Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы. Нестабильность нынешней жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Данная работа посвящена проблеме преступности среди несовершеннолетних: состоянию, структуре, динамике преступности; основным факторам риска, влияющих на подростковую преступность, а так же мерам проводимые по профилактике правонарушений. Объектом исследуемой работы являются несовершеннолетние. Это подростки в возрасте от 14 до 18 лет.

Содержание работы

Введение ………………………………………………2
1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы…..3
1.1. Состояние, структура, динамика преступности несовершеннолетних…4
1.2. Основные факторы риска, влияющие на подростковую преступность..5
2. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности…8
2.1 Зарубежный опыт по предупреждению несовершеннолетней преступности...10
Заключение…………………………………………….. 17
Список использованных источников……………………………………18

Файлы: 1 файл

Ювенальная преступность.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательной  и принудительной (например : лишение родительских прав).

Данная группа мер применяется  на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному  здоровью человека. Это чрезвычайно  серьезный этап предупредительной  работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния  на ребенка в дальнейшем устраняются  с большим трудом, и то лишь при  условии специального педагогического  воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных  семей и принятием мер к  устранению этого неблагополучия.

Вторая группа мер – это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д.

Главное здесь – воспитательные усилия, направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.

Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более  того, само существование трех последних этапов – это неправильная работа в деятельности на первых двух этапах.

Третья группа мер – это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.

Мы выделяем этот этап в  качестве самостоятельной меры и  не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам :

·        привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы и осуществление в отношении него воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии ;

·        не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к уголовной ответственности ;

·        воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.

Четвертая группа мер – это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.

Пятая группа мер - это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Работа с такими подростками  должна быть ориентирована в первую очередь на то, чтобы они не допустили  новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.

Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в  зависимости от содержания, характера  делятся на :

·        Воспитательные , т.е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы (а именно в ней участвует наибольшее количество организаций и учреждений ) регламентированы законом и иными нормативными актами.

Воспитательное воздействие  реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем  вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и т.д.

·        Принудительные , т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации.

·        Организационные — специальные меры по улучшению выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в трудных условиях и т. д., планирование работы с ними, контроль, координацию действий различных организаций (в отношении несовершеннолетних это наиболее актуально в силу отмеченного выше значительного числа •субъектов предупредительной работы).

·        Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов или конфликтов в учебных или производственных коллективах.

2.2. Зарубежный опыт по  предупреждению несовершеннолетней  преступности

В Европе в целом и в  Голландии в частности наметился  так называемый универсальный подход к решению социальных проблем, подменяющий  опору в социальной работе на три  классических метода (индивидуальный — работа с отдельным клиентом в специализированном агентстве; групповой  — с отдельными категориями социально  незащищенных граждан; и собственно общинный).Работа с подростками, и прежде всего с "трудными", составляет в Голландии обязательный компонент общей социальной работы. Традиционно она осуществляется в общине, т.е. по месту жительства и учебы детей .

Предупреждение преступности несовершеннолетних ориентировано  на повседневность. Эта ориентация имеет целью помочь подросткам самим  понять, познать все трудности  и противоречия жизни .с которыми они должны уметь справляться. Основным принципом по этому провозглашается максимальная конкретность такой "повседневной" реабилитационной деятельности, направленная на то, чтобы подросток мог вырваться из уз неблагополучия, осознав ограниченность и нелепость дурного поведения.

Все это придает особую значимость воспитательным, а не исправительным методам воздействия, созданию соответствующих  возможностей непосредственно в  среде обитания, способных служить  своеобразным заслоном от всякого рода дефектов в развитии личности и отклонений в поведении, провоцируемых на опасных  возрастных этапах. Следовательно, согласно этим взглядам, любые осложнения должны выявляться и устраняться не только вовремя, но и с опережением. И  обязательно — в соответствии с возрастом и ведущим типом  социальной деятельности несовершеннолетних, будь то учение, общение, самоопределение.

И все же работа с “трудными” подростками в общине неизбежно  прерывается периодами тяжелых  кризисов и осложнений, вызываемых прогулами, кражами, напряженными отношениями  с окружающими, недостойным поведением дома, в школе, по месту жительства.

Критические периоды могут  различаться по продолжительности, остроте, масштабам, начиная от временного разрыва с родителями, школой и  кончая преступлениями подростка. Но и  в этом случае основным элементом  предупреждения преступности остается ее ориентация на повседневность и, следовательно, содержание подростка, насколько это  возможно, в условиях общины, дома, семьи.

Такой подход выявляет необходимость  перехода от попечительства, осуществляемого  соответствующими учреждениями, к альтернативной заботе, базирующейся опять-таки на возможностях общины. Это и определяет особенности  организации и содержания предупреждения преступности, исходящей из требования видеть несовершеннолетнего в обстановке повседневной жизни, в системе его  привычных социальных отношений, в  контексте референтных групп.

Составными частями усиленной  заботы о “трудных” подростках, по мнению голландских специалистов по социальной реабилитации, являются следующие.

