Психологические особенности осужденных молодежного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:07, доклад

Описание работы

Характеристика личности молодого человека. Личность молодого человека характеризуется социальной зрелостью, способностью правильно воспринимать явления общественной жизни и критически оценить свое поведение, однако огромное влияние на поведение личности оказывают стереотипы, сформировавшиеся в предшествующий возрастной период. В этом возрасте люди обзаводятся семьей, происходит их профессиональное становление, углубляются и развиваются межличностные отношения на производстве, наступает правовая зрелость. Социальная роль личности подкрепляется избирательным правом. Рассматриваемый жизненный период можно условно разделить на два этапа: 1) с 18 до 25 лет; 2) с 26 до 30 лет.

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ.docx

— 23.11 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО  ВОЗРАСТА

Характеристика  личности молодого человека. Личность молодого человека характеризуется социальной зрелостью, способностью правильно воспринимать явления общественной жизни и критически оценить свое поведение, однако огромное влияние на поведение личности оказывают стереотипы, сформировавшиеся в предшествующий возрастной период. В этом возрасте люди обзаводятся семьей, происходит их профессиональное становление, углубляются и развиваются межличностные отношения на производстве, наступает правовая зрелость. Социальная роль личности подкрепляется избирательным правом. Рассматриваемый жизненный период можно условно разделить на два этапа: 1) с 18 до 25 лет; 2) с 26 до 30 лет.

В возрасте от 18 до 25 лет формирование личности идет наиболее интенсивно. В этот период рельефно проявляется социальная активность человека: он создает и изменяет обстоятельства «современной жизни собственным поведением и трудом», образует собственную среду «развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в разнообразные малые и большие группы-коллективы)".

В настоящее время  в самостоятельную жизнь вступает наиболее грамотное за всю историю страны молодое поколение, наиболее подготовленное профессионально. Наша молодежь верна коммунистическим идеалам, революционным традициям, трудится па передовых рубежах пятилетки. Однако в молодежной среде отмечаются и негативные явления: запоздалое гражданское становление и политическая наивность, иждивенчество некоторых молодых людей, их нежелание трудиться там, где это требуется обществу сегодня, стремление части молодежи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. Все эти недостатки могут стать благоприятной почвой для асоциального развития личности.

Антиобщественное  поведение некоторой части молодежи может наблюдаться там, где запущена политико-воспитательная работа,где не уделяют должного внимания удовлетворению ее запросов, интересов, потребностей. В этих коллективах начинают процветать групповой эгоизм, ложное товарищество, антиобщественные взгляды. Развитие отрицательных черт интенсифицируется с момента вхождения личности в асоциальную малую группу и принятия ее норм, ценностей, требований.

В молодежном возрасте особенно остро встает проблема осознания себя и своего будущего. Если в 18-летнем возрасте правонарушитель может еще неохотно включаться в общественно-полезные виды деятельности, сохранять детскую инертность, полагая, что он может жить за счет родителей, то уже к 22-25 годам под влиянием объективной действительности он начинает заботиться о перспективе своей жизни.

Однако часть  осужденных этого возраста нередко  не имеет производственной квалификации, трудового стажа, так как и в условиях свободы не участвовала в общественно полезном труде, вела паразитический образ жизни.

Среди осужденных молодежного возраста есть лица, желающие изменить характер работы в будущем, и это требует их профессиональной переориентации и переквалификации при подготовке к освобождению.

Многие осужденные молодежного возраста не имеют общего среднего образования, а длительный преступный образ жизни,злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами отрицательно сказались на развитии их интеллектуальной сферы, разрушили навыки самостоятельной работы с книгой. Кроме того, часть молодежи этого возраста не видит перспективы в повышении общего образования, поэтому посещает школу под нажимом администрации колонии или чтобы «убить» свободное время.

Вместе с тем  среди осужденных этого возраста имеются лица, которые стремятся получить в ИТУ среднее образование, связывают это со своей будущей профессией. Учеба в школе и ПТУ колонии рассматривается ими как путь к получению интересной работы.

Важное место  в жизни осужденных молодежного  возраста занимают вопросы семьи и брака. Особенно дорожат семейным благополучием осужденные в возрасте 26-30 лет. Нарушение семейных связей часто бывает следствием аморального поведения одного из молодых супругов в быту, злоупотребления алкоголем.

Осужденные данной возрастной группы болезненно переживают факт их ареста по заявлению в органы милиции жены, соседа или близкого родственника. Они настолько уверены в своей правоте, что разубедить их бывает довольно сложно, для этого необходим целый комплекс мер индивидуального и общественного воздействия.

Отсутствие или  ослабление семейных отношений осужденные молодежного возраста нередко замещают заочными знакомствами с лицами другого пола, восстановлением своих прежних связей, что существенно влияет на психологию их личности. Бывает, что новые знакомства воздействуют на осужденного положительно. Так, рецидивист Н. долгое время был нарушителем режима. В 27 лет он стал переписываться с девушкой, которая убеждала его в необходимости начать новую жизнь. Однажды она приехала на свидание к Н. в колонию. Этот факт, особенно ее твердая вера в него изменили отношение Н. к себе и окружающей действительности. После встречи с ней Н. начал честно трудиться, поступил в 10-й класс вечерней школы, публично выступил с осуждением своего прошлого поведения. Если поведение осужденных в возрасте 18-25 лет менее устойчивое и определенное, то у лиц в возрасте от 26 до 30 лет выявляется тенденция стабилизации негативного или позитивного поведения. С возрастом увеличивается доля лиц, стремящихся встать на путь исправления, особенно это характерно для 28-30-летних. В эти годы более интенсивно и продуктивно идет процесс овладения социальным опытом. С достижением возраста 25 лет у человека (за крайне редким исключением) не прекращаются ни процесс познания себя и окружающих, ни процесс овладения новыми навыками, ни процесс освоения новых норм, ролей и выработки новых ценностных ориентации и установок.

В задачу воспитателей входит осуществление систематического контроля за поведением правонарушителей молодежного возраста, глубокое изучение их психологии, разработка научно обоснованных программ перевоспитания с учетом условий колонии и индивидуальных особенностей правонарушителей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЗРЕЛОГО, ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТОВ

Характеристика  осужденных зрелого возраста. В возрасте от 30 до 40 лет круг общения расширяется, окончательно закрепляются профессиональные роли. Человек озабочен воспитанием собственных детей, повышением интеллектуального уровня и материального достатка. В условиях ИТУ лица в возрасте от 30 до 40 лет особенно остро переживают разлуку с семьей, родственниками, отсутствие возможности свободного выбора деятельности. На этой основе у неоднократно судимых формируется пессимистическое отношение к жизни. У них легко разрушается жизненная перспектива, появляется недоверие к окружающим, развивается озлобленность и агрессивность.

В возрасте 40-55 лет  углубляется специализация занятий, человек приобретает устойчивое положение в жизни, которое является результатом его профессиональной деятельности. В этот же период в связи с уходом детей из семьи и появлением внуков несколько изменяется воспитательная функция. Происходит перестройка социальных ролей: одни доминируют, другие ослабляются. Изменяется в связи с этим образ жизни, который становится более размеренным. Сужение круга знакомых ведет к усилению родственных чувств.

Осужденные этого  возраста чаще задумываются над итогами своей жизни, более самокритичны и реалистичны в оценках окружающей действительности, испытывают потребность в общении с близкими людьми, что находит отражение в переписке. На нихвоспитатели часто опираются в своей работе по формированию коллективов осужденных, поскольку эти лица охотно проявляют свою активность.

Характеристика  осужденных пожилого и старческого  возрастов. В возрасте старше 55 лет происходит заметный упадок физических и умственных функций, ослабление сексуальных потенций и интересов. Вместе с тем «это «пик» для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденное от занятий и отбора наиболее:интересных для личности общественных дел».

Осужденные этого  возраста обеспокоены возможностью получения пенсии после освобождения из ИТУ. У них происходит существенная перестройка мотивации в связи с ожиданием старости или сопротивлением ее наступлению. Они испытывают усталость от преступного образа жизни и стремятся с ним порвать. Однако некоторые осужденные, долгие годы отбывающие наказание в колонии, не имеющие семьи, безразличны к своей судьбе.

Отклонения  от нормы в психическом развитии у осужденных зрелого, пожилого и старческого возрастов. Адаптация к меняющимся условиям среды с возрастом становится более сложным процессом из-за понижения пластичности нервных центров. У осужденных старческого возраста иногда отмечаются патологические отклонения: они живут в плену гипертрофированных органических потребностей, не проявляют интереса к событиям общественной жизни, у них возникает склонность к иждивенчеству. Нередко у этих осужденных развивается слабоумие, морально-этические установки снижаются, что обусловливает совершение ими проступков, нарушение режима, отрицательное отношение к окружающим, выраженную злобность и агрессивность или старческую эйфорию.

Большинство осужденных зрелого, пожилого и старческого возрастов полагают, что они «свое уже отработали». Другие убеждены, что после освобождения из ИТУ государство их обеспечит. Третьи надеются прожить оставшиеся годы за счет родственников (детей, жены, братьев; сестер и т. д.). Это объясняется чаше всего укоренившимися привычками отрицательного отношения к труду, склонностью жить на нетрудовые доходы, паразитизмом. Вместе с тем немало осужденных престарелого возраста прилежно работают на производстве ИТУ, в дальнейшем намерены трудиться на свободе. Чаще это объясняется тем, что в результате длительного срока отбывания наказания у рецидивистов недостает трудового стажа для получения пенсии. Лица зрелого, пожилого и старческого возрастов из числам рецидивистов и особо опасных рецидивистов, как правило, имеют невысокий общеобразовательный уровень. Нередко они учатся ИТУ по принуждению администрации. Они не считают образование ценностью, полагая, что учиться им поздно, боятся трудностей в учебе. Многое в перевоспитании осужденных этих возрастов зависит от их связей с семьей. Исследования показывают, что чем строже режим и длительнее сроки наказания, тем сильнее стремление: осужденных к семье.

От зрелого к пожилому, а затем и престарелому возрасту все больше повышается значимость материальной обеспеченности и этим объясняется появление тревоги за свое будущее. На материальную обеспеченность как ценность в большей мере ориентируются те из них, кто был осужден за корыстные преступления. Нередко материальная обеспеченность выступает у лиц зрелого, пожилого и старческого возрастов как условие для дальнейшего беззаботного существования, удовлетворения гипертрофированных, потребностей.


Информация о работе Психологические особенности осужденных молодежного возраста