить горячие блюда их овощей, круп, яиц, мяса и других продуктов. После этих блюд дают различные напитки – чай, кофе и др. На вторые завтраки и полдники рекомендуются молочные и молочнокислые продукты, различные напитки (чай, кофе, компот и др.) и выпечка. Обед должен состоять из трех блюд: первого (супы, борщи и др.), второго (мясные или рыбные с гарнирами), третьего (сладкие блюда, напитки, фрукты и др.). Ужин также должен состоять из горячих блюд: овощных, крупяных, молочных, творожных, яичных. Мясные блюда на ужин не рекомендуются или их дают в ограниченном количестве, так как для их переваривания необходимо значительное время и достаточное сокоотделение. Следовательно, недопустимо, чтобы пищеварение продолжалось во время сна ребенка. Кроме того, на ужин следует ограничить употребление жидкости, жирной пищи, еды, которая вызывает жажду, напитков, возбуждающих нервную систему (кофе, какао). Ужинать дети должны не позже, чем за 2 часа до сна. Еда «на ходу» на протяжении всего дня противопоказана.

Детей необходимо приучать к определенному месту за столом. Стол следует хорошо сервировать. Детям  старше трех лет разрешается пользоваться столовыми приборами. Необходимо также приучать малышей и старших детей к чистоте, аккуратности, прививать им санитарно-гигиенические навыки - мытье рук проточной водой  с мылом перед едой и после нее, полоскание рта после еды, пользование салфеткой, прибором и пр. Хорошо когда дети садятся за заранее накрытый стол, еда должна быть теплой.

Длительность приема пищи имеет большое значение для  нормального пищеварения. На завтрак и ужин отводится 15 минут, на обед- 30 минут. В столовой должно быть чисто, уютно и тихо. Во время еды не следует отвлекать внимание детей игрушками, чтением, лекциями, музыкой и т.д. Детей уже в дошкольном возрасте следует приучать к самообслуживанию.

Умение вкусно приготовить  и красиво подать пищу в детском  питании имеет особое значение.

Питание детей в детских  учреждениях строится по описанному выше принципу рационального и сбалансированного питания. Подход же к составлению рациона питания зависит от типа учреждения, возраста детей и их состояния здоровья, отпускаемых государством ассигнований на питание. Практически здоровые дети (старше года), посещающие учреждения типа детских комбинатов, садов и пребывающие в них 10-12 часов, должны получать трехразовое питание (четвертый прием пищи – дома), а пребывающие более 12 часов – четырехразовое. Четыре раза в день должны получать питание и дети старшего возраста из закрытых детских коллективов (школы-интернаты). Следует помнить, что в детских учреждениях с трехразовым приемом пищи должна соблюдаться преемственность между питанием ребенка в коллективе и четвертым приемом пищи – дома. Заключается эта преемственность в том, что родителям рекомендуется такое меню на ужин ребенка, которое бы обеспечивало полноценность рациона его питания в целом за день. Как правило, на ужин рекомендуются молочно-растительная пища, блюда из яиц, фрукты. В Этих учреждениях должен быть плотный полдник, составляющий 20-25 % суточной потребности в пищевых веществах и энергии. В целом при трехразовом питании дети в дошкольных учреждениях должны получать не менее 80 – 85 % по отношению к суточной потребности пищевых веществ и энергии (завтрак, полдник по 20 – 25 %, обед – 25 – 35 %).

В оздоровительных учреждениях (пионерские лагеря, санатории), школах-интернатах спортивного профиля рекомендуется давать пищу детям пять раз в день, учитывая не только возрастные потребности их в пищевых веществах и энергии, но и повышенные энергозатраты вследствие дополнительных физических нагрузок или лечения. Так, в оздоровительный период в оздоровительных или спортивных учреждениях суточная потребность в пищевых веществах и энергии увеличивается примерно на 10 – 20 % по сравнению с физиологическими нормами. Частота приемов пищи составляет 4 - 5 раз. При четырехразовом питании в указанных детских учреждениях пища распределяется так, как это рекомендовано при рациональном питании, а при пятиразовом питании 20 – 25 % пищевых веществ и энергии по отношению к суточной потребности должно приходиться на завтрак и ужин, 10 – 15 % - на второй завтрак и полдник и 30 – 35 % на обед. Направленность питания в этих учреждениях должна быть белково-углеводная.

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья (ожирение, болезни печени и др.) рационы должны рассчитываться индивидуально с учетом патогенетических особенностей заболевания.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Барченко И.П. «Рациональное питание и основные гигиенические требования к его организации»,  Донецк, 1999 г.
  2. Маршак М.С. «Питание и здоровье», Медицина, 2000 г.
  3. « Медицинский вестник» № 10, 1998 г. (65)
  4. Мостовая А.Е. «Организация питания детей в детских садах и различных коллективах», 2000
  5. Петровский К. С., Ванханен В.Д. «Гигиена питания» учебное пособие, 1998



Информация о работе Основы рационального питания детей