Отвлечение как возможность создания и развития опорных профилактических служб для удовлетворения нужд большинства “трудных” подростков с тем, чтобы удержать их от опеки официальных, а главное, правоохранительных органов.Отвлечение от правонарушений предполагает разработку методов по привлечению внимания действующих в общине социальных ведомств и служб, например, к местам сборов подростков по вечерам, днем, в свободное время, скоплений и тусовок.

Важнейшим элементом отвлечения становится профилактическая деятельность, выражающаяся в создании кафе для  молодежи, клубов по интересам, предоставлении небольших помещений в жилых  кварталах, позволяющих развлекаться, что-то мастерить, ремонтировать. В  жилых домах тех кварталов  города, где отсутствуют комфортабельные  условия для проведения досуга подростков, устраивают своеобразные "этажи  отдыха" — оборудованные подвалы  или, наоборот, мансарды, где есть все  необходимое для простых спортивных занятий, нехитрые музыкальные установки, видеотехника. Когда в домах таких  возможностей нет, "этажи" создают  в школах.

При этом успех сопутствует  тем, кто считает, что приучать трудных  к культуре поведения необходимо через создание для них условий  и практики доверия, без опасения, что они что-то сломают, не то скажут, не то возьмут. Опыт положительного поведения  формируется не через увещевания взрослых: он должен быть практически  усвоен.

Такого рода "уличная" работа обеспечивает доступ к возможностям общины, позволяет избегать ненужных контактов с правоохранительными  органами.

Значение работы по отвлечению заключается и в установлении контактов с друзьями подростка  — важнейшим окружением, в котором  проходит большая часть его жизни  и которое, безусловно, влияет на него самым непосредственным образом.

По мнению голландских  социальных работников, именно ситуация отвлечения становится тем краеугольным камнем, благодаря которому большие  группы безнадзорных подростков вместо того, чтобы скандализировать и эпатировать  среду, как бы успокаиваются и  даже "сужаются" в размерах, переходя в разряд обыкновенных.

Однако подобная констатация  оказывается невозможной без  самой серьезной диагностики. Недаром  в процессе установления с подростками  благоприятных отношений ей уделяется  много времени и внимания. Без  выявления и диагностирования проблем  подростка, заключенных в нем  самом и за пределами его личности, просто немыслимы структурализация и преобразование поведенческих и личностных моделей и реабилитационная работа в целом.

Диагностика - длительный процесс, который не позволяет действовать приблизительно, навешивая ярлыки и лишь фиксируя динамику развития. Специалист по реабилитации вооружен методами групповой и индивидуальной диагностики. Он постоянно включен в процессы социализации подростков, но при этом, в силу специфики неформального общения со своими подопечными, остается как бы в тени. Свои наблюдения он систематически представляет в форме самоотчетов о состоянии групп, с которыми имеет дело; составляет их характеристику, социальный диагноз, включающий в себя анализ структуры, позиций членов группы, типа властных отношений в ней, оценки группового взаимодействия, уровня "социальности" и т.д. Особое внимание в отчетах уделяется анализу конфликтных ситуаций в группе, характеру и способу их урегулирования, что позволяет судить о динамике групповой жизни, эффективности или непригодности методов и, в конечном счете, служит основой отмены или принятия соответствующего решения.

Важнейшей стороной формирования разных подходов к “трудным” является также распознавание и оценка тех нужд, которые можно удовлетворить  на уровне общины. Поэтому не менее  значимым условием диагностики выступает  оценка социальной среды, которая помогает:

— более ясно и реалистично  понимать подростка, его семью, окружение;

— оказывать поддержку  и содействие всем вовлеченным в  процесс профилактики преступности, нести ответственность за удовлетворение их нужд и потребностей;

— избегать использования  учреждений по реабилитации, в том  числе приютов.

— приближаться к проблемам, которые благодаря этому будут  поняты, обеспечивая запланированный  профилактический подход.

Общественная  помощь и наставничество используются как результат диагностики для разрешения наиболее серьезных, особенно тяжелых для подростков проблем. При определении общественной помощи и наставничества используются специальные процедуры:

объединение общественных и добровольных средств и возможностей с тем, чтобы подросток не попал в  руки официальных органов;

·        создание системы совместной диагностики и оценки личности; обобщение ее результатов для принятия решений учителями, воспитателями, участковыми, помощниками, общественниками; выработка соответствующих мер;

— определение оптимального соотношения  между групповой и индивидуальной работой с подростком.

Считается, что для категории  “трудных” подростков наиболее эффективны групповые формы наставничества. Главное в групповой работе с  подростками определяют нужды группы и ее членов. Это и оценка этих нужд, и учет общественно полезных умений и навыков, и необходимость консультирования по разным жизненным вопросам, психотерапевтическая работа, посещение школ, изучение семьи и т.д. Кроме того групповое наставничество создает обстановку, благодаря которой можно поделиться своими затруднениями с себе подобными, с наставниками, познать опыт других. Оно рождает чувство сопричастности и повышает возможность увидеть себя в ином свете.

Информация о работе Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности