Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы. Нестабильность нынешней жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Данная работа посвящена проблеме преступности среди несовершеннолетних: состоянию, структуре, динамике преступности; основным факторам риска, влияющих на подростковую преступность, а так же мерам проводимые по профилактике правонарушений. Объектом исследуемой работы являются несовершеннолетние. Это подростки в возрасте от 14 до 18 лет.

Содержание работы

Введение ………………………………………………2
1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы…..3
1.1. Состояние, структура, динамика преступности несовершеннолетних…4
1.2. Основные факторы риска, влияющие на подростковую преступность..5
2. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности…8
2.1 Зарубежный опыт по предупреждению несовершеннолетней преступности...10
Заключение…………………………………………….. 17
Список использованных источников……………………………………18

Файлы: 1 файл

Ювенальная преступность.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

                    С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение ………………………………………………2

1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы…..3  

1.1. Состояние, структура, динамика преступности несовершеннолетних…4   

1.2. Основные факторы риска, влияющие на подростковую преступность..5  

2. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности…8   

2.1 Зарубежный опыт по предупреждению несовершеннолетней преступности...10  

Заключение……………………………………………..  17  

Список использованных источников……………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящие время, когда  идут быстрые процессы изменений  в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся  мировоззрением. Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая  ситуация, отсутствие четкой системы  общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает  свой, порой неизгладимый, отпечаток  на их судьбы. Нестабильность нынешней жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо  трудных обстоятельствах.

Данная работа посвящена  проблеме преступности среди несовершеннолетних: состоянию, структуре, динамике преступности; основным факторам риска, влияющих на подростковую преступность, а так  же мерам проводимые по профилактике правонарушений. Объектом исследуемой работы являются несовершеннолетние. Это подростки в возрасте от 14 до 18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы.   

Окружающие рассматривают  преступность несовершеннолетних, как  проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих преступлениях  не сообщается в правоохранительные органы, что ведет к их росту. На подростковую преступность влияют такие  факторы, как отрицательные влияния  в семье, в ближайшем окружении; подстрекательство со стороны взрослых преступников; длительное отсутствие определенных занятий; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга. За последние три года значительно  увеличилась тенденция роста  преступлений в молодежной среде. С  точки зрения экспертов отмечался  рост всех видов преступности, таких  как пьянство, наркомания и уличных  преступлений. Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные преобразования молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации и т.п. Поэтому необходимо регулирование  поведения подростков. Для того, чтобы избежать увеличения преступности среди несовершеннолетних проводится ряд мер по профилактике преступлений. К ним относятся пять группы мер, направленных на то, чтобы оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания; предупредить и предотвратить переход несовершеннолетнего на преступный путь и создать условия для исправления этих лиц.

Понятие преступность несовершеннолетних связано с возрастными границами (от 14 до 18 лет). Вместе с тем ряд  процессов, влияющих на тенденции развития указанной преступности, имеет место  и в среде младших подростков (10-13 лет), а также у лиц молодого возраста (18-21, 22-25 лет), что важно  учитывать при разработке мер  борьбы с этим явлением. В арсенале школьников такие тяжкие преступления, как убийства, телесные повреждения, изнасилования, похищение человека, преступления, связанные с применением оружия. Некоторые преступления, совершенные школьниками, поражают своей жестокостью и цинизмом.

Обращает на себя внимание увеличение в общем количестве несовершеннолетних преступников доли неработающих и не учащихся подростков. Значительно повысилась криминальная активность детей в  возрасте до 14 лет. Наметившаяся тенденция  к омоложению подростковой преступности привела к увеличению количества общественно—опасных деяний, совершенных  подростками в возрасте до 14 лет. Эти подростки, как правило, педагогически запущенные, характеризующиеся стойкой асоциальной направленностью, нуждаются в особых условиях воспитания.

1.1. Состояние, структура,  динамика преступности несовершеннолетних   

Динамика преступности несовершеннолетних дает основания прогнозировать ее реальное увеличение. Статистика, факты, специальные  исследования наглядно показывают, что  подростковая преступность в России в настоящее время активно  прогрессирует. Она охватывает все  основные молодежные группы, как в социально-демографическом, так в территориальном и профессионально-образовательном аспектах. Можно с уверенностью сказать, что постоянный рост безработицы среди молодежи будет способствовать и уже способствует формированию групп, устойчиво подверженных криминальному влиянию. В структуре подростковой преступности можно ожидать дальнейшего роста преступлений, отягощенных особой жестокостью, дерзостью и цинизмом. Это во многом будет зависеть от общей социальной ситуации в стране, т.к. в настоящее время возрастает дефицит духовности, распространение моделей аморального поведения, связанных с развитием бизнеса развлечения, печатной, кино - и видеопродукции, пропагандирующей порнографию, культ насилия и жестокости, которая в свою очередь, способствует процветанию проституции и аморального образа жизни.

Причины и условия преступности несовершеннолетних - это те же социально  негативные явления и процессы, детерминирующие  преступность и преступление в целом.

Мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему более ограничена, чем у взрослых преступников, и  отмечена в ряде случаев определенными  признаками инфантилизма. Такие особенности  определяются социально- ролевыми и социально- психологическими свойствами лиц до 18- летнего возраста. Как правило, здесь отсутствует мотивация “служебной корысти”, т.е. стремления паразитически извлекать материальные выгоды, злоупотребляя служебным положением. Нет у них мотивации профессиональной небрежности, порождающей неосторожную автотранспортную преступность. Незамужнее и неженатое семейное положение ограничивает возможность формирования семейно- бытовой агрессивности, столь распространенной в преступлениях взрослых.

