Основы рационального питания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Рациональное питание является одним из наиболее важных и эффективных предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, оно способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и тканей, формированию скелета, ЦНС и интеллекта, повышает защитные силы организма и способствует снижению детской смертности. В детском возрасте правильное питание имеет большое значение, поскольку, кроме удовлетворения повседневной потребности в пищевых веществах, необходимо обеспечивать процессы роста и развития организма. Дефекты питания, как правило, сказываются на здоровье детей не сразу, а в более старшем возрасте при неблагоприятных условиях внешней среды, заболеваниях. Также важно рациональное питание в современных условиях в связи с акселерацией.

Содержание работы

1. Основы рационального питания детей..............................................................3
2. Потребность в пищевых веществах...................................................................5
3. Искусственное вскармливание.........................................................................15
4. Избыточная масса тела в детском возрасте....................................................17
5. Режим питания детей........................................................................................18
Список использованной литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

Основы рационального питания детей.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Организму детей требуется больше сложных, чем простых углеводов. Благодаря им дольше сохраняется стабильный уровень глюкозы в крови, что имеет большое значение для нормального течения процессов гликогеногенеза и функций различных органов и систем организма. Между тем неправильно думать, что детям совсем не нужны сладости и сахар. Сладости служат легким пищевым раздражителем, который нормализует тонус ЦНС у детей. Но такое влияние отмечается только при умеренном их употреблении – не более 15-20% от общего суточного количества углеводов в день. Рекомендуемое количество сладкого следует давать ребенку не сразу, а на протяжении всего дня и обязательно после еды. Мед, варенье, конфеты и другие сладости, которые содержат 60% сахаров рекомендуется употреблять с жидкостью (чай, молоко, вода), количество которой в 10-12 раз должно превышать количество сладкого.

Излишек сладкого, неправильный их прием  отрицательно сказываются на организме  ребенка – приводят к гипергликемии, а =>, снижают аппетит, приводят к  излишнему отложению жира в органах  и тканях, способствуют развитию лямблиоза, гнойничковых заболеваний и пр.

Содержащаяся в овощах и фруктах  клетчатка представляет собой сложный  углевод, который нормализует моторную и секреторную функции ЖКТ.

Пектиновые вещества, которые содержатся в овощах, ягодах, фруктах, особенно цитрусовых, являются хорошим вяжущим  средством, они замедляют процессы свертывания крови и др.

Введение в детский  рацион достаточного количества овощей и фруктов, которые богаты простыми сахарами, клетчаткой, пектиновыми веществами и витаминами, повышает усвоение белков, жиров и минеральных веществ.

4) Потребность в витаминах.

Особое значение в  детском питании имеют витамины, оказывающие влияние на процессы роста. К ним относятся главным образом Vit A и D.

Vit А влияет на интенсивность роста скелета и на функцию эндокринных желез, особенно гипофиза, состояние и функция, которого обеспечивает нормализацию процессов роста. Известно также значение Vit A для поддержания нормального состояния кожных покровов и их защитных свойств и др. Потребность в Vit A удовлетворяется как за счет самого Vit A, так и за счет его провитамина каротина.

Другим витамином, стимулирующим рост, является Vit D. Регулируя фосфорно-кальциевый обмен, он способствует нормальному росту и оссификации костей скелета. Вряд ли можно рассчитывать на полное удовлетворение потребности детского организма в Vit D за счет его экзогенного поступления в составе пищи. Пребывание детей летом и весной на открытом воздухе позволяет наиболее полно использовать эндогенный Vit D.

Зимой, когда отсутствует  естественный источник  UV-лучей, для предупреждения  D-витаминной недостаточности могут успешно использоваться искусственные их источники для систематического облучения детей в детских учреждениях или специальных фотариях. В условиях UV-недостаточности потребность в Vit D возрастает до 1500 МЕ.

В детском питании важное значение имеет Vit E, который оказывает существенное влияние на рост и развитие организма. Способность его содействовать накоплению Vit A и D во внутренних органах ( печень, почки и др.) и тканях, а также стимулирование Vit E превращения в организме каротина в Vit A позволяет рассматривать его как фактор, косвенно влияющий на рост детского организма.

Другие витамины также  воздействуют на процессы роста. Например, аскорбиновая кислота, кроме того, способствует нормальному развитию соединительной ткани у детей, образованию остеоидной ткани в костях, а также дентина в зубах.

Лучшим источником витаминов  являются натуральные продукты, особенно фрукты, овощи, ягоды и натуральные соки.

Суточная потребность  детей и подростков в витаминах.

Возраст, годы

В1, мг

В2, мг

РР, мг

В6, мг

С, мг

А, ИЕ

D, ИЕ

0,5-1

0,5

0,6

6

0,5

20

1650

 

1-1,5

0,8

1,1

9

0,9

35

   

1,5-2

0,9

1,2

10

1,0

40

3300

 

3-4

1,1

1,4

12

1,3

45

   

5-6

1,2

1,6

13

1,4

50

 

500

7-10

1,4

1,9

15

1,7

50

   

11-13

1,7

2,3

19

2,0

60

5000

 

14-17

1,7/1,9

2,2/2,5

18/20

1,9/2,2

70/80

   



 

5) Потребность в минеральных веществах и воде.

Значение минеральных  веществ в детском питании  заключается главным образом в том, что они участвуют в пластических процессах и служат материалом для нормального формирования скелета, мышечной и других тканей, развития и функции желез внутренней секреции, продукции гормонов, построения клеток нервной ткани, в т. ч. клеток головного мозга. Основное значение среди минеральных компонентов в детском питании имеет Са+ и Р+, используемые для пластических целей, главным образом для построения костной ткани. Дети нуждаются в повышенном количестве Са+, поэтому требуется систематическое включение в пищевой рацион молока и молочных продуктов, которые не только содержат значительное количество Са+, но и улучшают общее соотношение в рационе Са+ и других веществ, способствуя их лучшему усвоению. Источниками Са+ могут служить также яичный желток, орехи, бобы, овощи, сыр, мясо, овсяная крупа, фрукты и другие продукты, содержащие фосфопротеиды и фосфолипиды.

На величину усвоения Са+ в организме влияет его соотношение  с Р+, причем важно соблюдать это  соотношение не только в суточном рационе, Но и при отдельных приемах  пищи.

Наиболее благоприятными являются следующие соотношения  Р+ и Са+:

  • для детей от 1 до 12 мес. 1:0,8
  • для детей 1-3 лет 1:1
  • для детей 4лет и более 1:1,2 или 1:1,5

В детском питании  серьезной проблемой является обеспечение  достаточного уровня минеральных веществ, участвующих в кровообразовании (Fe+, Cu+, Mn+, Co+, Ni+). Реальными источниками железа в раннем возрасте служат яичный желток, творог, каши из измельченной овсяной крупы, фруктовые соки, несколько позднее – мясо, овощи, картофель, хлеб и др. Поступление железа в условиях недостаточности меди не обеспечивает гемопоэза в полной мере. Медь необходима для превращения поступающего с пищей железа в органически связанную форму.

Потребность детей в меди повышена. Она составляет:

  • для детей грудного возраста 0,1 мг/кг массы тела
  • для детей 3-6 лет – 0,6-0,85 мг/кг массы тела.

Источником меди могут служить многие продукты, но содержание меди в них незначительно.

Важную роль в кроветворении  играют марганец и кобальт. Последний  в присутствии меди и железа способствует образованию ретикулоцитов и  превращению их в зрелые эритроциты.

Марганец участвует в процессах оссификации и кроветворения. У детей дошкольного возраста потребность в нем составляет 0,2-0,3 мг/кг массы тела.

Детские пищевые рационы должны включать и другие микроэлементы – йод, фтор, цинк и другие

Дети нуждаются в количестве цинка, необходимом для нормального развития, а также функции гипофиза и поджелудочной железы. Суточная потребность в цинке составляет примерно 10-15 мг/кг массы тела.

В обеспечении нормального  роста и развития детей большое  значение имеет йод. Он входит в состав альбумина и глобулинов, является компонентом гормона щитовидной железы – тироксина.

Недостатка йода, особое значение приобретают тщательность проведения и наиболее полный охват детей профилактическим йодированием, что может производиться путем йодирования соли или более точным методом – использованием таблеток с необходимым суточным содержанием йода. Профилактическое йодирование школьников должно осуществляться в школах под наблюдением учителей. Для этого школы обеспечиваются инструкциями по проведению йодирования.

Процессы роста, связанные  с интенсивным увеличением массы  тела, обусловлены использованием значительного  количества натрия. Прирост ребенка на 1 кг сопровождается ретенцией 3 г натрия. Суточная потребность в натрии у детей составляет около 25 мг/кг массы тела, что полностью обеспечивает потребности интенсивного роста.

В старшем детском  возрасте поступление натрия происходит за счет поваренной соли, средняя суточная норма которой для детей школьного возраста составляет 8-10 г, считая и хлорид натрия пищевых продуктов. Источником натрия в детском питании служат продукты животного происхождения: молоко, мясо, рыба.

Для нормального развития растущего организма необходимо достаточное количество магния. Магний участвует в обмене веществ, оказывает влияние на активность ферментов. При недостаточном поступлении солей магния могут возникнуть тетания, трофические нарушения в коже; ухудшается и усвоение пищи. Источником магния для грудных детей является материнское молоко. Дети дошкольного и школьного возраста должны получать 11-19 мг магния на 1 кг массы тела. Удовлетворение потребности в магнии производится главным образом за счет мучных и крупяных изделий.

Вода не имеет питательной ценности, и в то же время без нее не могут протекать процессы, которые обеспечивают жизнедеятельность организма. Поэтому, наряду с водой, которая входит в состав пищевых продуктов, в рацион должна входить вода в свободном состоянии ( первые блюда, напитки и пр.). Потребность в воде зависит от интенсивности обменных процессов, которые обусловлены внешней средой (время года, физические нагрузки), возрастом и состоянием здоровья ребенка. Ребенок всегда получит необходимое количество свободной жидкости, если ему давать кроме прочего и жидкие блюда: на завтрак – чай, молоко или кофе с молоком, на обед – первые и третьи блюда, на полдник и ужин – кефир, простоквашу и др.

Количество жидкости в суточном рационе детей должно составлять 1-1,5 л в сутки в зависимости от возраста.

Суточная потребность детей в минеральных веществах

возраст

потребление, мг

кальций

фосфор

магний

железо**

от 0 до 29 дней*

240

120

50

1,5

1-3 мес.*

500

400

60

5

4-6мес.

500

400

60

7

7-12мес.

600

500

70

10

1-3 года

800

800

150

10

4-6лет

1200

1450

300

15

7-10 лет

1100

1650

250

18

11-13 лет     мальчики       девочки

 

1200

1100

 

1800

1650

 

350

300

 

18

18

14-17  лет      юноши          девушки    

 

1200  

1100

 

1800   

1650

 

300    

300

 

18

18


* С учетом естественного вскармливания

** С учетом усвоения 10% введенного железа 

 

 

 

 

 

3. Искусственное вскармливание

Искусственное и смешанное  вскармливание в настоящее время  является одной из актуальных проблем, т. к. в большинстве стран неуклонно возрастает число матерей, прекращающих грудное вскармливание по различным причинам (чаще всего в связи с занятостью, а также недостаточностью или отсутствием молока).

В результате научных  исследований в разных странах получены смеси и виды детского питания  достаточно эффективные для того, чтобы они могли использоваться с целью замены грудного молока при полном или частичном (смешанном) вскармливании. Разработка и создание средств для искусственного вскармливания ведутся на различных принципиальных основах, но с одной целью – приблизить эти средства питания по пищевым и биологическим свойствам к женскому молоку, и таким образом получить действенный эффект вскармливания детей грудного возраста.

Информация о работе Основы рационального питания детей