Основы рационального питания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Рациональное питание является одним из наиболее важных и эффективных предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, оно способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и тканей, формированию скелета, ЦНС и интеллекта, повышает защитные силы организма и способствует снижению детской смертности. В детском возрасте правильное питание имеет большое значение, поскольку, кроме удовлетворения повседневной потребности в пищевых веществах, необходимо обеспечивать процессы роста и развития организма. Дефекты питания, как правило, сказываются на здоровье детей не сразу, а в более старшем возрасте при неблагоприятных условиях внешней среды, заболеваниях. Также важно рациональное питание в современных условиях в связи с акселерацией.

Содержание работы

1. Основы рационального питания детей..............................................................3
2. Потребность в пищевых веществах...................................................................5
3. Искусственное вскармливание.........................................................................15
4. Избыточная масса тела в детском возрасте....................................................17
5. Режим питания детей........................................................................................18
Список использованной литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

Основы рационального питания детей.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Основы рационального питания детей..............................................................3

2. Потребность в пищевых веществах...................................................................5

3. Искусственное вскармливание.........................................................................15

4. Избыточная масса тела в детском возрасте....................................................17

5. Режим питания детей........................................................................................18

Список использованной литературы...................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы рационального  питания детей

Рациональное питание  является одним из наиболее важных и эффективных предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, оно способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и тканей, формированию скелета, ЦНС и интеллекта, повышает защитные силы организма и способствует снижению детской смертности. В детском возрасте правильное питание имеет большое значение, поскольку, кроме удовлетворения повседневной потребности в пищевых веществах, необходимо обеспечивать процессы роста и развития организма. Дефекты питания, как правило, сказываются на здоровье детей не сразу, а в более старшем возрасте при неблагоприятных условиях внешней среды, заболеваниях. Также важно рациональное питание в современных условиях в связи с акселерацией.

Сбалансированное соответственно возрасту питание (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли) должно полностью обеспечивать потребность организма в пластических и энергетических материалах.

Основной обмен и  энергетические затраты

Организм ребенка расходует  энергию постоянно, даже в состоянии  покоя. Энергозатраты зависят от возраста и пола детей, сезона года и вида деятельности.

ДЕТИ

Е, кДж/кг

Е, Ккал/кг

2-3 лет

230

55

6-7 лет 

176

42

10-11 лет

138

33

12-13 лет 

142

34




 

Таким образом, основной обмен у детей превышает основной обмен взрослого в 1,5-2 раза.

Важнейшим показателем потребности в пище являются энергозатраты.

 

 

 

Суточная потребность  детей в энергии с возрастом  меняется и составляет на 1 кг массы тела:

 

Возраст,

годы

         белки, г                                

        жиры, г

 

Угле-воды,          г

       энергия

 

всего

в т.ч. животных

 

всего

в  т.ч. раститель-ных

 

Ккал

 

кДж

0,5-1

25

20-25

25

----

113

800*

3347,2

1-1,5

48

36

48

----

160

1300

5439,2

1,5-2

53

40

53

5

192

1500

6276,0

3-4

63

44

63

8

233

1800

7531,2

5-6

72

47

72

11

252

2000

8368,0

7-10

80

48

80

15

324

2400

10041,6

11-13

96

58

96

18

382

2850

11924,4

14-17

93/106

56/64

93/106

20/20

367/422

2800/3150

11715,2

 

13179,6


*без учета калорийности  грудного вскармливания 

Все вышеперечисленное  выдвигает необходимость при  разработке пищевых рационов для детей особое внимание обращать на достаточно высокий уровень в них белка и источников энергии.

Расход энергии - наиболее важный показатель, определяющий потребность детей в пище. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать энергозатраты, но и обеспечивать рост и развитие организма. В связи с этим общая энергетическая ценность (калорийность) рациона должна быть на 10% выше затрачиваемой организмом энергии, а соотношение белков, жиров и углеводов 1: 1: 3 в младшем и 1: 1: 4 в старшем возрасте.

 

 

 

2. Потребность в пищевых веществах

1) Потребность в белках.

Белки имеют особое значение в питании детей. Это основной пластический материал, необходимый для формирования клеток тканей и органов, образования ферментных систем, гормонов, иммунных тел. Недостаток белков в питании отрицательно влияет на рост детей, функцию коры головного мозга, вызывает снижение образования антител, гемоглобина, задержку развития эндокринных желез и др. Однако для организма вреден и избыток белка в рационе: он ведет к резкому напряжению обменных процессов, повышенной возбудимости ЦНС, расстройству пищеварения. Поступившие в организм белки не накапливаются, а выводятся в виде азотистых соединений, => белки пищи должны систематически и в достаточном количестве поступать в организм.

У детей суточная потребность  в белках (на 1 кг массы тела) выше, чем у взрослых. Это обусловлено  интенсивно протекающими процессами ассимиляции, обеспечивающими увеличение массы органов и тканей и совершенствование функций.

Дети в возрасте

Потребность в белке, г/кг в сутки

1 года до 3 лет

4,0

3 до 7 лет

3,5-4,0

8 до 10 лет

3,0

11 лет и старше

2,5-2,0


 

В ЖКТ происходит расщепление  белков пищи до аминокислот и дальше в тканях синтез из них специфических белков организма. Интенсивность использования белков организмом зависит от качества белков пищи и их соотношения с другими питательными веществами. Важно, чтобы ребенок потреблял с пищей достаточное количество животного белка, который лучше усваивается, по сравнению с растительным белком, благодаря содержанию таких факторов питания, как аминокислоты. Удельный вес животного белка в рационах детей должен быть: в младшем возрасте (от 1 года до 6 лет) – 60-75%, в школьном – 60% от общего (суточного) количества белка.

В настоящее время известно 9 незаменимых аминокислот, которые в детском организме не синтезируются (валин, треонин, лейцин, изолейцин, фенилаланин, триптофан, лизин, гистидин) или синтезируются в недостаточном для обеспечения правильного развития ребенка количестве. Все эти аминокислоты ребенок должен получать с пищей. В наибольшем количестве они содержатся в продуктах животного происхождения – молоке, молочных продуктах, яйцах, мясе, субпродуктах, рыбе.

Молоко представляет собой незаменимый продукт детского питания. В нем белки сочетаются с высоким содержанием Са+ который, легко используется организмом для пластических целей. Для детей ясельного возраста необходимо не менее 600-700 мл молока в суточном рационе, для школьников – 400-500 мл.

Очень важны в питании  детей такие аминокислоты, как лизин, триптофан и  гистидин. Между тем, белок молока характеризуется невысоким их содержанием. Наиболее богат этими аминокислотами белок мяса и рыбы, а также в яйцах, которых лизин, триптофан и гистидин находятся благоприятных для усвоения соотношениях.

Яйца представляют ценность и потому, что являются источником биологически активного белка вителлина, который находится в соединении с лецитином. Вителлин играет важную роль в формировании ЦНС в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в т. ч. клеток головного мозга.

Растительные белки  состоят в основном из заменимых  аминокислот, но и они необходимы растущему организму. При их недостатке в рационах питания организм менее рационально использует незаменимые аминокислоты. Общее количество калорий за счет белков должно составлять 13-15% общей суточной калорийности рациона.

 

 

 

Источники незаменимых  аминокислот в детском питании

(мг на 100г съедобной части продукта):

амино-кислота

молоко

говя-дина

                 яйцо

творог

треска

орех

хлеб

цельное

белок

желток

ВАЛ

191           

1100

772

735

937

838

900

1062

330

ЛЕЙ

324

1657

1081

917

1381

1282

1300

1230

553

ИЛЕ

189

862

597

628

907

690

700

1027

295

ТРЕ

153

859

610

483

830

649

900

550

213

ФЕНАЛА

171

803

652

673

696

762

800

704

395

ЛИЗ

261

1672

903

683

1156

1008

1500

516

165

МЕТ

87

515

424

413

415

384

500

162

117

ТРИ

50

228

204

169

236

212

210

226

83

ГИС

90

718

340

250

383

447

450

349

166

Общее содержание незаменимых аминокислот

 

 

1516

 

 

8414

 

 

5583

 

 

4951

 

 

6914

 

 

6272

 

 

7260

 

 

5826

 

 

2317


 

2) Потребность в жирах.

Жиры в организме – не только источник энергии, они выполняют  защитную функцию, участвуют в образовании структурных частей всех органов и тканей. Жиры содержат ряд витаминов ( А, D, E, K), полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), являются составной частью многих ферментов, что в значительной мере обеспечивает нормальное течение обменных процессов, а, следовательно, и высокую реактивность, правильный рост и развитие ребенка.

Основным источником жиров в питании детей являются молочные жиры (сливочное масло). Жир молока характеризуется высокой усвояемостью при минимальном раздражении ЖКТ, высоким содержанием Vit A и D, лецитина, стеаринов и пр.

В свете современных научных  данных все яснее становится необходимость использования в питании детей растительных масел, богатых ПНЖК, фосфатидами и токоферолами. Среди указанных компонентов особое место занимают ПНЖК, которые являются незаменимыми факторами питания. Эти кислоты синтезируются в организме в недостаточном количестве и поэтому должны поступать с пищей. Их недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных и других заболеваний вследствие снижения иммунобиологических свойств организма.

Потребность детей в растительном масле определяется количеством содержащихся в нем ПНЖК и составляет 2-4,8% от общей суточной калорийности рациона. Наилучшие клинические и биохимические показатели определяются у детей, получающих с рационом растительное масло в количестве 15-25% суточной потребности в жирах. Использовать в питании детей говяжий и бараний жир, необрезную свинину, утиный жир, а также комбинированные жиры (маргарин, растительное сало) запрещается. Они угнетают секрецию пищеварительных ферментов, длительное время задерживаются в желудке и кишечнике, ухудшая усвоение других компонентов пищи. В детском питании не допускается использование долгогретых, несколько раз кипяченых жиров, т. к. в них образуются вредные продукты распада жиров – альдегиды. Эти вещества образуются и при неправильном хранении масла. Если же подсолнечное масло хранить правильно, в закрытой стеклянной посуде, на холоде, оно может стоять без значительных изменений почти год.

3) Потребность в углеводах.

Углеводы являются основным энергетическим материалом для ребенка и должны входить в рацион в количестве, превышающем содержание белка в 3-4 раза. Излишек или недостаток углеводов приводит к изменению соотношения ингридиентов в пище. При длительном дисбалансе это может оказать отрицательное влияние на состояние здоровья и развития детей. На протяжении дня ребенок должен получать с углеводами 1/3 моно- и дисахаридов и 2/3 – полисахаридов. К первым относятся глюкоза, фруктоза, сахароза, которые содержатся в ягодах, фруктах, пчелином меде свекловичном, тростниковом и молочном сахаре; ко вторым – крахмал, гликоген, декстрин, клетчатка, пектиновые вещества, которые содержатся в злаках, фруктах, овощах, дрожжах, субпродуктах, грибах и т. д.

Информация о работе Основы рационального питания детей