Специфична мотивация  самоутверждения в группе “лжетоварищество”, “престижно- потребительских” интересов, “запретного плода”, враждебности к “чужим” и т.п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций.

При этом, как уже отмечалось, возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в “механизме”  преступного поведения не автоматически. Это происходит в случаях, когда  наличие этих особенностей не учитывается в воспитании и контроле за возникновением безнадзорности, конфликтных ситуаций. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что значит быть взрослым, самостоятельным, смелым, как надо дружить. А это при определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Но влияние искаженных возрастных особенностей и их крайнего выражения- “детской мотивации” (озорство, легкомыслие) характерно не для всех преступлений несовершеннолетних . По общему правилу, чем тяжелее преступление, тем слабее это влияние ощущается. Мало ощущается оно и при продолжаемой преступной деятельности или рецидиве. В частности, применительно к таким преступления, как разбой, тяжкие насильственные преступления, повторные грабежи и квартирные кражи, “детская” мотивация прослеживается, по выборочным данным, лишь в одной десятой части. Преобладает же эгоистически потребительская мотивация, связанная с желанием завладеть “модными” предметами, поддержать свой престиж в группе, получить в свое распоряжение денежные средства для приобретения спиртных напитков и т.п. Она служит причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи и грабежи у школьников, сокурсников, в общежитиях, у пьяных, кражи государственного и колхозного имущества (из палаток, лотков, магазинов, с полей), грабежи и разбои, совершаемые на улицах.

Насильственные преступления и хулиганство учиняются несовершеннолетними  чаще всего в драках, происходящих вследствие групповой конфликтности  или мотивации, которые возникают  в пьяных компаниях.

1.2. Основные факторы  риска, влияющие на подростковую преступность.  

В непосредственном формировании личности несовершеннолетних, могущих  в определенной ситуации совершить  преступления, решающую роль играют следующие  криминогенные обстоятельства:

1. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ  ВЛИЯНИЯ В СЕМЬЕ .

Существенные дефекты  семейного воспитания проявляются  в большинстве случаев искаженного  формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочным данным, примерно каждая десятая семья оказалась  криминогенно неблагополучной. В 30-40% случаев  преступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие прямого  отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей  и других старших членов семьи  (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т.п.)

Выборочные исследования показывают, что образовательный  уровень родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже образовательного уровня взрослого населения страны в целом. Низкая культура в таких  семьях во многом обуславливает неправильное поведение самих родителей или  неправильное воспитание ими своих  детей.

2. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ  ВЛИЯНИЯ В БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ – бытовом, учебном, производственном и так далее со стороны сверстников или взрослых. Они оказываются особенно значимыми, в связи со стремлением несовершеннолетних включится в группу для совместного время провождения. Дорожа пребыванием в такой группе, они стремятся подрожать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду и поведению.

Наряду с прямым разлагающим  воздействием пьяниц, хулиганов т.п., отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о "допустимости" и безнаказанности преступных действий определенного вида; действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей.

3. ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО  СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ ПРЕСТУПНИКОВ , которое, по данным выборочных исследований, имеет место не менее чем в 30% случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, другие формы "до преступного" антиобщественного поведения. Такое вовлечение может явиться и самостоятельной причиной преступлений несовершеннолетних, поскольку как бы дает толчок процессу моральной деформации личности или усиливает его.

4. ДЛИТЕЛЬНОЕ ОТСУТСТВИЕ  ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек.

5. ФОРМИРОВАНИЮ  КРИМИНОГЕННОЙ МОТИВАЦИИ и ее проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствует :БЕЗНАДЗОРНОСТЬ, КАК ОТСУТСТВИЕ ДОЛЖНОГО КОНТРОЛЯ со стороны семьи за поведением, связями, время провождением несовершеннолетних. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т.д.

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ БУДУЩИХ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ, содействующая  созданию ситуации и поводов для  преступлений. Значимость названного фактора еще более возрастает с учетом возрастных особенностей преступников, которые "накладываются" в таких  случаях на ситуацию. Например, выборочные исследования показывают, что по делам  о преступлениях против личности, совершаемых несовершеннолетними, в 20-50% случаев негативное поведение  потерпевшего предшествовало преступлению. Это- неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность и т.п.

НЕДОСТАТКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ общеобразовательных школ и  профессионально-технических учебных  заведений (проявления формализма, отказ  от индивидуального подхода и  т.д.), в результате чего не реализуется  должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности  учащихся, учащиеся не получают должной "закалки" против антиобщественных влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются  от учебного коллектива, утрачивают интерес  к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье : ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет запросов и интересов личности, ослабляет самоконтроль и искажает самооценку.

НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ  ТРУДОУСТРОЙСТВА И ВОСПИТАНИЯ в  трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления - особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою “взрослость”, - способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с источниками, отрицательных влияний.

НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ  ДОСУГА, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении  в них несовершеннолетних, находящихся  в неблагоприятных условиях жизни  и воспитания. Существование этих недостатков в определенной степени  связано с упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних, а равно их профиля и дислокации, решаются без должного учета динамики несовершеннолетнего населения, его возрастной структуры, интересов.

 

2. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности.   

Меры проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.

Информация о работе Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности